Обсуждаем ФГОС дошкольного образования
презентация к уроку по теме

Гладышева Ирина Александровна

Краткая презентация проекта ФГОС дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемый Владимир Николаевич, члены президиума, педагоги, гости педагогической конференции разрешите ознакомить вас с содержанием Федерального государственного стандарта дошкольного образования

2 СЛАЙД  В соответствии с Законом «Об образовании в РФ», который вступит в действие с 1 сентября 2013 г., дошкольная образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.   С одной стороны это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований  к дошкольному образованию, в том числе через принятие   стандарта дошкольного образования.

Согласно новому закону, каждый уровень системы образования предполагает введение образовательных стандартов. Дошкольное образование не исключение. 14 июня 2013 года проект стандарта был представлен на широкое общественное обсуждение. В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесен на повторное рассмотрение. На основе заключений  и рекомендаций рабочей группы общего образования Совет министерства Образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам 28 августа было принято решение утвердить ФГОС дошкольного образования.    Внедрение ФГОС дошкольного образования планируется с 1 января 2014 года.

3 СЛАЙД   Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей  образовательную деятельность.

4 СЛАЙД Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации Программы Организацией

5 СЛАЙД  При разработке Стандарта учтены:

  • особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

В отличие от других образовательных стандартов ФГОС дошкольного образования в нашей культуре появился впервые и ориентирован на поддержку социально незащищенных групп.  Разрабатывая стандарт, ученые старались сделать все, чтобы инвестиции в человека начинались уже в дошкольном возрасте, чтобы этот возрастной этап был прожит ребенком полноценно, чтобы были адекватно пройдены все кризисы возраста. Кроме того, сегодня налицо разрушение культуры детской жизни. Система школьного образования давит на дошкольное воспитание, тогда как его надо оградить от этого, включить в него такие виды деятельности, которые дадут ребенку именно мотивацию учиться дальше. Ученые наметили в стандарте этот тренд - ребенку должно быть хорошо, интересно и празднично жить, -  заявил директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин.

6 СЛАЙД

Стандарт утверждает основные принципы:

  • поддержки разнообразия  детства;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам,
  •   традициям семьи, общества и государства;

 7 СЛАЙД Стандарт преследует следующие цели:

  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

8  СЛАЙД Стандарт решает задачи:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
  • сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
  • формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности, формирования предпосылок к учебной деятельности;

9 СЛАЙД 

  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;
  • обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  •  определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

10 СЛАЙД

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

  • к структуре Программы;
  • к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
  •  к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.

У этого стандарта неординарный характер. Здесь впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком в дошкольном детстве, какие требования к ней предъявляются, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.

 В стандарте сформулированы требования к тем, кто работает с детьми. Понятно, что от этих требований до фактического процесса подготовки - большой путь.

        Одним из уникальных аспектов стандарта является то, что он разрабатывается для всех образовательных организаций, включая частные детские сады, а также индивидуальных предпринимателей.

        Внедрение стандарта  закрепляет на законодательном уровне определение государственных гарантий прав граждан  на получение дошкольного образования, что потребует от субъектов  Федерации обеспечения минимума образовательной деятельности во всех государственных и частных учреждениях.

11 СЛАЙД Положительное поле ФГОС дошкольного образования

  • Вариативность форм дошкольного образования;
  • Поддержка индивидуальности детства;
  • Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства;
  • Обеспечение преемственности образовательных программ дошкольного и начального образования;
  • Взаимодополнение всех частей образовательной программы;
  • Целевые ориентиры не способ оценки качества работы педагога.

12 СЛАЙД Отрицательное поле ФГОС дошкольного образования

  • Цели и задачи стандарта не связаны с предполагаемыми результатами оценки качества;
  • Неготовность педагогических кадров к работе по новому стандарту;
  • Отсутствие примерных общеобразовательных программ дошкольного образования прошедших государственную экспертизу;
  • Не разработана технология оценки качества целевых ориентиров дошкольного образования.

        13 СЛАЙД 

«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» - гласит китайская мудрость. Но почему-то никто не цитирует вторую её часть: «Ну если уж так случилось, то дай Вам Бог воспользоваться новыми безграничными возможностями!»



Предварительный просмотр:

Ход мастер-класса

        Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я проведу с вами мастер-класс по теме «Организация познавательного развития дошкольников через использование приемов моделирования».

        Цель моего мастер класса: пропаганда форм, средств и методов познавательного развития дошкольников через использование приемов моделирования.

        Для того, чтобы наша деятельность была продуктивной я хочу чтобы вы тоже стали активными участниками моего мастер класса. Для этого я попрошу Вас обвести на листе бумаге свою ладошку и на каждом пальчике написать вопрос о том,   что каждый из вас  хочет узнать из моего мастер класса.

        Давайте по очереди озвучим ваши вопросы. А теперь сравним с задачами  которые я поставила перед собой  для проведения мастер класса.

        1.Познакомить педагогов  с системой моей работы  включающие в себя методы моделирования для развития познавательных способностей дошкольников.

        2. Развитие аналитико-диагностических, коммуникативных способностей педагогов.

        3. Формирование потребности у педагогов позитивных изменений в системе «педагог-ребенок», желание реализовать свои потребности и почувствовать удовлетворенность своим трудом.

        Ваши ладошки отложите в сторонку. Они нам пригодятися в конце мастер- класса.

Предположительно ожидаемый результат:

  • Понимание коллегами сути авторской системы.
  • Практическое освоение участниками важнейших навыков в рамках опыта.
  • Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой системы.
  •  Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.

Что такое моделирование?

Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

Модель – обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта    

Значение моделирования в развитии дошкольников.

  •   знакомство с графическим способом представления информации;
  •   развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи;
  •   перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  •   формирование навыка самостоятельного моделирования;
  •   развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении.

Этапы работы с моделями

         Введение элементов схем, символов. 

         Введение отрицаний.

         Сочетание символов, чтение цепочки символов.

         Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

         Творческое создание детьми опорных схем.

        Способы использования моделей в организации познавательного развития дошкольников

  • сенсорное развитие;
  • развитие математических  представлений
  • формирование основ экологических знаний,
  • развитие речи;
  • формирование конструктивных навыков.

Схемы-модели, используемые во время образовательных ситуаций по познавательному развитию со старшими дошкольниками можно разделить на несколько линий использования: закрепление сенсорных навыков, развитие математических представлений, формирование основ экологических знаний, развитие речи, формирование конструктивных навыков.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ. ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом - красные, желтые, синие;
3. размером-большие и маленькие;
4. толщиной-толстые и тонкие.

        Использование логических блоков в играх с дошкольниками мною систематизировано по возрастам. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

        Для повышения эффективности работы с детьми мною был разработан  перспективный тематический план, в котором включены также игры с палочками Кьюзнера  другими развивающими играми. (по гиперссылке рассказать).

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Палочки Кьюзнера.

Поэтому в своей работе мы используем так называемые вещественные модели различных математических понятий. К ним относятся:

Модели числа;

  1. Модель десятка;
  2. Модели чисел в виде кругов, разделенных на равные части (пособие «Дроби»).

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В экологическом уголке собраны различные игры, условные символы, модели различного вида по темам и разным общеобразовательным областям (календари наблюдений в природе, модели ухода за комнатными растениями, модели-алгоритмы суток, недели, месяца, времен года, модели экспериментальной деятельности детей и результаты экспериментов, модели диких, домашних животных и так далее).

Игра «Угадай животное»

ОСОБЕННО ЭФФЕКТИВНЫ МОДЕЛИ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ:

  • обучение пересказыванию;
  • развитии доказательной речи;
  • подготовка к обучению грамоте
  • разучивании стихотворений;
  • составлении описательных рассказов;
  • развитие доказательной речи;
  • придумывании творческих рассказов, сказок.

Творческий рассказ по модели

Формирование конструктивных навыков

  • модели-рисунки рисования предметов: деревьев, цветов, животных,
  • модели построения мебели, транспорта, домов, мостов и другие

Игра «Построим теремок»

Практическая часть.

1 группа «Модель комнаты» с использованием блоков Дьеныша.

2 группа «Построй с помощью схемы» (палочки Кьюзнера).

3 группа «Зарисовать»  модель к  описательному рассказу «Зима».

Давайте вернемся к нашим ладошкам и посмотрим на все вопросы мы получили ответы.

Придумаем синквейн

1 строка – 1 существительное ;

2 строка – 2 прилагашельных;

3 строка – 3 глагола;

4 строка – фраза несущая определенный смысл;

5 строка – заключение, в форме существительного ассоциации с  первым словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.

ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...

"Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учётом интересов всех участников образовательного процесса".

     Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденн...

Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования (Педагогическая диагностика)

Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения ( в частности, с появлением в нашей стра...

«ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности»

Одним из современных требований к российскому образованию, изложенных в Концепции модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое определяется, прежде все...