Консультация для воспитателей ДОУ "ФГТ к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования"
консультация по теме

Анохина Наталья Александровна

Консультация с презентацией  для воспитателей с целью совершенствования и систематизации знаний ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgt_k_strukture_obrazovatelnoy_programmy_do.docx31.97 КБ
Файл k_pedsovetu_po_fgt.pptx399.41 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы ДО

Мы живем в новое время: появился стандарт дошкольного образования, требующий профессионализма педагогов ДОУ. Современному воспитателю необходимо научиться адекватно реагировать  на происходящие изменения в образовании, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГТ.

       В условиях введения ФГТ актуальным стал системный подход к организации образовательной деятельности.   Сегодня педагогам необходимо уметь продумывать содержание каждого компонента в отдельности и во взаимосвязи, чтобы обеспечить целостность педагогической работы с детьми, гармонично развивать дошкольника по всем линиям развития, тогда каждый ребенок получит равные стартовые возможности для дальнейшего обучения в школе.

Сегодня мы рассмотрим и обсудим очень важный для нашей системы дошкольного образования нормативный документ «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

  1. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655  утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. ФГТ определяют новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

  1. если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности 4 направлений: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое

и 10 образовательных областей:

«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

  1. акцент с усвоения знаний, умений и навыков переносится на развитие личности ребенка, формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность», сохранение и укрепление здоровья детей и т.п.;

Ориентировка дошкольного образования на ЗУНы свелась к интеллектуальным ЗУНам, тогда как в дошкольном возрасте принципиальное значение для развития ребенка имеют знания, умения и навыки практического характера (бытовые, определяющие уровень воспитанности, умение общаться ребенка с взрослыми и детьми и др.).  

3) решать поставленные цели и задачи предлагается:

- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей; (был предметный принцип – на замену пришла интеграция ОО).

- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

  • Учебный
  • Предметно – средовой
  • Комплексно - тематический

Кратко остановимся на каждом из принципов.

На сегодняшний день доминирует  учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые представляют собой адаптированные к дошкольникам уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи. Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась. Организация специальных занятий по  «предметам» - не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях - не является совместной деятельностью взрослого и детей, т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество. Т.е. учебная модель противоречит принципам ФГТ.

В предметно – средовом принципе  построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль. Но в современном ДО данный принцип реализован быть не может, т.к. отсутствует освоение социального опыта, недооценивается общение ребенка со взрослым для развития всех видов детской деятельности. Однако данный принцип применим для организации самостоятельной деятельности детей, где педагогом создается предметно-развивающая среда, где ребенок может выбирать вид деятельности по интересам.

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в логопедических группах, где в течение года изучается несколько лексических тем, с помощью которых реализуется целостность и системность, эффективность образовательного процесса.

Таким образом, отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. В основу положен комплексно-тематический принцип.

ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей». Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.

Схематично изменения можно представить следующим образом.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(по О. Скоролуповой,  Н. Фединой)

День недели/

Дата

Образова-тельные области

Совместная деятельность взрослого и детей

с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями /

Социальными партнёрами

Непосредственно

образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая

Подгрупповая

Индивиду-альная

1

2

3

4

5

6

7

Графы 3-4 – предполагают образовательную деятельность не связанную с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми, это непосредственно образовательная деятельность, реализуемая через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию,  с использованием разнообразных форм и методов работы.

Графа 5 – предполагает решение образовательных задач связанных с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.

В графах 3-5 – указываются соответствующие формы работы с детьми (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, музыкально – дидактические игры, беседы, составление и отгадывание загадок, дежурство, поручения, наблюдение, экскурсия, экспериментирование, разучивание и т. д.).

Образовательная программа ДОУ должна отвечать определенным принципам, назовем основные из них:

  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; (н-р, изодеятельность  не просто для создания рисунка, а для оформления выставки, подарка - по почте)
  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; (игра: социализация + познание + коммуникация)
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; (не занятие по математике, а непосредственно образовательная деятельность на тему. Веракса – события, Успех – праздники,  Истоки – традиции и проектная деят-ть) 
  • предусматривать решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра

Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает равноправным партнером.

Педагог становится партнером ребенка, в результате меняются:

-стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

-рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;

-отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.

При организации образовательной деятельности меняется и положение детей.

1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.

2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.

Цели и задачи каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей.

Программные темы должны формировать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей мотивации в образовательном процессе.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):

-физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками;

-любознательный, активный;

-эмоционально отзывчивый;

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

-овладевший необходимыми умениями и навыками.

Теперь раскроем содержание некоторых образовательных областей:

«Здоровье»

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Безопасность»

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

«Социализация»

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Познание»

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Коммуникация»

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Режим дня должен включать интересные моменты: и минутки здоровья, и творческие проекты, и чтение литературы, которое теперь рекомендуют проводить ежедневно в каждой возрастной группе, выделив для этого какие-то минутки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Подготовила с тарший воспитатель МБДОУ № 19 «Красная шапочка» ЗМР РТ Анохина Н.А.

Слайд 2

Приказ Министерства образования РФ от 23 ноября 2009 года № 655 « Об утверждении введения в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Слайд 3

Основные направления физическое социально-личностное познавательно-речевое художественно-эстетическое

Слайд 4

Образовательные области Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка

Слайд 6

БЫЛО СТАЛО

Слайд 7

3 принципа построения образовательного процесса: Учебный Предметно-средовой Комплексно-тематический

Слайд 8

УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ Организация занятий по предметам Организация различных видов деятельности Деятельность педагога и детей на занятии Совместная деятельность взрослого и детей

Слайд 9

ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗАНЯТИЯ ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛОГО НА РЕБЕНКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ ПРОТИВОРЕЧИТ ПРИНЦИПАМ ФГТ

Слайд 10

ПРЕДМЕТНО-СРЕДОВАЯ МОДЕЛЬ ОСНОВА ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, автоматически развивающий ребенка НЕДОСТАТОК Отсутствие освоения социального опыта, недооценка значения общения ребенка со взрослым

Слайд 11

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП Опыт реализации данного принципа наблюдается в коррекционной педагогике, в частности в логопедических группах, где в течение года изучается комплекс лексических тем. Это позволяет достичь целостности, системности и, как следствие, эффективности образовательного процесса.

Слайд 12

Направления развития Познавательно-речевое Социально-личностное Художественно-эстетическое Физическое развитие Образовательные области Коммуникация Познание Чтение худ. лит-ры Социализация Труд Безопас- ность Художест- венное творчество Музыка Физкуль - тура Здоровье Виды совместной деятельности Свободное общение: Художественно-речевая деятельность : Беседы Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами Рассматривание Наблюдение Игра-путешествие Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами Конструирование Чтение, обсуждение, заучивание Сюжетные игры Дидактические игры Игра-имитация Игры с правилами Совместные действия Дежурство Поручение Задание Реализация проектов Самостоятель-ная ОО Рисование Оригами из бумаги Лепка Аппликация Слушание Исполнение Импровизация Эксперименти-рование Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально-дидактическая игра Подвижные дидактичес -кие игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнова-ния Самостоя -тельная ОО Примерное содержание работы по теме: Группа; период. Задачи: Итоговое мероприятие: Создание предметно-развивающей среды Работа с родителями

Слайд 13

День недели/ Дата Образова -тельные области Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимоде-йствие с родителями Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Групповая Подгрупповая Индивиду- альная 1 2 3 4 5 6 7 КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (по О. Скоролуповой , Н. Фединой)

Слайд 14

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; (н-р, изодеятельность не просто для создания рисунка, а для оформления выставки, подарка - по почте) строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; (игра: социализация+познание+коммуникация ) основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; (не занятие по математике, а непосредственно образовательная деятельность на тему. Васильева – события, Успех – праздники, Истоки – традиции и проектная деят-ть ) предусматривать решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра

Слайд 15

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками; любознательный , активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший необходимыми умениями и навыками

Слайд 16

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Слайд 17

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о ПДД в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям .

Слайд 18

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной , семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Слайд 19

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Слайд 20

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Слайд 21

Содержание образовательной области « Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. В соответствии с ФГТ чтению должно посвящаться определенное время ежедневно в группах всех возрастов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Консультация для педагогов ДОУ:   «Введение в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования». Что такое ФГТ,...

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Рабочая программа воспитателя (по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы")

Рабочая программа составлена в виде календарно-тематического планирования на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя подготовительной группы (6-7 лет) с учётом ФГОС дошкольного образования. Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рож

Рабочая программа для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы «Смешарики» на 2016-2017 учебный год разработана на основе:основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожден...