Социальная значимость профессии педагога
консультация по теме

Татарская Наталья Валерьевна

Консультация для начинающих воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_znachimost_professii_pedagoga.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Приморского района Санкт - Петербурга

«Социальная значимость профессии педагога»

«Хороший воспитатель – тот,

у кого хотят поучиться».

Народная мудрость

Уважаемые коллеги! Мы выбрали педагогическую профессию и решили посвятить  свою жизнь  воспитанию и обучению подрастающего поколения. Наши воспитанники самые маленькие члены общества.

Воспитание – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании детей дошкольного возраста. Чтобы понять маленького ребёнка, который не всегда ещё может объяснить словами, что он хочет, что его волнует, интересует, заботит, обижает, радует, надо много знать, уметь, понимать, «действовать сердцем». Любые знания, в том числе и педагогические, требуют к себе активного отношения.

Профессия педагога – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводитель». Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание. Воспитатель дошкольного учреждения – одна из массовых современных педагогических профессий. В 1840 году Ф.Фебель, немецкий педагог, дал своему первому дошкольному заведению в г. Бланкенбург название «детский сад». Функция современного педагога – помогать воспитанникам, приспособиться к меняющейся социальной ситуации современного общества. Проблема, которая наблюдается в нашей стране, - это всплеск насилия, терроризма, экстремизма, наркомания. Поэтому сегодня функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях – одна из важнейших для общества, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялся полноценный воспитательно – образовательный процесс. Родители наших воспитанников хотят, чтобы ребёнок получал широкое образовательное воспитание, выходящее за рамки традиционного (приобщение к искусству, иностранным языкам, этикету и т.д.). Назрел вопрос о подготовке «эффективного воспитателя», способного в условиях дошкольного учреждения обеспечить высокий уровень воспитания и квалифицированную заботу о здоровье, досуге дошкольника, участие в семейном воспитании, постоянном пополнении знаний общекультурного и профессионального характера. Он должен работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными технологиями, профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на:

  • гностические;
  • конструктивные;
  • коммуникативные;
  • организаторские;
  • специальные.

Гностические умения – это умения, с помощью которых педагог изучает ребёнка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребёнка.

Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учётом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно – образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.

Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Организаторские умения педагога распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.

Специальные умения – это умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр, играть роли. Такой педагог вызывает восхищение и гордость воспитанников, родителей и администрации дошкольного учреждения.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо всё время чему – то учиться, заниматься самообразованием в течение всей нашей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную. Социальная грамотность – феномен сознания. Непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетенции. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Сегодняшним педагогам необходимо развивать такие компоненты педагогической техники, как умение взаимодействовать с личностью и коллективом и, конечно же, умение управлять собой.

Таким образом основой современного профессионального роста педагога является самообразование, самосовершенствование, поиск новых путей и технологий в воспитательно – образовательном процессе.


Памятка для педагогов.

  • Раздражённость – это «ржавчина» педагогической профессии. Если она появилась, стала частью личности, второй натурой, то педагогу надо срочно менять профессию или преложить усилия для самовоспитания.

  • Объект педагога – ребёнок. Важно помнить: не навреди!

  • Бойся помешать развитию, не загуби росток, из которого должно вырасти красивое существо по имени Человек!

  • «Верьте в ребёнка. Верьте в себя. Верьте в науку». Ш.А. Амоношвили.

  • Прежде чем быть верным своим убеждениям, убедись, что сами убеждения верны.

Памятка для педагогов

«10 правил поведения и общения педагога

в дошкольном образовательном учреждении»

Старайтесь:

  1. Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
  2. Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
  3. Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции. Не имея мира в собственной душе, нельзя дать его другим.
  4. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Искать выход из конфликта, а не виноватых; находить ошибки и причины недоразумений в себе, а не в другом.
  5. Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным. Великодушие – одно из качеств доброты.
  6. Жить легко, просто и радостно. Учить детей – улыбаясь. Видеть во всём положительное. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят всё, за что бы вы ни брались.
  7. Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
  8. Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты: в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  9. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернётся к вам многократно увеличенным.

10) В увеличительное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства.

Помните:

  • «Терпение – дар Неба». Обладающий терпением не унизится до     раздражения.
  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  • Женская красота имеет свои истоки в душе. И великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
  • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
  • Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Будьте терпеливы!
  • Не скупитесь на награду – похвалу.
  • Будьте милосердны и доброжелательны.
  • Уважайте взрослых и детей.
  • Следите за одеждой детей.
  • Не создавайте конфликтных ситуаций.
  • Содержите в порядке рабочее место.
  • Следите за своей внешностью и поведением.
  • Будьте внимательными к себе, чтобы ваше усердие передалось детям.
  • Не оставляйте ребёнка одного.
  • Помните, что ваше отношение к работе, людям, предметам – образцы для игры детей.

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребёнка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребёнке личность, воспитывая в нём чувства достоинства и ответственности за себя и свои поступки.
  • Хвалить, поощрять, ободрять ребёнка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
  • Верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что заложено в нём, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
  • Раскрывать душу ребёнка прежде, чем его ум.
  • Поступать так, чтобы каждый ребёнок почувствовал: возможности заложены в нём самом. «Ты всё можешь» - главная формула образования.
  • Учить ребёнка  трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям. Воспитывать желание помочь.
  • Замечать не недостатки ребёнка, а динамику его развития.
  • Сделать родителей ребёнка своими союзниками в деле воспитания.
  • Разговаривать с ребёнком заботливым, ободряющим тоном.
  • В разговоре с ребёнком называть как можно больше предметов.
  • Поощрять стремление ребёнка задавать вопросы.
  • Будьте примером для детей во всём!


В детском саду запрещается:

  • Кричать на детей.
  • Наказывать детей.
  • Выставлять поступки детей на всеобщее обозрение.
  • Упрекать ребёнка.
  • Читать длинные нотации.
  • Унижать ребёнка.
  • Приходить к детям с плохим настроением.
  • Распространять доверенную вам конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах).
  • Обсуждать с родителями поведение чужого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»

работа с педагогами по  повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Социально-значимые профессии нашего села»

Автор: Журкова Ольга Николаевна (воспитатель подготовительной группы) Продолжительность: среднесрочный (2 месяца) Вид проекта: познавательно – творческий Возраст детей: подготовительная группа Уч...

Консультация для педагогов «Социальная значимость профессии педагог»

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводител...

Социальная значимость профессии педагога.

Педагог является одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности ...

Социально-значимый проект по формированию у дошкольников представлений о профессиях "Профессии наших родителей"

Социально-значимый проект по формированию у дошкольников представлений о профессиях "Профессии наших родителей"...

Социальная значимость профессии воспитатель

Воспитатель ДОУ – одна из массовых современных педагогических профессий. Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социальной ситуации современного общес...


 

Комментарии

Кормашова Наталья Александровна

Наталья Валерьевна, замечательный доклад, душевный! Очень полезен при подготовке к мероприятиям, спасибо