Реализация ФГТ в ДОУ
статья на тему

В материале представлен опыт реализации ФГТ в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_fgt_v_dou.doc55 КБ
Файл realizatsiya_fgt.rar1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Красненского района

Реализация ФГТ в дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад «Капелька»

                                                         

                                                                 

                                                                     старший воспитатель

                                                                     Ушакова Валентина Тимофеевна

                                                                     МБДОУ «Центр развития ребенка-

                                                                      детский сад «Капелька»  

Красное 2013

С 1 сентября 2013 года вступит в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус «дошкольного образования» предусматривает разработку  Федерального государственного стандарта дошкольного образования — впервые в истории российского образования.

Введение стандарта в апробационном режиме начнётся с сентября 2013 года.(январь 2014)

Сегодня действуют Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состоят из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте дополнительно к этим требованиям появляются требования к результатам в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

  На сегодняшний день проект ФГОС проходит народное обсуждение, где участники выделяют ряд его и плюсов и минусов, вносят рекомендации для разработки его конечного варианта.

Любые нововведения  воспринимаются педагогами настороженно, с волнением. Поэтому главным условием  успешной работы педагогов по стандартам считаю (является) его психологическое принятие, настрой педагогов на введение позитивных изменений.

Введение ФГОС в дошкольном образовании потребует новых профессиональных компетенций от педагогических работников. Насколько готовы педагогические работники дошкольных организаций к внедрению ФГОС?

Здесь  пригодится опыт внедрения ФГТ в образовательный процесс, его методическое сопровождение. Федеральные государственные требования позволили акцентировать внимание педагогов на то, что основными задачами дошкольного образования являются не знания, умения и навыки, а формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» ребенка.

В детском саду  успешно реализовался проект  «Построение образовательного процесса в контексте ФГТ».     Была изучена нормативная база, разработана    общеобразовательная программа, проводились обучающие семинары для    педагогов по темам: освоение новой  модели образовательного процесса, комплексно-тематический подход и изменение форм планирования,   освоение принципа интеграции, изменение подходов к организации развивающей среды.

Приветствовалось тьютерство. Были организованы открытые просмотры образовательной деятельности, построенные на основе ФГТ. Детский сад действовал как открытая образовательная система. Было проведено ряд обучающих семинаров для педагогов дошкольных образовательных организаций района по ФГТ.  Проводился информационный и действенный обмен по организации форм планирования. Были организованы просмотры образовательной деятельности у лучших педагогов детского сада, где были представлены разные системообразующие факторы интегрированного подхода.

В рамках ФГТ прорабатывался вопрос создания условий  для организации дошкольного образования.

Вопрос реализации ФГТ в дошкольной организации размещался на официальном Сайте детского сада в сети интернет как информационный ресурс и фото зарисовки.

Благодаря такой работе педагоги освоили ряд положений ФГТ, которые перейдут в практику работы ФГОС.

В первую очередь это касается изменений в построении модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Она предусматривает  решение образовательных задач в процессе:

  • совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов и в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности);
  • в самостоятельной деятельности детей.

Образовательный процесс в детском саду осуществляется через различные виды деятельности - игры (сюжетные, театрализованные), чтение художественной литературы,  беседы, экспериментирование, исследования. Игра при этом выступает как самый важный вид детской деятельности, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

        Самостоятельную деятельность детей педагоги нашего детского сада организует по предметно-средовому принципу т.е. свободная деятельность воспитанников осуществляется в условиях созданной педагогами предметно - развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Поэтому очень важным моментов в работе детского сада стало насыщение предметно-развивающей среды. Материалы, связанные единой темой, дают возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал. Согласно интересам детей, педагоги оформляют как постоянные, так и временные активности. Все материалы, размещенные в центрах активности, открыты и доступны детям.

В рамках реализации ФГТ наиболее актуальной стала проектная деятельность, которая способствует формированию у дошкольников целостной картины мира.

Актуальность проектной деятельности на современном этапе также обусловлена тем, что она основана на принципах интеграции и комплексно-тематическом подходе, которые провозглашены ФГТ. Метод проектов позволяет объединить комплекс различных видов детской деятельности вокруг единой темы, связать содержание образования с опытом ребенка, уйти от жесткой предметности,  а также развить у ребенка, познавательные, творческие способности.

В детском саду успешно реализованы с детьми  проекты: « Животные, какие они?, «Загадки щедрой осени», «Рисуем вместе и для детей»,  «Защитники Отечества», «Скоро в школу», «Волшебница вода», «Дорожная азбука», «Олимпийские игры – год до старта»  и другие.

Важным условием выполнения образовательной программы является участие в образовательном процессе родителей воспитанников детского сада. Родители участвуют в реализации проектов, участвуют в праздниках (День Нептуна, 8 марта, День матери, День вооруженных сил и др.), вовлекаются в спортивно-массовые мероприятия. На данный момент ведется подготовка к акции (списать по спорту), спортивный праздник  состоится 2 сентября.

Подводя итог хочу обратиться к дошкольникам: новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Так как в этих изменениях много положительного:

1)    Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

2)    Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы.

3)    Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

4)    Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

5)    Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

6)    Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

Педагоги ДОУ должны быть адаптированы к новым структурным, содержательным и технологическим его компонентам, совершить новый шаг в своем профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта дошкольного образования.

В завершении хочу отметить, что переход на новый стандарт стал реалией сегодняшнего дня, и, чтобы он был успешным, необходима слаженная и планомерная работа на всех уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Реализация ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения

     Появление новых нормативно-правовых документов в области дошкольного образования – федеральных государственных требований  к структуре основной общеобразовательной прог...

Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС

Статья представляет описание  опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие...

ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»

Краткая аннотация ОЭР Гипотеза  исследования:Апробация  профилактических  модели  и  программы  ДОО, соответствующих  требованиям  ФГОС  ДО и  об...

Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)

В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...