Рабочая программа педагога-психолога на 2013-2014 уч.год
календарно-тематическое планирование по теме

Богнюкова Мирослава Николаевна

Структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка. Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы должны  раскрывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы в каждой возрастной группе, до подготовительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma2013-2014.doc399.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

психологического развития детей

дошкольного возраста

педагога – психолога Богнюковой М.Н.

МБДОУ Детский сад «Сказка»

на 2013-2014 учебный год

Содержание

Введение

Пояснительная записка

Концептуальная основа программы

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Тематическое планирование психологических занятий: старшая группа

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Тематическое планирование психологических занятий: подготовительная           группа

Диагностическая работа

Коррекционно-развивающая работа

Просвещение и профилактика

Консультативная работа

Организационно- методическая работа

Список литературы

                                               

          Введение

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации. На первый план выдвигается образовательная политика. В этой сфере важно расставить приоритеты.

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  -  ФГТ Приказ МОРФ №655).

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.

Новая модель предполагает составление рабочих программ педагогов по каждой возрастной группе с учетом их развития.

Структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка.

Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы должны  раскрывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы в каждой возрастной группе, до подготовительной.

Пояснительная записка

         

     Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

     Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» /под редакцией Н.Ю. Куражевой,  «Давайте познакомимся» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет /под редакцией И.А. Пазухиной, Алябьевой « Психогимнастика в детском саду».

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Формы работы с детьми в рамках программы:

Групповые занятия

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Группа

Время занятия

Старшая группа

25мин

Подготовительная группа

30мин

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности

Старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно-волевая сфера.

Подготовительная группа-потребность в общении и самоутверждении.

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий:

  1. Магнитофон
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Предметные игрушки.
  4. Доска.
  5. Цветные мелки.
  6. Краски, карандаши, фломастеры.
  7. Писчая и цветная бумага.
  8. Строительный материал.

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Проблемность.
  6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями.

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, родительских собраний, круглого стола и др.

Возрастные особенности детей 5 -6 лет

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание

Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.

Память

Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение

Развитие творческого воображения.

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста

1.Планирующая функция речи.

2.Предвосхищение результата деятельности.

3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

Тематическое планирование психологических занятий

Старшая группа

Сентябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Знакомство

И.Н. Агафонова «Я и Мы»

стр. 15

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная» палочка», карандаши, бумага, изображение поляны, музыкальное сопровождение.

2

Наша группа. Что мы умеем.

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 18

Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки самосознания.

Игрушка Петрушка, магнитофон, разрезанные картинки, 2 картинки для игры 2Найди 10 отличий»,указка, игрушка (кегли), карандаши, бумага, платок.

3

Правила поведения на занятиях.

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 22

Познакомить детей с правилами поведения группе. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Игрушка Петрушка, шкатулка, нарисованные ключи, письмо от Феи, магнитофон, карандаши, рабочие тетради, мяч, картинки со схематическими изображением правил.

4

Страна «психологии»

Шарохина В. Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе»

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Петрушка, карта страны «психология», смайлики, рабочие тетради, цветные карандаши, демонстрационный материал к заданию «Раскрась коврик», настольно-печатная игра «Театр настроения», 3 пары следов.

Октябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

 Мои чувства.

Радость. Грусть

И.Н. Агафонова «Я и Мы» стр. 36

Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.(Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) учить детей выражать чувство радости в рисунке.

Магнитофон, аудиозаписи К. Орф «Осень. Гномы», Д. Христов «Золотые капельки», сюжетные картины «Радость», «Грусть», муляжи и карточки с изображением разных ягод, радостных и грустных сказочных персонажей и животных цветные карандаши

2

Гнев

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 38

Познакомить детей с чувством гнева. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.

аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун» и В. Гаврилина «Крот и червяк», сюжетная картина «Гнев», персонажи Веселинка, Грустинка. Злинка, игрушки бибабо, белочка и зайчик, мишень, большая картонная труба наполненная поролоном для погашения звука, два воздушных шарика, мыльные пузыри, мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребёнка), набор цветных карандашей

3

Удивление

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»   стр. 42

Познакомить детей с чувством удивления. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство удивления на рисунке.

аудиозапись музыки из серии «наедине с природой», сюжетная картина «Удивление», коробочки с веществами и предметами, обладающими выраженным запахом, цветные карандаши персонаж Удивлинка.

4

Испуг

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 48

Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Учить детей выражать чувство страха в рисунке.

Магнитофон, аудиозапись музыки Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Глосса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия.», картина «страх», набор цветных карандашей и рабочие тетради, персонаж Пуглинка.

Ноябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Спокойствие

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

«Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение, задание «Логический квадрат» формата А3.

2

«Страх»

И.Н. Агафонова «Я и Мы»

занятие №11.

Расширять представления детей об эмоции «страх», учить понимать свои чувства и чувства других, продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, способствовать снятию страхов у детей, повышать уверенность в себе.

Пиктограмма страх, аудиозапись веселой музыки. Кукла, платок для завязывания глаз, лист бумаги, цветные карандаши.

3

Горе

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 144

Расширять представления детей об эмоции горе, учить их понимать свои чувства и чувства других. Учить передавать это эмоциональное состояние. Используя различные эмоциональные средства. Помогать преодолевать негативное настроение.

Пиктограмма горе, аудиозапись грустной мелодии, лист бумаги, цветные карандаши.

4

Интерес

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 147

Расширять представления детей об эмоции интерес учить их понимать свои чувства и чувства других людей, учить передавать эмоциональное состояние интерес, используя различные эмоциональные средства.

Пиктограмма интерес, альбом и цветные карандаши.

Декабрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Спокойствие

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 52

Познакомить детей с чувством спокойствия. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Снятие эмоционального напряжения.

Магнитофон, аудиозапись музыки П. Чайковского «Сладкая греза №21», сюжетная картина отдых, пиктограмма «Спокойствие», цветные карандаши, игрушки из кукольного театра или из «киндер-сюрпризов».

Словарик эмоции

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 56

Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

сюжетная картина «Беспорядок», карточки с изображением пиктограмм, «Радость», «Грусть», «гнев», «Удивление», «Спокойствие» для каждого участника, «кубик настроения», цветные карандаши, пиктограммы эмоциональных состояний, диск «Сказки для самых маленьких. Чижик-пыжик».

3

Страна Вообразилия

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 60

Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. Развивать невербальное и вербальное общение. Формировать интерес к творческим играм.

Зашифрованное послание, игрушка-кукла жителя Вообразилкина, камешки различной формы и цвета, карандаши, мелки, фломастеры, пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» и А. Лядова «Баба Яга», карточки с изображением «несуществующих» животных,

4

В гостях у сказки

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 65

Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержания сказок. Развивать творческое мышление.

Иллюстрации сказочных персонажей: Элли, Страшила, Дровосек, Лев, Буратино, Дед из сказки «Репка», карандаши,  мячик, магнитофон.

Январь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Этикет. Внешний вид

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 76

Познакомить детей с правилами личной гигиены. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения: внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.

Игрушка кот, картонные ботинки для шнуровки, раздаточный материал для каждого ребёнка, наложенные контуры одежды, тени одежды и обуви, магнитофон, цветные карандаши, рабочие тетради.

2

Общественный этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 82

Познакомить детей с общественным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное  внимание(устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развитие самосознания и навыков саморегуляции.

Игрушки для сценок, лото «Пассажирский транспорт», простые и цветные карандаши, рабочие тетради, памятки.

3

Столовый этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 87

Познакомить детей со столовым этикетом. Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения:. Развивать внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, картинки с изображением съедобного и несъедобного, набор пластиковой посуды для каждого ребёнка, цветные карандаши, рабочие тетради, музыкальное сопровождение.

4

Подарочный этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 99

Познакомить детей с подарочным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Сюжетные картинки с изображением правил подарочного этикета, музыка с разными настроениями, рабочие тетради, цветные карандаши, задание «Разложи подарки».

Февраль

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Гостевой этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 98

Познакомить детей с гостевым этикетом. Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого общения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Сюжетные картинки с изображением правил гостевого этикета, картинки с изображением времени дня, цветные карандаши, рабочие тетради, памятки с правилами.

2

Правила домашнего этикета

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 170

Продолжать учить детей ценить хорошее отношение близких и отвечать им виманием, заботой, добротой; учить детей оценивать свои поступки  других, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Две маски – белого и чёрного барашков; различные игрушки в большой сумке; альбомы и цветные карандаши.

3

Защитники отечества

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 108

Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. Продолжать знакомить детей с праздником 23 февраля. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии».

Фотографии пап, картинки с изображением транспорта, геометрические фигуры, цветные карточки, обруч, мяч, музыкальное сопровождение, цветные карандаши,  рабочие тетради.

4

С кем я живу

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 167

Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Сюжетная картинка «Семья»; раздаточные карточки с изображением отдельных членов семьи; мяч; альбомы, цветные карандаши.

Март

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Любовь. Я люблю – маму/папу

И.Н. Агафонова «Я и Мы»

занятие №14

Воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

 Альбомы с семейными фотографиями, музыкальное сопровождение, картинка с изображением членов семьи, мяч, цветные карандаши, рабочие тетради, рисунки с изображением заячьей семьи, заготовки бланков для родителей, «строительный» материал.

2

Я люблю своих друзей

И.Н. Агафонова «Я и Мы»

занятие №15

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Музыкальное сопровождение, цветные карандаши, рабочие тетради, наборы пиктограмм в двух экземплярах, картинка-схема и к ней набор геометрических фигур, повязка на глаза.

3

Волшебные средства понимания

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 105

Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

Магнитофон, разрезанные картинки с изображением животных, мяч, мел, доска, пустой тканевый мешочек, карандаши, графическое задание «Волшебная страна».

4

Язык жестов и движений

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 120

Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.

Магнитофон и кассета с записью музыки; маски героев из сказки «Колобок»; карточки к игре «Говорящая рука».

Апрель

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53

Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов.

Знаки, обозначающие сенсорные признаки предметов, пособие «Поле Чудес», карточки «Найди пару», бланки с заданиями, цветные карандаши, кукла Незнайка.

2

Восприятие свойств предметов.

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57

Развитие восприятия свойств предметов. Развитее мышления (сравнение, исключение, анализ). Развитие внимания (зрительное, слуховое). Развитие воображения и логического мышления.

Игрушка «филин», схема «свойств предметов», бланки с заданиями, цветные карандаши, карточки с изображением мяча, жабы, бабочки, карточки «Найди лишний», коврики-фигуры, музыкальное сопровождение.

3

Мой внутренний мир

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 108

Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

Магнитофон и кассета со спокойной музыкой; альбомы и цветные карандаши на каждого ребёнка.

4

Мы так похожи

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 114

Формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

Магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Май

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Мы такие разные

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117

Учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.

Набор изображений разных игрушек (например, машинка, кукла, мяч. Мишка, паровозик, кубики, самолёт, домик, шарик, зайчик и.т.д.) и макет башенки с пятью окошками.

2

Какие мальчики, какие девочки?

И.Н. Агафонова «Я и Мы»

занятие №4

Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения; развивать навыки общения мальчиков с девочками.

Любой предмет, проходящий для «распиливания» (например, стул); магнитофон и кассета с записью польки; альбомы и цветные карандаши.

3

Давайте жить дружно

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 125

Развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

Магнитофон и кассета с записью лёгкой, весёлой музыки; 6 дощечек для игры «Не намочи ноги».

4

Я знаю, я умею, я могу

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 184

Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

Мяч, большой лист бумаги и цветные карандаши.

Просвещение и профилактика

Название работы

Условие проведения

Сроки

Предполагаемые результаты

1

«Как помочь малышу адаптироваться к новым условиям» (стендовая информация)

I младшая группа

сентябрь

Адаптация детей к детскому саду

2

Учимся сотрудничать с воспитателями (практикум для родителей)

I младшая группа

в течение года

Ознакомление родителей с возрастными особенностями развития детей I младшей группы

3

«Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка» (стендовая информация)

старшая группа

в течение года

Ознакомить с играми, способствующими развитию творческих способностей детей

4

Папка передвижка: «Жизнь начинается»

работа родителей с воспитателями

март

Ознакомление родителей с папкой

5

Индивидуальная консультация для родителей

родители

в течение года

Оказание помощи по вопросам воспитания и развития

6

«Один на улице или безопасная прогулка» (стендовая информация)

все группы

в течение года

Ознакомление родителей с правилами поведения на улице в разное время года

7

Драчуны. Как исправить ситуацию (стендовая информация)

средняя группа

в течение года

Помочь родителям в преодолении конфликтных ситуаций с детьми

8

«Научите ребенка быть добрым» (стендовая информация)

старшая группа

в течение года

Оказание помощи по вопросам воспитания

9

Что такое «школьная готовность» (родительское собрание)

подготовительная группа

апрель

Вооружить родителей старших дошкольников психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «школьная готовность»

10

«Учимся, играя» (стендовая информация)

все группы

в течение года

Ознакомление родителей с играми

                                   

 

      Список литературы

1. Агафонова И.Н. Программа  «Я и Мы» Уроки общения для детей 6-10 лет.- СПб ГУПМ, 2003.

2. Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. –М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., – 2004.

4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Психологические занятия с дошкольниками  Программа «Цветик-Семицветик»».СПб.: Речь, - 2005.

5. Осипова А.А., Малашинская Л. И Диагностика и коррекция внимания детей 5-9 лет. М., - 2002.

6. Пазухина И.А. Программа «Давай познакомимся» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – 2010.

7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., - 1999.

8. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М., – 2002.

     Возрастные особенности детей 6-7 лет                

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении в и самоутверждение

Ведущая функция

Общение со сверстниками, осознания своего «Я»

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения,  групповые игры

Отношения со взрослыми

Ситуативно - деловое + ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание

Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах.  Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10  предметов.

Память

Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия.

Мышление

Наглядно-образное, формируется  логическое  мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-слетстьвенные связи.

Воображение

Развитие творческого воображения стереотипности образов.

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания

Новообразования возраста

  1. Планирующая функция речи.
  2. предвосхищение результата деятельности.
  3. формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).
  4. Осознания своего «Я»

                 

             

                 Тематическое планирование психологических занятий

                                           Подготовительная группа

Сентябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Знакомство

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 14

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение.

Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная» палочка»

2

Наша группа. Что мы умеем.

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 18

Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге.

Найди 10 отличий»,указка, игрушка (кегли), карандаши, бумага, платок.

3

Правила поведения на занятиях.

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 22

Познакомить детей с правилами поведения группе.

Игрушка Петрушка, шкатулка, нарисованные ключи

4

Страна «ПСИХОЛОГИЯ»

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 27

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение.

Игрушка Петрушка, карта страны «ПСИХОЛОГиЯ», смайлики

Октябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Словарь эмоций

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 31

Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Сюжетные  картины «Радость», «Грусть»,

2

Моё настроение

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 38

Познакомить детей с чувством гнева..

Аудиозаписи  музыки Е. Ботлярова «Драчун» и В. Гаврилина «Крот и червяк», сюжетная картина «Гнев»

3

Мешочек страхов

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 42

Продолжать знакомство  детей с чувством страха.

Аудиозапись  музыки из серии «Наедине со страхом», сюжетная картина «Страх»

4

Чего я боюсь?

О.Хухлаева «Темнолан-дия»

Познакомить детей с эмоцией испуг.

Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия.», картина «страх»

Ноябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Спокойствие

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

«Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, бланки с заданиями

2

«Самодо-вольство»

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 138

Расширять представления детей черте характера как самодовлдьство, учить детей контролировать свое поведение, выбирать правильное решение.

Сказка «Заяц Хваста».

«Гадкий утенок»

3

Трусость

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 144

Расширять представления детей о чувстве трусости, учить их понимать и преодолевать это чувство. Самооценка.

Рассказ Осеевой «Три товарища», Бутман  «Трус»

лист бумаги, цветные карандаши.

4

Интерес

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 147

Расширять представления детей об эмоции интерес учить их понимать свои чувства и чувства других людей, учить передавать эмоциональное состояние интерес, используя различные эмоциональные средства.

Пиктограмма интерес, альбом и цветные карандаши.

Декабрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Упорство и упрямство

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 52

Познакомить детей с чувством упорство, упрямство. Обучение различению эмоциональных  упорства и  упрямства.  

Чтение худ произведений: «Сказка упрямые козы»,

Словарик эмоции

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 56

Учить детей находить связь между эмоциональным состоянием и качествами личности.

Сюжетные  картины на эмоциональные состояния

3

Путешествие по времени

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 60

Развивать фантазию и воображение. Учить детей представлять себя вчера, сегодня. завтра.  Развивать чувство времени.

Пьесы  П.И. Чайковского «Сладкая греза» и А. Лядова «Баба Яга»

4

В гостях у сказки

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 65

Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность.

Иллюстрации сказочных персонажей

Январь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Знаю ли я себя?

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 76

Знакомство с составляющими образа «Я».

Коммуникативные игры типа «Связующая нить».

2

Обществен-ный этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 82

 Продолжать знакомить детей с общественным этикетом и моральными представлениями в обществе.  

Рассматривание картин о поступках людей

3

Столовый этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 87

 Продолжать знакомить детей со столовым этикетом.

Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом

4

Подарочный этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 99

Продолжать знакомить детей с подарочным этикетом.

Сюжетные картинки с изображением правил подарочного этикета

Февраль

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Гостевой этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 98

Продолжать знакомить детей с гостевым этикетом.

Сюжетные картинки с изображением правил гостевого этикета

2

Правила домашнего этикета

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 170

Продолжать учить детей ценить хорошее отношение близких и отвечать им вниманием, заботой, добротой

Альбомы  и цветные карандаши.

3

Защитники отечества

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 108

Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии».

Фотографии пап, картинки с изображением транспорта

4

Дом, в котором я живу

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 167

Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи

Рассматривание фотографий, рисунок «Моя семья».

Март

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Мамин день

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 120

Воспитывать любовь и уважение к маме. Развить чувство отзывчивости , заботливости, любви  

 Альбомы с семейными фотографиями

2

Я и мои друзья

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Музыкальное сопровождение, цветные карандаши, рабочие тетради, наборы пиктограмм в двух экземплярах, картинка-схема и к ней набор геометрических фигур, повязка на глаза.

3

Волшебные средства понимания

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 105

Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

Магнитофон, разрезанные картинки с изображением животных, мяч, мел, доска, пустой тканевый мешочек, карандаши, графическое задание «Волшебная страна».

4

Язык жестов и движений

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 120

Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.

Магнитофон и кассета с записью музыки; маски героев из сказки «Колобок»; карточки к игре «Говорящая рука».

Апрель

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53

Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов.

Знаки, обозначающие сенсорные признаки предметов, пособие «Поле Чудес»

2

Восприятие свойств предметов.

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57

Развитие восприятия свойств предметов.

Игрушка «филин», схема «свойств предметов», бланки с заданиями

3

Мой внутренний мир

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 108

Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

Магнитофон и кассета со спокойной музыкой; альбомы и цветные карандаши на каждого ребёнка.

4

Чему мы научились?

«Скоро в школу»

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 114

Учить детей планировать свое деятельность, развитие   позиции  «Я будущий школьник» , развитие психологической готовности и мотивации учебной деятельности.

Беседы, игры и упражнения на школьную тематику, выводы.

Консультативная работа

Название работы

Условие проведения

Сроки

Предполагаемые результаты

1

2

Индивидуальные, групповые консультации с родителями, администрацией, педагогами в соответствии с циклограммой работы педагога-психолога

Тренинги общения

воспитатели

родители

педагоги

в течение года

в течение года

Повышение компетентности педагогов, родителей, администрации в вопросах развития дошкольников, взаимоотношениях детей и взрослых

          Организационно-методическая работа

Название работы

Условие проведения

Сроки

Предполагаемые результаты

1

Районные методические объединения

педагоги-психологи

в течение года

Накопление опыта

       2

     3

    4

Выступление на педсовете на тему: «Проблема социального сиротства»

Информационная страничка в группах « Психолог советует»

 

Участие в педсоветах, совещаниях, родительских собраниях

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагоги, родители, сотрудники МБДОУ

октябрь

1 раз в месяц

Повышение компетентности педагогов

Повышение компетентности родителей

   

                           

    Диагностическая работа

Название работы

Условие проведения

Сроки проведения

Предполагаемые результаты

1

Психолого-педагогическая диагностика по системе Мочаловой Н.М.

«Методика проверки умственного развития дошкольника»

          средняя

 старшая  подготовительная группа

сентябрь

 май

Выявление уровня умственного развития,  наблюдение динамики развития ребенка

2

Изучение детско-родительских отношений

все группы

в течение года

3

«Диагностика психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению» тест К-Йерасика.

подготовительная группа

октябрь

май

Определение психологической готовности детей к школьному обучению

4

5

6

7

Диагностика  эмоционального благополучия в группах: «Лесенка», метод наблюдения и беседы с детьми

Анкетирование, обследование детей по запросу родителей и педагогов.

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет ( под ред.Л.А. Парамоновой).

Обследование детей для направления на ПМПКА

подгот.гр.

старшая

все группы

1 и 2 мл. группа

подготов.гр.

в течение года

в течение года

в течение года

апрель

Изучение межличностных отношений.

Развитие речи, ознакомление с окружающим миром.

 

                           

                            Коррекционно-развивающая работа  

Название работы

Условие проведения

Сроки

Предполагаемые результаты

1

«Игровые развивающие занятия с детьми раннего возраста в адаптационный период» А.И. Титарь

I младшая группа

сентябрь

Психологическое сопровождение детей в период адаптации по снижению напряжения, тревоги

2

Групповые «Коррекционно-развивающие занятия в старших, средних группах» по адаптационной программе В.А. Шарохина

средняя

 старшая подготовительная группа

октябрь

апрель

Развитие  познавательных процессов, эмоциональной сферы, коррекция отклонений в развитии

3

Цикл занятий «Тропинка к школе» О.В. Желонкина

подготовительная группа

октябрь

апрель

Подготовка детей к успешному обучению в школе

4

5

6

7

Психогимнастика (Е.А.Алябьева)

Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми

Элементы тренинга « Тренинг общения»

Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении( Е.А.Алябьева)

все группы

все группы

педагоги

все группы

в течение года

в течение года

в течение года

1 раз в месяц с января по май

Выявление и решение проблем личностного характера

Научить грамотно преодолевать жизненные кризисы и способствовать эмоциональной у.

Выявление и решение проблем личностного характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы на 2013 - 2014 учебный год

В рабочую программу входит планирование непосредственной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по образовательным областям:- познание;- коммуникация;- социализация;- труд;- бе...

Перспективный план педагога-психолога ДОУ на 2013-2014 уч.год

Планирование деятельности психологической службы осуществляется на основе ведущего профессионального ориентира, который направлен на поддержание благоприятных условий для оптимального психического раз...

Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР за 2013 - 2014 учебный год

Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР за 2013 - 2014 учебный год В конце учебного года педагогом - психологом был представлен отчет о работе структурного подразделения ЦИПР. О...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа средняя группа Теремок, 2013-2014 уч. год

Рабочая программа средняя группа Теремок, 2013-2014 уч. год...


 

Комментарии

Никитина Виктория Борисовна

Спасибо за помощь. Действительно грамотно составленная программа, на примере которой было легко составить свою.