СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ДОМАШНЕЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
материал по теме

Цой Наталия Владимировна

Спрос на образовательные учреждения, предоставляющие услуги дошкольного образования в режиме работы полного дня, по-прежнему очень высок. Одной из альтернативных форм решения данного вопроса может стать создание частного детского сада, домашнего мини-сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 160.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Материал представлен в журнале «Практика управления ДОУ» в 2012года

Спрос на образовательные учреждения, предоставляющие услуги дошкольного образования в режиме работы полного дня, по-прежнему очень высок. Одной из альтернативных форм решения данного вопроса может стать создание частного детского сада, домашнего мини-сада. Своими мыслями по этому вопросу делится герой рубрики «Руководитель ДОУ».

Наталия Владимировна Цой, руководитель МБДОУ № 14 «Детский сад комбинированного вида пос. Тельмана» Тосненского района Ленинградской области

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ДОМАШНЕЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В последние десять лет люди кардинально сменили представления о многих вещах, в том числе изменился и взгляд на образование. Поэтому сейчас для родителей появляется многообразие предложений по предоставлению им различных услуг. Но кружками и «развивалками» сейчас переполнен рынок, а вот организаций, которые предоставляют услуги дошкольного образования в режиме работы полного дня, недостаточно. А спрос на них высок.

Так как все учреждения переполнены, пустующие группы задействованы. Какие альтернативные формы можно предложить? Исключаем формы работы на территории учреждения, то есть выносим их на другую площадь. Что остается? Частный, семейный и домашний мини-сад. В чем трудность? А трудность заключается в легальности.

В настоящее время проблема нехватки мест в детских садах стоит практически по всей России. И, конечно, «традиционные» меры решения проблемы позволили увеличить количество мест в детских садах. Но на строительство нового здания, восстановление новых групп в функционирующих зданиях нужны немалые средства. И даже при этом очередность увеличивается. Почему? Увеличение рождаемости и приток мигрантов в города.

Но давайте рассмотрим эту проблему по-другому, с экономической точки зрения.

1. Спрос превышает предложение. Значит, в ближайшие 3–5 лет мы обеспечены стабильными клиентами на услуги дошкольного образования.

2. В последние годы средний класс России вырос, встал на ноги, обзавелся детьми и внуками. Но отдавать их на воспитание и обучение в государственные руки не спешит. Родители нового поколения хотят качественного образования и качественного воспитания, также они хотят влиять на это качество. Они знают: уход за ребенком будет напрямую зависеть от количества вложенных денег. Они знают, чего хотят от жизни и как должен быть подготовлен к ней их ребенок. Они почувствовали свои права и часто пытаются руководить педагогами, навязывая им свои позиции и мнения. И они готовы платить: за высококлассных педагогов, хороший уход, индивидуальность обучения, здоровое питание. Даже за любовь и теплое отношение, хотя, говорят, за деньги этого не купишь. Значит, мы не просто обеспечены клиентами, но и должны выполнить социальный заказ некоторой категории родителей, которые не могут себе позволить отправить учиться ребенка за границу, но могут платить за образование рядом с домом, выбирая лучшие условия для своего ребенка, чем в обычном детском саду.

3. Муниципальное учреждение является юридическим лицом, поэтому может арендовать помещение для организации платных дополнительных образовательных услуг.

4. У муниципального учреждения есть лицензия, аккредитация и другие нормативные документы. Поэтому по сравнению с созданием новой частной организации руководителю стоит только внести изменения, заключить дополнительные договоры, то есть оформить все законно.

5. Каждый знает: государственное — значит законное, значит, есть кому предъявить претензии и права. Так как отдавать своего ребенка в частный детский сад — это определенный риск. Поэтому мы уже в выигрышном положении.

6. В налогообложении также остаются две основные категории налогов: федеральные — налог на прибыль и ЕСН, и региональный — на имущество. То есть если в учреждении уже введены платные услуги, то организовать еще дополнительную услугу несложно.

В Ленинградской области не разработаны правовые механизмы открытия структурных подразделений на возмездной основе. Поэтому тут можно либо сыграть себе на пользу и проявить гибкость, подстраиваясь под то, что есть, либо выйти с предложением, чего нам не хватает.

Рассмотрим опыт вариативности такого дошкольного образования в некоторых регионах нашей страны.

Следует привести в качестве примера Положение о группах развития для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, утвержденное распоряжением правительства Москвы. Оно регулирует деятельность групп кратковременного пребывания, созданных в ДОУ и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, не посещающих образовательные учреждения. Согласно указанному распоряжению такого рода группы могут быть следующего вида:

— «Адаптационная группа»;

— «Группа развития»;

— «Будущий первоклассник»;

— «Группы для детей, у которых русский язык не является родным»;

— «Группы для детей с отклонениями
в развитии»;

— «Особый ребенок»;

— «Играя, обучаюсь»;

— «Вечернего пребывания, выходного
и праздничного дня»;

— «Юный олимпиец»;

— «Учусь плавать»;

— «Домашний детский сад».

Таким образом, система групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста на определенной территории способна дополнять систему традиционных детских садов, закрывая существующие в данной системе проблемы и тем самым повышая эффективность системы дошкольного образования в целом на той или иной территории.

На территории Вологды, согласно концепции социально-экономического развития города, предусматривается создание групп летнего пребывания на базе двух детских садов или помещений квартирного типа для немобильных детей по принципу «домашний детский сад» по 3–4 человека.

В городе Краснодаре постановлением администрации муниципального образования был утвержден порядок организации деятельности групп семейного воспитания на базе муниципальных ДОУ, а также утверждено положение об организации частных, семейных детских садов. Разработано правовое сопровождение апробации негосударственных образовательных учреждений, в том числе частных семейных детских садов, филиалов государственных и муниципальных ДОУ в виде семейных детских садов с использованием ресурсов основного здания.

Развитие механизмов частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования в городе Белгороде правомерно закреплено еще в 2002 году постановлением администрации «О мерах по обеспечению доступности услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоев населения». Существует выработанный алгоритм создания частных дошкольных образовательных учреждений. Государственные структурные подразделения включены в рабочую группу по оказанию поддержки предпринимателям в создании и оформлении документов, регламентирующих деятельность негосударственных (частных) организаций дошкольного образования, а также услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Они оперативно рассматривают все вопросы по открытию их на территории города, дают консультации. В 2011 году правительством Белгородской области утверждены постановления «О поддержке развития альтернативных форм предоставления дошкольного образования», «О предоставлении субсидий родителям, которые посещают частные детские сады». И в октябре 2011 года произошла первая выплата субсидий, которая составляла 4700 рублей на 1 ребенка в месяц за услуги с оказанием образовательных услуг и 2180 рублей за услуги без оказания образовательных услуг. Выплата произведена из городского бюджета негосударственным детским садам. Всего на территории г. Белгорода функционируют 16 частных детских садов.

В Ленинградской области постановлением правительства области утверждено «Примерное положение о детском саде семейного типа», в котором указано, что «детский сад семейного типа может быть создан как юридическое лицо в форме частного детского учреждения либо путем заключения между физическими лицами и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, гражданско-правовых договоров на оказание возмездных образовательных услуг в сфере дошкольного образования». Существует также программа регионального эксперимента, в соответствии с которой разрабатываются и внедряются модели частных (семейных) детских садов.

Посмотрим, что еще есть в Ленинградской области для работы над этой темой. Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Ленинградской области» на 2011–2013 годы. Целью программы является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования в области.

Хочу выделить две основные задачи программы, которые непосредственно относятся к нашей теме.

ДВЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

— развитие новых форм
дошкольного образования, обеспечивающих предоставление услуг по присмотру
и образованию детей
дошкольного возраста,
в соответствии с потребностями населения

— содействие развитию
современных моделей
дошкольного образования

Что представляет собой современная модель дошкольного образования, каждый на этот вопрос ответит по-своему. Но одно ясно, что это учреждение, основной задачей которого является инновационное развитие.

В распоряжении Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 2227-р в ч. 5 п. 1 «Образование» говорится о том, что «… одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:

— способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию;

— способность к критическому мышлению;

— способность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность работать в команде и в высококонкурентной среде;

— владение иностранными языками….».

В условиях, когда традиционные формы дошкольного образования не могут удовлетворить потребности родителей воспитанников, последние инициируют спрос на формирование более гибких вариантов решения проблем образования, воспитания, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение, как монополист, диктующий свои условия при поступлении в детский сад, развернувшись спиной к потребителю услуги (родителю), иногда не может обеспечить запросы родителей, ориентируясь на прошлый опыт и устаревший взгляд на семью, а тратит свою энергию и силы на то, чтобы привлечь семью, не спрашивая о ее потребностях. Но не нужно учить современного родителя, как жить, как любить, нужно просто создать среду для развития его ребенка, которая его устраивает, и он сам придет и не жалея вложит все свои ресурсы в это учреждение.

К чему я все это веду? Во всем должна быть личная заинтересованность, благородные цели здесь ни к чему. Что же хочется мне как организатору, координатору, в конце концов, руководителю уже существующего в нашем районе дошкольного учреждения? А мне хочется Свободы! Творчества! Меньше отчетности, больше полезных действий! Что для меня детский сад? Это свободное плавание в безграничном пространстве морских глубин, где ребенок — пловец, а окружение — созданная среда для познания, где педагог — вода, несущая и поддерживающая ребенка. Вода, которая не даст утонуть, которая всегда рядом, которая подскажет, поможет исследовать, научит всплывать и видеть огромную Красоту и Образ мира. Но учит плавать ребенка и покупает костюм для дайвинга — Родитель. Я понимаю, что в обычном государственном детском саду мне не удастся реализовать свою идею и видение на воспитание и образование. Сколько бы об этом ни говорили, но в наших дошкольных учреждениях приоритет отдается не сохранению индивидуальности с предоставлением им свободы выбора действий и решений, а развитию послушания и навыков коллективизма. Многие факторы мешают детскому саду работать так, как пишется во многих программах по развитию творчества и познавательного интереса: это высокая наполняе­мость групп, нехватка педагогических кадров, текучесть технического персонала, постоянное безденежье и усилия, направленные на борьбу за выживание, разноуровневость контингента родителей. На должности заведующей детским садом просто становишься книжным червем, которого постоянно отвлекают от образования. Но я все-таки могу повлиять на взгляд на образование моих педагогов и постараться, чтобы наши взгляды совпали, а также могу сочетать роль руководителя в нескольких структурных подразделениях, открывая филиалы на коммерческой основе работы, решать экономические и правовые вопросы в положительную сторону развития дошкольного учреждения, все более заражая педагогов, родителей и руководителей высших структур идеей свободного образования — образования, подстроенного под ребенка.

Частный домашний детский сад я открыть не могу по ряду материальных причин, так почему бы не попробовать открыть мини-детский сад для определенного контингента обеспеченных родителей, озвучив им предварительно миссию и цель нашего детского сада, проведя соответствующий опрос среди населения и просчитав точку безубыточности, а возможно, даже определенной прибыли? Домашний детский сад как структурное подразделение ОУ. Но это должен быть легальный детский сад, поэтому функционирование его будет невозможно без поддержки государства...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Школа  не только новые  условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым забо...

Материалы конференции по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для родительской общественности

Доклад   по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в рамках родительской конференции .  Принципиальное ...

Подготовка детей к школе в условиях ДОУ

Подготовка детей к школе в условиях ДОУ           Когда начинать готовить ребёнка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребёнка до школы? Одни считают, что над...

Презентация " Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ"

Данная презентация определяет основные направления работы педагогов ДОУ по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья....

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Современные социально - экономические условия в России определяют необходимость усовершенствования содержания специального образования с учетом требований общества, направленное не только на всес...

Статья «Создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении Основной образовательной программы дошкольного образования»

В статье представлены основные направления и этапы работы по реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Система комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР...

Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».

Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...