"Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения"
на тему

Современная образовательная ситуация в России характеризуется противопоставлением требований к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.

Все более актуальной становится проблема комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Институт экономики, управления и права

г. Казань

Кафедра психологии развития и психофизиологии

Проблемы совершенствования

 управления деятельностью

 дошкольного образовательного учреждения

( Курсовая работа)

                                                                                                                                                                                                                                                       

Работу выполнила:

студентка 3 курса

группы Д 991-у

Нигмятзянова Р.Р.

Руководитель:

Низамова Х.М.

                                                                                         

                                                                                                 

Казань - 2011 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3стр

Глава 1. Современное дошкольное образовательное учреждение:

проблемы управления его развитием.

1.1 Характеристика системы дошкольного образования……………...........6стр

1.2 Формирование адаптивной образовательной среды……………………7стр

1.3 От функционирующего к развивающемуся ДОУ……………………...10стр

1.4 Направления совершенствования управления качеством

деятельности дошкольного учреждения……………………………………15стр

1.4.1Совершенствование качества условий дошкольного образования…17стр

1.4.2Совершенствование качества процесса дошкольного образования...19стр

1.4.3 Совершенствование процесса взаимодействия между

педагогами, детьми и родителями………………………………………….20стр

1.4.4Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы..21стр

1.4.5 Управление по результатам…………………………………………..22стр

Глава 2. МБДОУ «Бурундуковский детский сад «Гульбакча» Кайбицкого муниципального района РТ»: пути совершенствования управления деятельностью

2.1 Характеристика детского сада………………………………………...25стр

2.2 Качество основных видов деятельности……………………………...27стр

2.3 Качество результатов деятельности…………………………………..34стр

2.4 Инновационная деятельность ДОУ…………………………………...34стр

Заключение…………………………………………………………………37стр

Список литературы………………………………………………………..38стр

Приложения………………………………………………………………..41стр

Введение.

«Кто-то сказал: «Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который знает «почему», будет его начальником».

Мой педагогический стаж уже 23 года, из них 21 год я - заведующая детским садом. Поэтому я просто обязана знать «как» и искать ответы на все «почему».

Детский сад как дом и мир детей - проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Многие думают: дошкольное образование - первая ступенька системы образования, и это если не маленькая школа, то место, где к ней готовят.

Но жизнь дошкольника - это не подготовка к школе, а уже жизнь, полноценная и очень значимая, но только при условии, что развитие ребенка планируется и осуществляется с учетом его потребностей и возможностей.

А легко ли быть лидером в образовательном учреждении? Теперь я понимаю, что педагогического образования для руководителя дошкольного учреждения мало. Жизнь заставляет учиться и превращаться в психолога, юриста, менеджера, дизайнера. Я не имею права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность, а имею право на мудрость, гибкость, высокий профессионализм, на высокую работоспособность, ответственность за осуществление воспитательно-образовательного процесса в учреждении и, конечно же, за повышение качества результатов работы педагогического коллектива. Руководитель должен оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию, гибко перестраиваться по всем требованиям жизни, разумно рисковать. На мой взгляд, роль руководителя в образовании - суметь поставить перед собой задачу развития и совершенствования той системы, управленцем которой он является.

Актуальность темы.

Современная образовательная ситуация в России характеризуется противопоставлением требований к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.

Все более актуальной становится проблема комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.

Цель исследования: определить и охарактеризовать пути совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования:

- обеспечить качество условий образовательного процесса в ДОУ.

- создать условия для профессионального совершенствования педагогов детского сада.

- совершенствовать процесс взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Объект исследования: процесс совершенствования управления дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования: педагогические условия и технологии совершенствования управления дошкольным образовательным учреждением.

Гипотеза исследования: если совершенствовать качество субъектов, условий, содержания воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении за счет оптимизации взаимоотношений между его компонентами и субъектами, достаточного финансирования, повышения педагогического потенциала, оснащения предметно-развивающей среды, то совершенствуется и качество результатов деятельности ДОУ.

Ожидаемый результат: развивающееся дошкольное образовательное учреждение с осуществлением приоритетного направления, работающее в инновационном режиме и обеспечивающее качественный результат своей деятельности.

Данная курсовая работа раскрывает проблемы совершенствования руководства деятельностью дошкольного учреждения и определяет направления его совершенствования. Материалы, использованные при написании работы, основаны на опыте работы МДОУ «Бурундуковского детского сада «Гульбакча» Кайбицкого района РТ».

Глава 1. Современное дошкольное образовательное учреждение: проблемы управления его развитием

1.1 Характеристика системы дошкольного образования

В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными.

Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

По результатам государственной аккредитации каждое дошкольное учреждение (как государственное, так и негосударственное) получает свидетельство установленного образца, согласно которому ему присваивается соответствующая категория.

Ниже приводится расшифровка каждой из категорий:

-  Дошкольные учреждения III категории - обеспечивают основные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе бюджетного финансирования в размере норматива;

-   Дошкольные учреждения II категории - предоставляют свои услуги в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по приоритетному направлению из деятельности (виду), и получают право на дополнительное финансирование из местного или ведомственного бюджета, а также право на фирменное название. По назначению учреждения разделяются на следующие виды: общеразвивающие; присмотра, ухода и оздоровления; компенсирующие; комбинированные.

-   Дошкольные учреждения I категории - предоставляют весь спектр образовательных услуг в соответствии с критериями, превышающими требования государственного образовательного стандарта. Такие учреждения обеспечиваются дополнительным финансированием из местного (ведомственного) бюджета и получают право на фирменное название.

Наличие государственных и негосударственных образовательных учреждений, их типовое и видовое разнообразие, дифференциация на категории обеспечивает формирование разных моделей медико-психолого-социального сопровождения образовательного процесса и развитие новых форм дошкольного образования, что способствует созданию эффективного образовательного пространства в инфраструктуре каждого района  учебного округа.

1.2 Формирование адаптивной образовательной среды

Практическая деятельность органов управления образованием и самих дошкольных учреждений сегодня изобилует разнообразными попытками создания условий для самоопределения и самореализации детей.

Открываются учреждения «Начальная школа - детский сад»; центры развития ребенка; детские сады, присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детские сады комбинированного вида; детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детские сады общеразвивающего вида с приоритетом в художественно-эстетическом, интеллектуальном развитии детей.

Бесспорно, что все инновации в системе дошкольного образования позволяют решать отдельные аспекты проблемы свободного самоопределения и саморазвития личности ребенка. Вместе с тем современная система образования еще незначительно продвинулась в формировании адаптивной образовательной среды.

К сожалению, в большинстве городов и сёл дошкольные учреждения продолжают оставаться однообразными в своей педагогической сущности. Такие направления создания адаптивной образовательной среды, как гибкий режим, учет индивидуальных особенностей ребенка, проведение различных форм занятий (с малыми подгруппами, индивидуально и др.), остаются только областью перспективы.

Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме.

Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления требует четких методологических подходов к организации экспериментальной работы.

Системно-деятельностный подход позволяет добиться целостности адаптивной образовательной системы, взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов, соподчиненности целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.

Синергетический подход Синергия - сотрудничество, содружество. предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта. Практически это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности социально-педагогической системы.

Коммуникационно-диалогический подход состоит во взаимодействии всех субъектов (объектов), находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях достижения прогнозируемых конечных результатов.

Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности.

Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития.

Все образовательное пространство учреждения должно способствовать свободному развитию личности. Эта гуманистическая идея может быть реализована на практике, если каждое звено (здесь имеется в виду учебно-воспитательное учреждение) адаптивной образовательной среды будет выполнять определенный объем функций.

Четкое знание педагогами и функциональное содержание деятельности при формировании соответствующей образовательной среды создает предпосылки для реализации целостной системы жизнедеятельности в педагогических коллективах дошкольных учреждений.

Адаптивная образовательная система дошкольного учреждения требует от каждого субъекта рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самосознание собственных действий и позиций других участников процесса. Рефлексивное управление в такой системе предполагает преобразование руководящей позиции руководителя учреждения, воспитателя и собственно подчиненной позиции ребенка. На практике это становится вполне возможным при овладении такими педагогическими технологиями, как разноуровневое обучение, гибкое выстраивание моделей учебно-воспитательного процесса.

1.3  От функционирующего к развивающемуся ДОУ

Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. Управление в учреждении этого типа носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам.

Переход к ситуативному управлению детским садом по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению учебно-воспитательным процессом и прежде всего его участниками.

Система управления ДОУ может функционировать только тогда, когда все ее составные звенья отвечают требованиям сегодняшнего дня. Управление станет эффективнее, если руководители будут целенаправленно совершенствовать себя и параллельно своих сотрудников. Следовательно, развитие при таком стиле управления означает воспитание профессионально подготовленных руководителей и педагогов.

Назову основные принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения. [Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - с 25]

Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления.

Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями, переориентация учебного процесса на личность ребенка.

Дифференциация, мобильность, развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).

Открытость образования, то есть представление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном)

Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада любого вида и типа - целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. [Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М.: ТЦ сфера, 2007 . - с. 26]

Оценить продвижения дошкольного учреждения в своем развитии возможно по следующим показателям деятельности.

1. Инновационная деятельность учреждения - обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

2. Организация учебно-воспитательного процесса - самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; равноправие педагогов и детей как партнеров в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.

3. Эффективность учебно-воспитательного процесса - сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развития: физического, познавательного, художественно-эстетического, интеллектуального, социального).

Перевод дошкольного учреждения из режима функционирования в режим развития требует новых подходов к его управлению. Ведущее место стала занимать стимулирующая мотивационная деятельность, как педагогов, так и руководителя. Наряду с моральными поощрениями чаще применяются материальные вознаграждения (надбавки к зарплате педагогов, например, за инновационную образовательную деятельность).

Анализ различных областей деятельности дошкольного учреждения включает исследование конечных результатов учебно-воспитательного процесса (диагностика и мониторинг), установление связей между факторами и условиями (материально - техническая и нормативно-правовая база и предметно - развивающая среда), препятствующими или способствующими оптимальному достижению запланированных результатов.

Целеполагание занимает центральное место в определении всей деятельности ребенка, воспитателя и руководителя ДОУ. Цели деятельности учреждения должны считаться личными целями всех участников педагогического процесса, в том числе благодаря стимулирующим факторам.

Планирование и организация становятся ведущим делом. Педагогам, родителям предлагается внести свои предложения в план-проект. Планирование и организация деятельности снизу позволяют приобщить каждого к общему делу, включить его в образовательный процесс.

Меняется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Предполагается профессиональный контроль специалистов за конечными результатами. Соответственно изменяется и отношение воспитателя к контролю. Он чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль приобретает регулятивно - коррекционный характер.

Таким образом, подводя итоги, сделаю вывод, что переводу ДОУ в режим развития способствуют:

· концепция и программа его развития;

· моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности;

· проведение в учреждении инновационной экспериментальной и опытной работы;

· сплоченный общностью цели коллектив - дети, педагоги, родители;

· организация оптимальной системы самоуправления;

· система эффективной научно - методической деятельности;

· материально - техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно - развивающей среды;

· набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.

При этом необходимы и особые управленческие действия руководителя по подготовке дошкольного учреждения к работе в режиме развития. Это, могут быть, например, изучение запросов родителей, возможностей педагогического коллектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; определение на перспективу вида дошкольного учреждения, долгосрочной стратегической цели его деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой возрастной группы; выбор и структурирование режима работы детского сада; определение приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.

Обобщая сказанное, определю основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.

1.4 Направления совершенствования управления качеством деятельности дошкольного учреждения

Рассмотрев понятие системы дошкольного образования, попробуем определить понятие его качества. Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:

Для детей - это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей - это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:

· обучение без утомления;

· сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

· успешность обучения;

· поддержание желания детей учиться;

· обеспечение возможности поступлении в престижную школу;

· обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т.д.)

Для воспитателей - это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями:

· успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;

· оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

· поддержание интереса детей к учебному процессу;

· успешное развитие детей в процессе их обучения;

· сохранение физического и психического здоровья детей;

· рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

· обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Для руководителя - это:

· высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;

· сохранение здоровья детей;

· рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

· успешность деятельности педагогов и детей;

· полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Развитие системного подхода к управлению качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции.  [Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. - с. 26]. Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя (в моем случае потребителем является социум, точнее - семья, родители воспитанников). Набор этих качеств определяют стандарты.

1.4.1 Совершенствование качества условий дошкольного образования

Попытаюсь проанализировать, какие направления совершенствования качества условий дошкольного образования выделяет современная наука и практика.

Прежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений. Сюда входят:

· оплата образовательных услуг за счет государства - федеральный уровень;

· расходы на содержание и укрепление материальной базы за счет учредителя - региональный уровень;

· оплата содержания детей за счет родителей при одновременной адресной поддержке малообеспеченных семей.

Таким образом, данное направление управления качеством условий дошкольного образования предполагает повышения экономической и финансово-хозяйственной эффективности дошкольного учреждения в новых условиях деятельности.

Второе направление управления качеством условий образования заключается в совершенствовании управленческих решений, касающихся вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышение профессиональной компетентности педагогов.

Необходимо совершенствовать процесс подготовки специалистов в ВУЗах, колледжах и училищах, а уже работающим специалистам необходима постоянно пополняющаяся информация о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается.

Наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения. Здесь необходимо решить следующие задачи:

· раскрытие психолого-педагогических, методических и управленческих основ деятельности заведующего и старшего воспитателя в области управления развитием персонала и создания условий для повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении;

· раскрытие способностей управления развитием персонала в дошкольных учреждениях разных видов и совершенствования качества методической службы в них, овладение технологией управления качеством работы по целям и результатам;

· формирование культуры управления развитием персонала дошкольного учреждения, овладение социально-психологическими методами работы с педагогическим коллективом и теорией поведенческого менеджмента и др.

1.4.2 Совершенствование качества процесса дошкольного образования

Какие же направления совершенствования качества процесса дошкольного образования выделяет современная наука и практика?

Предполагается оптимизация специально организованного, развивающегося во времени в рамках определенной воспитательной системы взаимодействия воспитателей и воспитанников. Взаимодействие должно быть направлено на достижение поставленной цели воспитания и призвано привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитания.

При этом важно, чтобы качество процесса дошкольного образования соответствовало целям развития и воспитания детей дошкольного возраста, образовательным стандартам (современным требованиям), а также вопросам потребителей образовательных услуг. И чтобы цели соотносились с используемыми методами образовательного процесса и учитывали действия всех факторов эффективности воспитания и обучения, влияющих на данный процесс; ресурсы и организация предметно-развивающей среды были адекватны образовательной программе, реализуемой в дошкольном учреждении, особенностям образовательного процесса, удовлетворяли потребность детей в свободной самостоятельной деятельности и развитии их творческих способностей. При этом чтобы содержание и формы организации образовательного процесса были взаимосвязаны между собой и обеспечивали единство взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, и логику педагогической поддержки предметно-развивающей среды дошкольного учреждения и психологической поддержки педагогического коллектива учреждения.

1.4.3 Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями

Сторонники данного направления придерживаются традиционной системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, связанной с управлением качеством образования по его целям. В этом случае функцию целеполагания обычно берет на себя заведующий детским садом при взаимодействии с Попечительским и Родительским советами, советом педагогов.

Целеполагание осуществляется в соответствии с требованиями Концепции дошкольного воспитания: цель дошкольного учреждения как образовательной системы - создать условия для гармоничного развития, воспитания и обучения ребенка на уровне его индивидуальных возможностей, обеспечить целенаправленную социализацию личности. При этом анализ специфики процесса социализации в дошкольном учреждении возможен через анализ структуры их взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса в ДОУ: от детей (сверстников) до администрации и родителей. Она такова:

детский сад - внешняя среда;

администрация - общественность;

руководитель - подчиненный;

педагог - педагог;

педагог - родители;

педагог - дети;

ребенок - ребенок.

Изменения взаимоотношений между всеми компонентами структуры зависят от целенаправленности и согласованности действий всех субъектов образовательного процесса, в первую очередь, от действий педагогов и администрации дошкольного учреждения.

Анализируя данное направление совершенствования, могу сказать, что при его использовании принципы и программа воспитательно-образовательной работы с детьми остаются традиционными - основные изменения при построении системы управления качеством образовательного процесса касаются отдельных методов, приемов и условий взаимодействия субъектов общения. Ведущим фактором, влияющим на качество образовательного процесса в рамках рассматриваемого направления, выступают детско-родительские, детско-воспитательские и детско-детские отношения.

1.4.4 Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы

Это направление совершенствования предполагает воздействие на каждый компонент образовательного процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Совершенствование целевого компонента образовательного процесса предполагает учет и коррекцию всего разнообразия целей и задач воспитательно-образовательной работы на каждом этапе ее осуществления.

Совершенствование содержательного компонента предполагает отбор и распределение учебного материала, подлежащего усвоению дошкольниками.

Совершенствование деятельностного компонента подразумевает создание развивающих условий для приобретения самой возможности получать знания, умения и навыки; использования их для познания и преобразования мира; переживания чувства эмоционального предвосхищения и формирование эмоционально-смыслового отношения к самому процессу общения с другими людьми, познанию и преобразованию окружающего мира.

Совершенствование результативного компонента образовательного процесса отражает эффективность протекания образовательного процесса и характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

1.4.5. Управление по результатам

Само понятие «управления по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, согласованные всеми членами дошкольного учреждения.

Необходимо выделить три уровня управления по результатам:

Первый уровень определяется умением видеть миссию дошкольного учреждения. На этом уровне важно обеспечить эффективность его деятельности.

Второй уровень предполагает результат рассматривать с точки зрения качества и количества услуг и самой продукции.

Третий уровень предполагает рассматривать результат с позиции потребителей (родителей и детей), исходя из удовлетворения их запросов.

Определив результаты, переходят к поиску средств, с помощью которых их можно достичь.

В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив - ценнейший ресурс. Но использование такого ресурса зависит от личностных качеств руководителя. Он должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделяющим первостепеннейшее внимание результатам, создающим атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса. Задача руководителей любого уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает осуществление информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.

В настоящее время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и деятельности к демократическому. Руководитель, действующий в условиях управления по результатам должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового. Управление в современных условиях - это содействие, поддержка исполнителя в успешном выполнении задания. Контроль состоит в профессиональной оценке достигнутых, промежуточных и конечных результатов, влияющих на общий итог работы, уровень выполнения отдельных мероприятий.

Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения запрогнозированных результатов.

Подводя итоги теоретической части моей курсовой работы, хочу отметить, что для успешного руководства деятельностью дошкольного образовательного учреждения, для достижения им высокого качества результата воспитательно-образовательного процесса, для качественной реализации образовательных услуг и выполнения социального заказа совершенствовать необходимо, на мой взгляд, все приведенные пути, учитывая их положительные и корректируя их отрицательные стороны, так как все пути совершенствования взаимосвязаны между собой.

В практической части я раскрою теорию и приведу примеры из опыта работы МБДОУ  «Бурундуковского детского сада «Гульбакча» Кайбицкого муниципального района РТ».

 В написании практической части использованы разработанные мной в процессе работы  материалы Публичного доклада ДОУ, образовательной программы, программы развития ДОУ, аналитических материалов, мониторинга.

Глава 2. МБДОУ  «Бурундуковский детский сад «Гульбакча» Кайбицкого муниципального района РТ»: пути совершенствования управления деятельностью

2.1 Характеристика детского сада.  

Детский сад был открыт 1 октября 1983 года.  В детском саду функционирует 1 разновозрастная группа. Имеющиеся условия не везде соответствуют современным требованиям: отсутствие по типовому проекту и в наличии музыкального и физкультурного залов создает определённые трудности при проведении музыкальных и физкультурных занятий, праздников и развлечений для детей.  

Предельная наполняемость группы 20 человек. В детском саду нет специальных коррекционных, логопедических групп, нет детей - инвалидов.

Большая часть совместной деятельности с детьми организуется на воздухе. Для этого созданы необходимые условия: участок озеленён, имеется спортивная площадка; игровая площадка; огород для детского экспериментирования, цветники.

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, с Законом Российской Федерации "Об образовании"; Законом Республики Татарстан "Об образовании"; Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, договором между Учредителем и ДОУ;  Уставом ДОУ.

ДОУ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, Устав, печать установленного образца, бланки со своим наименованием. Учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в территориальном отделении Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан в Кайбицком районе. ДОУ может иметь бюджетный счет и счет по учету средств, полученных от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, а также целевых средств и безвозмездных поступлений в централизованной  бухгалтерии отдела образования или по договору пользоваться счетами централизованной бухгалтерии отдела образования.

ДОУ приобретает право юридического лица с момента регистрации как образовательного учреждения.

ДОУ  осуществляет образовательную деятельность и приобретает права на льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан с момента выдачи ему лицензии (разрешения) на образовательную деятельность. Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

Задачами ДОУ являются:

- Формирование здоровья ребенка в ДОУ и семье;

- Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

- Взаимодействие с семьей для обеспечения всестороннего развития ребенка.

         Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Управлением ДОУ и  методической работой занимается заведующая, административно - хозяйственную часть представляет завхоз, медицинское обслуживание воспитанников ДОУ обеспечивается медицинским персоналом учреждения здравоохранения.

Управление ДОУ строится на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность.

Главной задачей развития коллектив ДОУ считает разработку новых подходов к дошкольному воспитанию - от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми.

Годовой план воспитательно-образовательной работы ДОУ составляются на основе наблюдений за педагогическим процессом, методического заказа воспитателей, учитывается результат диагностирования выполнения программы детьми.

Всем персоналом систематически прорабатываются должностные инструкции, инструкции об охране жизни и здоровья, технике безопасности труда, правила пожарной безопасности, внутреннего трудового распорядка, санитарные правила. Администрация и профсоюзный комитет ДОУ контролируют выполнение персоналом должностных инструкций.

2.2 Качество основных видов деятельности

Учитывая положение Конвенции ООН о правах ребенка, ориентируясь на базисную программу «Воспитания и обучения в детском саду»,  (Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) (2005), педагогический коллектив Бурундуковского детского сада «Гульбакча» основной целью своей работы видит в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формировании основ базовой культуры личности, всестороннем развитии психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе. Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • охрана и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка;
  • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;
  • креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.

В соответствии с этим образовательная программа детского сада представляет собой целостную систему мер по гуманизации, дифференциации и индивидуализации воспитания и развития дошкольников, учитывающая потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума. Ключевым принципом работы с детьми является личностно-ориентированный подход в развитии и воспитании.

Анализ состояния здоровья воспитанников.

В результате систематической работы коллектива детского сада отмечена определенная тенденция снижения заболеваемости. Выявлены следующие результаты:

            Снижение заболеваемости в дето днях в среднем на одного ребенка

             

            2009 г

             2010 г

               2011 г

             5

                4.9

                  4.1

            Соотношение детей по группам здоровья

 

 

2008- 2009г

%

 2009 - 2010г

%

  2010 - 2011г

%

1 гр

      11детей

65

       12детей

75

     15 детей

75

2 гр

      6 детей

35

        4 детей

25

     5 детей

25

3 гр

      __

_

        __

_

      __

_

Дети на диспансерном учете  не состоят. За учебный год ни один сотрудник не был на больничном.

Для проведения  физкультурных занятий и мероприятий оборудован физкультурный зал. Предметно-развивающая среда физкультурного зала оснащена разнообразным спортивным инвентарём (мячи разных размеров, обручи, скакалки, разнообразные дорожки для плоскостопья, мешочки с  песком),  спортивным оборудованием.  На участке детского сада оборудована спортивная площадка для игр и занятий.

В целях оздоровления организма ребёнка в детском саду проводятся различные виды закаливания. При выборе средств и способов закаливания необходимо учитывать условия, состояние здоровья и подготовленность каждого ребенка. В работе мы используем как специальные закаливающие процедуры (полоскание рта, фиточай, ходьба босиком по ребристой доске), так и элементы закаливания в повседневной жизни – утренний прием на свежем воздухе, утренняя гимнастика, облегченная форма одежды, ходьба босиком в спальне до и после сна, сон с доступом воздуха, солнечные ванны.

 Результаты выполнения программы по всем направлениям.

В 2010 - 2011  учебном году  детский сад работал по традиционной программе М.А.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду».  С целью осуществления приоритетного направления интеллектуального развития воспитанников использовались следующие парциальные программы и технологии:

     -  авторская программа Кашаповой М. Ф. «Балалар бакчасында тәрбия һәм белем бирү программасы”;

     - авторская программа Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;

     -   «Программа предшкольного образования» Шаеховой Р.К.;

     - программа по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах Р.Н.Минниханова,  И.А.Халиуллина;

     -   программа М.Ф.Кашаповой  «Программа развития речи детей дошкольного возраста» ;

     -   программа по формированию математических представлений в старшей группе Е.А.Казанцевой;

     -   программа по лепке О.А.Морозовой «Волшебный пластилин».

Анализ выполнения программы по направлениям показал, что Программа воспитания и обучения в детском саду  выполнена на   90 %.

            Раздел программы

2009-2010г

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром

95

ФЭМП

86

Формирование нравственных представлений

90

Навыки культурного поведения

88

ИЗОдеятельность

76

Конструирование

85

Музыкальное воспитание

100

Физическое воспитание

96

Трудовое воспитание

93

Самостоятельная художественно-речевая деятельность

86

Игровая деятельность

98

Итого:

90


             
Результаты диагностирования детей подтверждают эффективность работы проделанной работы. Успешно прошла экспертиза деятельности в рамках государственной аккредитации ДОУ. В заключение экспертной комиссии отмечается, что программы, используемые в детском саду, способствуют всестороннему развитию личности ребенка. 

         Воспитанники ДОУ, под руководством воспитателей Аскаровой А.С. и Нигмятзяновой Р.Р.  принимали участие в конкурсах на районном уровне. Были получены следующие результаты:

Мероприятие

ФИО участника

Руководитель

Результат участия

 Фестиваль «Созвездие» (районный конкурс)

 Группа «Шатлык» (вокальный ансамбль)

 Хузина Илюза (хореография)

Нигмятзянова Р.Р.

Финалист

Финалист

Конкурс поделок к 125 летию Г.Тукая.

Конкурс рисунков на стихотворения Г.Тукая

 Хайруллина Гузель

Хуснутдинова Адиля

Ибрагимова Алина

Тимуршина Лия

Абдрахманова Ляйсан

Гилязов Раниль

Гимадиев Рияз

 Аскарова А.С.

Аскарова А.С.

 2 место

1 место

1 место

2 место

1 место

2 место

1 место

Обучающая деятельность построена на игровой мотивации. Педагоги стимулируют интерес детей к деятельности, эффективно используя методы и приемы организации, осуществляется личностно - ориентированный подход к каждому ребенку. В группах создаются комфортные условия для детской деятельности: организованы зоны по интересам детей - двигательная, литературная, познавательная, конструктивная, изобразительная и т.д.  

Педагогический коллектив принял решение создать в детском саду игротеку по развитию интеллектуальных способностей детей. Сначала планировали оборудовать игротеку в отдельном помещении, но после тщательного анализа условий для ее создания пришли к выводу, что группа является игротекой, так как интеллект ребенка развивается во всех видах детской занятости. Вся работа была построена в рамках проектной деятельности. Работа по созданию игротеки реализуется уже два года. Причиной такому длительному сроку является финансовое затруднение при обновлении детской мебели в центрах занятости согласно современным требованиям. Но сам факт обновления предметно-развивающей среды уже говорит о совершенствовании управления дошкольным учреждением.

Воспитательно-образовательный процесс организован согласно утвержденному сетку занятий в детском саду (Приложение № 1) Сетка занятий ДОУ. Игровая деятельность присутствует в течение всего дня. Запланирована игра в календарном плане в блоке совместной и самостоятельной деятельности детей. Кроме дидактических игр по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим, в плане существуют блоки с подвижными играми, сюжетно - ролевыми и строительными играми. Так же в игровой форме проводятся беседы различной тематики: о здоровом образе жизни, правилах личной безопасности на дороге, в общении с другими людьми, оставаясь дома без взрослых и т.д.

Коллектив детского сада строит свою работу в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения, который разрабатывается ежегодно педагогами и имеет свои цели и задачи. (Приложение № 2) Годовой план.  Цели и задачи работы на будущее формулируются по результатам: результатам диагностики детей и педагогов, результатам анкетирования родителей, анализа выполнения годового плана и т.д. Отсюда вывод: управление осуществляется по результатам деятельности.

Соответственно, если объединить эти два направления руководства, то и результат деятельности детского сада будет качественным.

Так как основной задачей работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей, то в годовом плане работы это направление занимает первое место. Второй задачей формулируется работа над осуществлением приоритетного направления.  

Таким образом, коллектив детского сада создает условия для качественной подготовки детей к школе и достижения ими высоких результатов выполнения программы.

Необходимо отметить потенциал педагогических кадров детского сада. В детском саду работают два воспитателя, имеют I квалификационную категорию. По совместительству работает  музыкальный руководитель.

Все педагоги в соответствии с перспективным планом проходят аттестацию и курсовую подготовку.

2.3 Качество результатов деятельности

Вся работа педагогического коллектива направлена на качество результатов деятельности  детского сада - качество выпускников. В 2011 году детский сад выпустил в школу 6 ребенка.

Четыре человека из них - с высоким уровнем развития по всем направлениям программы. (Приложение № 3). Диагностика развития выпускников ДОУ.

Добиться положительной динамики готовности детей к школе помогает тесное взаимодействие с семьями воспитанников. В работе с родителями все больше внимания уделяется совместным практическим мероприятиям. Одной из новых форм сотрудничества для коллектива учреждения стал День семейного общения, второй год организуется конкурс семейных талантов. Родители с удовольствием принимают участие в изготовлении игрушек из бросового материала, ремонтируют сломанные игрушки вместе с детьми, отгадывают кроссворды, познают новое, играют в подвижные игры, участвуют в конкурсах и эстафетах, рисуют и готовят.

Такие формы общения с родителями оказались более эффективной, чем обычные родительские собрания с монотонными докладами и сообщениями. Родителям нравятся такие дни, они с удовольствием предлагают темы для новых встреч.

На основании вышеизложенного МБДОУ «Бурундуковский детский сад «Гульбакча» из функционирующего учреждения переходит в развивающееся учреждение общеобразовательного вида.

2.4 Инновационная деятельность ДОУ. Использованы материалы Программы Развития МБДОУ«Бурундуковский детский сад «Гульбакча»

МБДОУ «Бурундуковский детский сад «Гульбакча» - воспитательно-образовательное учреждение, обеспечивающее выполнение стандарта дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка.

Однако в последнее время приоритетным направлением в деятельности учреждения становится познавательно-речевое развитие детей.

Это вызвано целым рядом объективных причин:

· Опрос родителей показал, что не менее важным, чем физическое развитие и здоровье, для них является речевое, познавательное и интеллектуальное развитие детей, их способность к дальнейшему обучению в школе.

· Анкетирование педагогов выявило их желание включиться в комплексную работу, позволяющую обеспечить качественную подготовку выпускников, обновление развивающей игровой среды для познавательного интереса и интеллектуального развития детей всех возрастных групп.

· Материально - техническое обеспечение детского сада позволяет решать задачи познавательного и речевого развития детей.

· Введение в работу по речевому развитию программы М.Ф.Кашаповой  «Программа развития речи детей дошкольного возраста» .

· Творческие темы педагогов направлены на углубленное познавательное, математическое и речевое развитие детей.

· Отслеживание результатов обучения в школе выпускников ДОУ.

Задачи работы детского сада:

В соответствии с поставленными целями,  решаются следующие задачи:

· Формирование у детей чувство уверенности в себе и своих возможностях.

· Развитие у детей интеллекта, любознательности, познавательного интереса, творческого воображения, самостоятельности, активности и инициативности, коммуникативных умений в процессе игровой обучающей деятельности.

· Сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.

· Включение педагогов в комплексную исследовательскую деятельность с применением традиционных и новейших методик.

· Создание условий для развития индивидуальных способностей детей с целью повышения их стартовых возможностей: мышления, памяти, внимания, речи.

Сейчас все больше говорят о доступности образования. В 2011 году детский сад разрабатывает в рамках муниципального проекта «Доступность образования» свой проект по организации группы кратковременного пребывания детей 6 - 7 лет, не посещающих детский сад для подготовки их к школе. А для детей 2-3 лет - адаптационную прогулочную группу на летний период для дальнейшей успешной адаптации детей к детскому саду.

Заключение.

Проведя анализ всего вышеизложенного, сделаю вывод: дошкольное учреждение должно все время развиваться, так как современное образование не стоит на месте. В связи с этим необходимо постоянно работать в инновационном режиме, искать и находить что-то новое и вводить инновации в работу, осуществлять экспериментальную деятельность.

Педагогическому коллективу детского сада нужно постоянно самообразовываться и совершенствоваться, узнавая о новинках педагогических технологий и программ и внедрять их в работу с детьми. Для этого педагогов необходимо стимулировать за счет доплат и надбавок к заработной плате, обеспечивать методическими пособиями, литературой, программным содержанием, совершенствовать их за счет аттестации и обучения на курсах (повышения квалификации, дистанционных и т.п.), оказывать профессиональную методическую помощь.

Необходимо постоянно обновлять предметно-развивающую среду дошкольного учреждения, согласно современным требованиям за счет бюджетного финансирования, спонсоров и добровольных родительских пожертвований.

И все это - умелое, грамотное управление руководителем деятельностью дошкольного учреждения.

И если я, как руководитель своего детского сада, использую все изложенные здесь пути совершенствования управления его деятельностью, то я добьюсь поставленной цели и получу ожидаемый результат.

Список использованной литературы.

1. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом/К.Ю. Белая. - М.: Астрель; АСТ, 2003. - 123 с.

2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие./К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 161 с.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы./ К.Ю. Белая. - М,: ТЦ Сфера, 2005. - 101 с.

4. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция/К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.

5. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития./ Г.Г. Биличенко. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

6. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением./под ред. А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.

7. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ./ Н.А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2006 .- с 192с.

8. Доронова Т.Н., Гербова В.В, Гризик Т.И. и др. Программа «Радуга». / под ред. Т.Н. Дороновой. - М,: Просвещение, 2006. - 98 с.

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов педагогических ВУЗов / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2002.  416 с.

10. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. - Ростов на Дону, 2002. - 212 с.

11. Ларионова Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ./Л.Б. Ларионова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 131 с.

12. Логинова Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей: сборник научно-методических и инструктивных материалов./Л.Г. Логинова. - М.: АРКТИ, 2002. - 200 с.

13. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы./Л.С, Маркова. - М.: АРКТИ, 2002. - 78 с.

14. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации./Н.Я, Михайленко, Н.А. Короткова. - М,: Просвещение, 1991 - 216 с.

15. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием./ под ред. Л.В. Поздняк. - М.: Академия, 2001. - 238 с.

16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ./авт.- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. - М,: АРКТИ, 2003. - 89 с.

17. Сластенин В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в 2-х частях, часть I / под редакцией В.А. Сластенина. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.- 288 с.

18. Третьяков П.И., Белая К.Ю.Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам./П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М,: ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.

19. Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов./под ред. Н.В, Микляевой. - М,: МГПИ, 2004. 185с.

20. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ./Л.И. Фалюшина. - 2-е изд., испр. и доп. - М,: АРКТИ, 2003. - 262 с.

Приложения.

1. Сетка занятий в ДОУ

2. Годовой план ДОУ

3. Диагностика развития выпускников ДОУ

                                                                                       Приложение № 1.

Сетка занятий МДОУ «Бурундуковский детский сад «Гульбакча»

Кайбицкого муниципального района РТ» на 01.09.2011г

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная  группа

Понедельник

  1. Ознакомление с окр. миром и экологическое воспитание
  2. музыка

  1. Ознакомление с окр. миром и экологическое воспитание
  2. музыка
  3. русский язык

1  Ознакомление с окр.миром и экологическое воспитание

2.  музыка

3.  русский язык

1.  Ознакомление с окр. миром и экологическое воспитание

2.  музыка

  1. русский язык

Вторник

  1. развитие речи
  2. рисование
  3. физкультура

1.  развитие речи

2.  рисование

3.  физкультура

1.  развитие речи

2.  рисование

3.  физкультура

1.  развитие речи

2.  математика

3.  физкультура

Среда

  1. конструирование
  2. ----
  3. музыка

     1.  русский язык

2. Ознакомление с окр. миром и экологическое воспитание

3.  музыка

  1. русский язык
  2. Ознакомление с окр. миром и экологическое

     воспитание

  1.  музыка

1.  русский язык

2.  развитие речи

3.  музыка

Четверг

  1. математика
  2. физкультура

1.  математика

2.  физкультура

1.  математика

2.  физкультура

1.  математика

2.  физкультура

3. конструирование или ручной труд

Пятница

  1. -----
  2. аппликация или лепка

1.  -----

2.  аппликация или     лепка

1.  русский язык

2.  аппликация или лепка

1.  русский язык

2. аппликация или лепка

  1. математика

суббота

Праздники и развлечения

Праздники и развлечения

Праздники и развлечения

Праздники и развлечения

                                                                                                             Приложение № 2.

План

воспитательно – образовательной деятельности

МДОУ Бурундуковского детского сада «Гульбакча»

Кайбицкого муниципального района РТ

на 2011-2012 учебный год.

Цель деятельности Бурундуковского ДОУ

в 2011 – 2012 учебном году:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи:

-   охрана и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка;

-   приобщать дошкольников к истории и культуре родного края;

Семинары

№ п/п

          Содержание

Ответственный

Дата

1.

Семинар РМО на тему “Использование народных игр в формировании физических качеств старших дошкольников”

Воспитатель Аскарова А.С.

ноябрь

Изучение и распространение передового

педагогического опыта.

№ п/п

            Содержание

Ответственный

Дата

1.

2.

3.

4.

Ознакомление с передовыми педагогическими опытами в журналах “Мәгариф”, “Дошкольное воспитание”, “Старший воспитатель”,  и внедрение их в работе.

Участие в семинарах РМО и КМО.

Выступление на семинаре РМО из опыта работы “Организация оздоровительного пространства в ДОУ”

Коллективный просмотр занятия по физкультуре.

Воспитатели Нигмятзянова Р.Р.,

Аскарова А.С.

Нигмятзянова Р.Р.,

Аскарова А.С.

Нигмятзянова Р.Р.,

Аскарова А.С.

регулярно

В течении уч.года

ноябрь

ноябрь

Педсоветы

содержание

ответственный

Дата

           

 Педсовет № 1.

Тема: «Организация учебно-воспитательного процесса и создание условий для работы с детьми на новый учебный год».

 1. Анализ воспитательно-образовательной деятельности ДОУ за 2010-2011 учебный год.

2. Ознакомление и утверждение образовательной программы на 2011-1012 учебный год.

3. Утверждение годового плана на 2011-2012 учебный год.

4. Ознакомление и утверждение критериев оценки эффективности деятельности работников МДОУ.

     

   Педсовет № 2.

 Тема: «Совершенствование физического развития дошкольников посредством приобщения к здоровому образу жизни»

1.  доклад «Нетрадиционные формы физического воспитания детей»

2. «Работа воспитателя по физическому развитию дошкольников вне занятий»

 ( из опыта работы, воспитателя – Аскаровой А.С.)

3. Формирование полезных привычек и здорового образа жизни.

           

Педсовет № 3.

Тема:  «Знай и люби свой край родной».

1.  Воспитание патриотических и интернациональных чувств, любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста.

2. История Татарстана и татарского народа.  (Репортаж из музея Г. Кайбицкой).

3. «Путешествие на прошлое: жизнь и труд наших предков»  (Просмотр слайдов)

4. Национальные игры на праздниках народов Татарстана  (Науруз, Карга боткасы, Сабантуй)  

5. Наши знаменитые односельчане.(Выставка)

          Педсовет №4

 Тема: «Мониторинг реализации     годовых задач за истекший 2011-2012 учебный год».

1. Анализ состояния здоровья воспитанников.

2. Результаты выполнения образовательной программы.

3. Уровень готовности детей к обучению в школе.

4. Итоги работы ДОУ за прошедший год.

Ст. восп

Ст. восп

Ст. восп

Ст. восп

Ст. восп

Воспита

тель

Воспита

тель

Воспита

тель

Ст. восп

Ст. восп

Воспита

тель

Воспит

Воспита

тель

воспита

тель

Ст.восп

август

2011г

Ноябрь

2011г

февраль

2012г

Май

2012г

Контрольно-аналитическая деятельность

Содержание

дата

ответственный

1. Фронтальный контроль.

февраль

старший воспитатель,

2. Тематический контроль:

 «Повышение двигательной активности детей в течение дня»

ноябрь

старший воспитатель

«Состояние воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с родным краем».

апрель

старший воспитатель

3. Оперативный контроль.

В течение года

старший воспитатель

- Документация на группе: перспективный план работы, план воспитательно-образовательной  работы,

сентябрь

- Подготовка педагога к занятиям;

октябрь

- Проведение занятий по образовательным областям;

в течение года

- Соблюдение режима дня;

сентябрь

- Организация наблюдений в природе;

февраль

- Организация двигательного режима в течение дня

ноябрь

- Организация прогулки

в течение года

- Организация и эффективность хозяйственно-бытового труда

апрель

- Организация питания

декабрь

4. Контроль по адаптации детей.

Цель: создание благоприятных психолого – педагогических условий, способствующих успешной адаптации детей к детскому саду.

- Анализ физического развития и состояния здоровья вновь прибывших детей в ДОУ.

- Итоговый анализ адаптации детей к ДОУ.

декабрь

старший воспитатель,

воспитатель.

5. Итоговый контроль.

Цель: изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты коллектива дошкольного учреждения.

- Анализ оздоровительной работы за год.

- Итоговый контроль  состояния учебного процесса.

май

старший воспитатель.

Воспитатель.

6. Контроль по аттестации:

Аскарова А.С.

Октябрь-декабрь

старший воспитатель

Организационно-педагогическая работа.

Содержание

дата

ответственный

- «Прекрасна ты, осенняя пора» - развлечение для детей.

октябрь

Муз.руков,

воспитатель

- «Дед Мороз и Снегурочка в гостях у ребят» - новогодний праздник.

декабрь

Муз.руков,

воспитатель

- Дни открытых дверей «Давайте жить дружно».

январь

Ст.воспитат,

Воспитатель,

- «Слава защитникам Отечества» - муз. развлечение для пап и дедушек.

февраль

воспитатель.

Муз. руков.

- 8 Марта - женский день  – музыкальное развлечение

март

музык. руководитель

воспитатель

- «Юморина» - развлечения с детьми, посвященная Дню смеха

апрель

Ст.воспитатель,

воспитатель, муз.руков.

- «Неделя Здоровья» - физкультурные тематические досуги,  праздники совместно с родителями воспитанников.

май

старший воспитатель,

воспитатель,

- «До свидания детский сад»  - выпускной бал.

май

Муз. руков,

воспитатель.

Работа с родителями.

Консультации.

1.   «Индивидуальное развитие детей младшего возраста»(адаптация, особенности развития, рекомендации  старшего воспитателя).

2.  «Пытка едой».

3.  Индивидуальные беседы.

4.  Методические рекомендации на лето для родителей  «Как растить здорового ребенка».

5.  «Психологическая готовность к школе».

6.  Выявление запросов родителей на будущий год.                                            

сентябрь

Ноябрь

Январь

Май

Май

Май

ст.воспит, воспитатель.

  воспитатель.

воспитатель.

воспитатель.

Ст. воспит.

Ст. воспит.

Анкетирование.

 

 1.  Опрос родителей по выявлению их запросов и ожиданий.  

2.     Проведение анкетирования родителей «Ваше мнение о работе ДОУ.    

сентябрь

май

ст.воспит, воспитатель

ст.воспит, воспитатель

Родительские собрания

1.  Тема: «Задачи воспитания и обучения в новом учебном году,  пути их  реализации. Оздоровительная работа в детском саду».

1.  «Особенности психофизического развития ребенка дошкольного возраста»

2.   «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

3.   Двигательная активность –               необходимое условие умственного и физического развития старших дошкольников»

4.  Выбор родительского комитета.

 

2.  Тема: «Воспитание любви к родному краю и селу  в детском саду и семье»

1.   Анкета для родителей «Наше село»

2.  Итоги конкурса совместных творческих работ с детьми на тему «С чего начинается Родина?».

 3.  Воспитание чувства патриотизма у дошкольников

4. «Роль музея в развитии познавательной активности детей»

Сентябрь

февраль

 

воспитатель

воспитатель

ст.воспит,

ст.воспит,

ст.воспит,

ст.воспит,

воспитатель

воспитатель

Совместная выставка детских работ

- «Осень в деревне».

  1. Детские рисунки.
  2. Поделки из природного и бросового материала;

- «Волшебный пластилин»

- «Цветочная композиция»

Октябрь

Октябрь

Январь

май

Ст.воспит, , воспитатели

Воспитатель

Воспитатель

Совмест

ное творчество

Изготовление атрибутов к новогодним праздникам.

Декабрь

воспитатель

Тематическая  выставка

«Что должен знать и уметь первоклассник»;

«Наши знаменитые односельчане»

Март

февраль

Воспитатель

Воспитатель

Административно – хозяйственная работа

№п/п

           Содержание

      дата

ответственный

1.

Работа по благоустройству территории

сентябрь

Ст.восп.

воспитатель

2.

Работа по составлению новых локальных актов

сентябрь

Ст.восп..

3.

Работа по оформлению ДОУ к Новому году

декабрь

Ст.восп.

4.

Завезти елки, закупить елочные игрушки

декабрь

Ст.восп.

5.

Приобрести моющие средства.

январь

Ст.восп.

6.

Следить за состоянием снега на кровле детского сада.

Декабрь - февраль

Ст.восп.

воспитатель

7.

Завести песок для игр детей.

апрель

Ст.восп.

8.

Закупить подарки выпускникам.

Май

        Ст.восп.

9.

Ограждение отопительных труб

Май

Ст.восп.

10.

Ремонт, покраска оборудования на участках

Май

Ст.восп.

воспитатель

11.

Построить теневой навес на участке

май

Ст.восп.

воспитатель

                                                                                             

  Приложение № 3.

Диагностика развития выпускников ДОУ

за 2010-2011 учебный год.

Уровень готовности

2010-2011

уч. год

Подготовленный  к обучению в школе (высший)

4

Подготовлены в среднем (средний)

2

Не подготовленный к обучению в школе (низкий)

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость»Крэттен...

Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

О необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи писал в свое время В. А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоян...

Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г. ...

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Любое, даже самое черствое сердце отзывчиво на добро, детское - вдвойнеВ современной ситуации социокультурной и экономической жизни проблемы восп...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учрежден...