Выступление по экологии "Ароматная сказка
статья по теме

Файзуллина Зиля Шархамулловна

Выступление для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников с использованием тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aromatnaya_skazka.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

    Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование»,  «экологическое воспитание дошкольников».

 Назовите актуальность данной темы.

Актуальность темы. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Современные проблемы взаимоотношений человека  с  окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей,  повышения  их  экологической грамотности и культуры, понимания необходимости принципов  устойчивого развития.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления..

  К.Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Он считал, что именно в детстве надо развивать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Существующие программы по экологическому воспитанию для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Эколого-психологический тренинг – упражнение «Ароматная сказка»

Цель: расширение чувственного опыта детей , развитие воображения.

Материал и оборудование: полотняные мешочки с разными видами трав, природными видами картинки с изображением поля, леса, моря, запись кассет.

Рекомендации к проведению упражнения:

Взрослому предлагается полотняный мешочек в котором «спрятана» ароматная сказка. (море, поле, лес). Объяснить свои ощущения и свой выбор. На следующем этапе выбирает иллюстрацию с изображением места, где мог бы жить главный герой, старается мысленно побывать в гостях у героя сказки. Затем рассказывает о своих впечатлениях и ощущениях.

Игра «Аукцион «Кто больше?»

Цель: показать, что зависимость человека от природных ресурсов нынче не только не уменьшилось, но и возросла, формировать понимание необходимости бережно расходовать эти ресурсы.

Материал и оборудование: картина, изображающая стоянку древнего человека, квадратики цветной бумаги: синий – вода, коричневый – земля, клей. Кисточка, бумага, разделённая на две части: древний мир и человек и современный мир и человек.

ХОД АУКЦИОНА:

Картины закрепить так, чтобы могли их разглядеть взрослые. Вопрос меньше или больше зависит современный человек от природы? – размышления. Выложить на столе цветные бумаги и объяснить правила игры. Выбрать ресурс – вода.

Вопрос: Как использовал воду древний человек?

Ответы взрослых на древний закрепляют синий квадрат на 1 половину бумаги.

Вопрос: Как использовал современный человек воду?

ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ

Современный человек зависит от природы ничуть не меньше, чем древний человек. В отношении же многих природных ресурсов он стал гораздо требовательнее и забирает у природы куда больше, чем возвращает. А если учесть , что значит, человеку следует задуматься о том: а не тесно ли нам на ней?

Вопрос: Где бы вашей жизни вы могли бы легко экономить ресурсы, которые сейчас безумно расходуется?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки"

Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой эк...

Презентация «Сказки своими руками». Выступление на РМО «СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»

laquo;СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»Помните, педагог воспитываети обучает детей до тех пор,пока учится сам! Сказки были, есть и будут актуальны! Познакомлю педагогов с одним из методов работы ...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»

Семинар – практикум «STEAM-  технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...

Выступление + практическая работа - «Сказка глазами детей и родителей»

Выступление + практическая работа -  «Сказка глазами детей и родителей»...

Выступление к театрализации сказки "Репка" в группа компенсирующей направленности

Знакомство детей со сказками. Формирование интереса к драматизации. Воспитывать умение сопереживать героям, желание прийти им на помощь. Развивать мыслительные операции, воображение, память, разг...