Выступление по экологии "Ароматная сказка
статья по теме

Файзуллина Зиля Шархамулловна

Выступление для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников с использованием тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aromatnaya_skazka.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

    Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование»,  «экологическое воспитание дошкольников».

 Назовите актуальность данной темы.

Актуальность темы. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Современные проблемы взаимоотношений человека  с  окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей,  повышения  их  экологической грамотности и культуры, понимания необходимости принципов  устойчивого развития.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления..

  К.Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Он считал, что именно в детстве надо развивать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Существующие программы по экологическому воспитанию для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Эколого-психологический тренинг – упражнение «Ароматная сказка»

Цель: расширение чувственного опыта детей , развитие воображения.

Материал и оборудование: полотняные мешочки с разными видами трав, природными видами картинки с изображением поля, леса, моря, запись кассет.

Рекомендации к проведению упражнения:

Взрослому предлагается полотняный мешочек в котором «спрятана» ароматная сказка. (море, поле, лес). Объяснить свои ощущения и свой выбор. На следующем этапе выбирает иллюстрацию с изображением места, где мог бы жить главный герой, старается мысленно побывать в гостях у героя сказки. Затем рассказывает о своих впечатлениях и ощущениях.

Игра «Аукцион «Кто больше?»

Цель: показать, что зависимость человека от природных ресурсов нынче не только не уменьшилось, но и возросла, формировать понимание необходимости бережно расходовать эти ресурсы.

Материал и оборудование: картина, изображающая стоянку древнего человека, квадратики цветной бумаги: синий – вода, коричневый – земля, клей. Кисточка, бумага, разделённая на две части: древний мир и человек и современный мир и человек.

ХОД АУКЦИОНА:

Картины закрепить так, чтобы могли их разглядеть взрослые. Вопрос меньше или больше зависит современный человек от природы? – размышления. Выложить на столе цветные бумаги и объяснить правила игры. Выбрать ресурс – вода.

Вопрос: Как использовал воду древний человек?

Ответы взрослых на древний закрепляют синий квадрат на 1 половину бумаги.

Вопрос: Как использовал современный человек воду?

ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ

Современный человек зависит от природы ничуть не меньше, чем древний человек. В отношении же многих природных ресурсов он стал гораздо требовательнее и забирает у природы куда больше, чем возвращает. А если учесть , что значит, человеку следует задуматься о том: а не тесно ли нам на ней?

Вопрос: Где бы вашей жизни вы могли бы легко экономить ресурсы, которые сейчас безумно расходуется?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки"

Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой эк...

Выступление на педагогическом совете : «Сказка, как инструмент формирования элементарных математических представлений». Презентация

Выступление на педагогическом совете : «Сказка, как инструмент формирования элементарных математических представлений»....

Электронная презентация к выступлению по теме " Использование авторского пособия для детей раннего возраста "Фетровая сказка"

Педагогу дано право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей  группы и  она всегда будет  неповторима и индивидуальна. Результатами моего педагогического творчества...

Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".

В  данной презентации  представлены  здоровьесберегающие технологии, используемые мною  в работе: актуальность темы, примерная схема  музыкального занятия с применением здоров...

Презентация «Сказки своими руками». Выступление на РМО «СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»

laquo;СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»Помните, педагог воспитываети обучает детей до тех пор,пока учится сам! Сказки были, есть и будут актуальны! Познакомлю педагогов с одним из методов работы ...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»

Семинар – практикум «STEAM-  технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...