планирование как метод управления
материал по теме

Медвецкая Анастасия Олеговна

в работе описаны какие виды планирования существуют в управлении ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon planirovanie_kak_metod_upravleniya_dou_samoobrazovanie.zip46.58 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР – детский сад №4 «Золотая рыбка»

Работа по самообразованию

«Планирование как метод управления ДОУ»

Выполнила: воспитатель II квалификационной категории

Медвецкая А.О.

г. Пушкино,

2011г.

Введение

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они коснулись и дошкольного учреждения. Осознание необходимости перехода от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной, развивающей модели образования, неудовлетворенность содержанием и методами образовательного процесса, предлагаемыми типовой программой воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении, обусловили поиск путей обновления планирования образовательного процесса.

Развитие учреждения в современных условиях зависит не только от умения руководителей оперативно реагировать на изменения в экономической, политической и образовательной жизни страны, но и в стремлении строить долгосрочный прогноз на будущее. Детский сад по-прежнему  остается государственным учреждением, но меняются стиль и методы работы, планирование приобретает одну из важнейших управленческих функций.

Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, изучение опыта управления дошкольным учреждением позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса и управления им в новых условиях.

Анализ работ К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, А.Н.Троян показал, что проблема содержания и реализации функции планирования образовательного процесса не являлась до настоящего времени объектом специального исследования, хотя некоторые ее аспекты и были рассмотрены в связи с изучением организационно-педагогической деятельности заведующих дошкольными учреждениями.

Анализ работ Ю.А.Конаржевского, М.М.Поташника, А.М.Моисеева, П.И.Третьякова, Е.А.Ямбурга и других по управлению образовательным учреждением показал, что основное внимание ученых направлено на изучение проблем управления образовательным процессом в современной школе. Предложенные в них технологии развития инновационной школы, безусловно, не могут быть в полной мере использованы в управлении развитием дошкольного учреждения в силу его специфичности.

Анализ педагогической литературы и существующей практики планирования в ДОУ показывает, что данная проблема по–прежнему является сложной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровне. Как правило, руководители ДОУ самостоятельно, путем проб и ошибок ищут пути оптимального планирования. На это часто уходят годы. Время и силы тратятся на изучение литературы, на ознакомление с чужим опытом, на собственные раздумья и непосредственно на составление неформального реального плана.

До сих пор не разработана четкая классификация планов ДОУ, предлагается множество вариантов составления планов, суть которых, как правило, сводится к переписыванию содержания  из годового в месячный, из месячного в ежедневный, имеющиеся рекомендации чаще ориентируют на отдельные качественные характеристики, чем на целостный процесс и технологию планирования, а иногда еще больше запутывают и дезориентируют специалистов дошкольного образования.

Таким образом, проблема планирования образовательного процесса в ДОУ как начального звена системы образования в настоящее время является недостаточно разработанной. Практическая значимость этой проблемы и научная неразработанность делают ее актуальной. 

Целью курсовой работы является  рассмотреть  проблему планирования деятельности образовательного учреждения и исследование проблем планирования в деятельности  дошкольного образовательного учреждения.

 Из поставленной цели вытекают следующие  задачи:

- дать понятие план, планирование;

-выделить виды планирования;

-проанализировать опыт работы по планированию;

-дать характеристику этапам планирования.

1. Проблема планирования деятельности образовательного учреждения в психолого-педагогическом  и специальном исследовании.

1.1. Понятие план, планирование. Виды планирования и плана.

Дошкольное учреждение начинает свою работу по плану, учрежденному его педагогическим советом. План должен отражать работу всех служб ДОУ, координатором которых является администрация дошкольного учреждения. Существует несколько понятий плана. «План» в словаре Ожегова Ю.И. – это:

1. Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение (изображение его в горизонтальном разрезе).

2. Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

3. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь.

4. Взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.

5. Место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе.

6. Масштаб изображения кого-нибудь, чего-нибудь.

7. Область проявления чего-нибудь или способ рассмотрения чего-нибудь, точка зрении.

В современном толковом словаре «Большая Советская Энциклопедия» план — слово, происходящее от латинского слова planus (ровный, плоский), откуда происходят английские plane, plain, немецкое Plan и т. д. Первоначально это понятие означало равнину, позже стало использоваться в геометрии, где стало обозначать плоскость, а также и проекции определенного предмета на эту плоскость.

Планом называется официальный документ, в котором отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные, конечные цели и задачи, стоящие перед ней и ее подразделениями, механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, стратегия на случай возникновения непредвиденных ситуаций. 

План - заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

План должен иметь цель, которая осуществляется через решение задач. Потом намечается система деятельности по выполнению данных задач, указывается последовательность действий и сроки выполнения.

Следует различать планирование и планы.  План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

Планирование является приоритетной функцией управления. Одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние любой системы, путей, способов и средств его достижения.
Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели.

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: постановка целей и задач, составление программы действий, выявление необходимых ресурсов и их источников, определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.

Процесс   планирования должен создать  плановую систему, в которой хорошо видны:

1) основное содержание плана;
2) его временной разрез;
3) ответственное за его выполнение лицо или группа лиц.

Основные цели проектирования системы планирования:

  • привлечение родителей к разработке стратегических (долгосрочных планов);
  • обеспечение работников ДОУ всех уровней информацией, необходимой для качественной разработки планов;
  • определение алгоритма и видов деятельности, необходимых педагогическим работникам ДОУ для качественной разработки планов;
  • распределение функциональных обязанностей педагогических работников ДОУ  в процессе планирования;
  • выработка оптимального набора форм планирования.

Данная система состоит  из нескольких слоёв или уровней планов: стратегического, тактического и оперативного.

 Уровневая система планирования и перечень соответствующей плановой документации.

Стратеги-ческое планиро-вание

Основные стратеги-ческие направле-ния на 5-10 лет

Програм-ма развития ДОУ

Концепция развития ДОУ

Образова-тельная программа

Модель выпускника

Тактиче-ское планиро-вание

Годовой план

Учебный план

Сетка занятий

Перспекти-вные планы воспитате-лей

Индивид карты развития ребенка

Оператив-ное планиро-вание

Календар-ные планы образ. работы

Планы специа-листов

Перспектив-ные планы воспитателей

Тематиче-ские планы

Диагностиче-ские карты развития

Первый уровень – стратегическое, или долгосрочное, планирование – определяет основные стратегические (долгосрочные) цели образовательного учреждения, а также политику (направление действий) и стратегию (оптимальные пути) получения  и использования ресурсов для достижения этих целей.

Основными чертами  стратегического планирования являются:

  • включение в его содержание основных проблем деятельности образовательного учреждения;
  • создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;
  • долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
  • нацеленность на придание деятельности учреждения стройности и внутреннего единства;
  • заложенная объективная необходимость руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.

Второй уровень планирования, тактическое планирование – это краткосрочная стратегия достижения цели, разрабатываемая на уровне руководителей среднего звена. Основной задачей является разработка дополнительных планов и конкретных указаний по обеспечению целей и налаживанию процесса реализации стратегического планирования.

В процесс разработки детальных краткосрочных решений входит:

  • определение мероприятий, которые необходимо провести в рамках образовательного учреждения;
  • определение исполнителей;
  • обеспечение реализации мероприятий.

Третий уровень, оперативное планирование –  представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учетом всех необходимых условий.

Стратегическое планирование – единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей, который обеспечивает:

  • создание долгосрочного плана:
  • дает основу для принятия решений;
  • способствует снижению риска при принятии решений;
  • помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования.

Тактическое планирование гарантированно обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов.

Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учетом всех необходимых ресурсов.

Практическая реализация данного метода предполагает:

  • определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;
  • создание стройной системы целеполагания (цели, главные/второстепенные задачи, контрольные мероприятия),  конкретизирующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;
  • установление чёткой  взаимосвязи между анализом итогов работы за год и проектированием работы на следующий период;
  • выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;
  • чёткое прогнозирование  результатов деятельности на планируемый период и др.

Следует различать виды планирования и виды планов. Анализируя формы планов ДОУ, публикуемых  в периодической печати или в литературе по дошкольному воспитанию, можно выделить следующие виды планов: текстовый план и графический.

Текстовый план, такой план представляет собой описательный текст, посвященный реализации задач. В текстовом материале находят отражение задачи, виды деятельности по их реализации, сроки реализации и перечисляются ответственные лица за реализацию тех или иных мероприятий.

Графический план.  «Графика» - искусство отображения предметов контурными линиями и штрихами. По объему такой план меньше и конкретен. Он позволяет наглядно увидеть весь объем работы по его выполнению. Графический план может кроме текстового материала включать в себя схемы, таблицы, какие-либо условные обозначения.

Но графическое планирование просуществовало в ДОУ недолго. Удобным в работе оказался смешанный вариант текстового а графического плана.

Таким образом, необходимо различать понятия и виды плана и планирования, следует отметить, что план является результатом процесса планирования. Удобной формой написания плана является смешанный вид плана. И так как план является результатом процесса планирования, то планирование деятельности ДОУ необходимо рассматривать как сочетание стратегического, тактического  и оперативного уровней. Именно такое планирование представляется  наиболее комплексным и системным.

1.2. Виды планирования работы с детьми

План – это важный документ деятельности педагога. Без написания плана педагог не имеет права приступать к работе с детьми. Существует множество видов планирования, и каждый руководитель вправе выбрать ту форму написания годового плана, которая устраивает его.

Существует три вида планирования работы с детьми:

  1. Перспективное;
  2. Календарное;
  3. Тематическое.

Перспективные планы по всем видам деятельности на весь год и обычно пишутся педагогами перед новым учебным годом в летний оздоровительный период. В перспективных планах указываются изучаемая тема и цель, которую ставит педагог при изучении этой темы. Вид перспективного планирования может быть произвольным.

        Календарные планы – это планирование работы с детьми на каждый календарный день. В них планируется не только регламентированная деятельность с детьми, но и нерегламентируемая. При таком планирование не следует забывать    и о личном времени ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка он имеет право на  личное время и игру, так как она является его основным видом деятельности. В календарном плане после темы занятия прописываются задачи, которые педагог будет реализовывать. Эти задачи могут осуществить цель темы из перспективного планирования. Календарное планирование пишется как минимум на день вперед. Формы планирования могут быть разнообразны. Титульный лист для всех форм планов одинаков.

        Тематическое планирование – это планировании темы, которую дают непосредственно воспитанникам. Данная тема может быть раскрыта как в одном виде деятельности, так и в нескольких. Ребенок  лучше усвоит материал, пропущенный через несколько видов деятельности. Чем больше задействовано органов чувств, тем лучше усваивается материал. Тематическое планирование является частью календарного планирования.

Итак, планирование работы с детьми должно носить развивающий характер в познании окружающего мира и отражать единство сторон:

- мир природы;

- рукотворный мир;

- мир других людей;

- мир моего «Я».

Необходима реализация четко поставленных задач, задачи должны носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, при планировании работы с детьми, необходимо учитывать смену видов деятельности, интеллектуальная деятельность сменялась физической активностью. Планируемая деятельность должна всесторонне развивать ребенка и содержание планов должно отражать реализуемую программу.  

1.3. Этапы планирования

Любая деятельность осуществляется на основе планирования, согласно которому работает педколлектив. В дошкольном учреждении началом деятельности является годовой план, а концом деятельности педагогического коллектива – самоанализ выполнения годового плана.

В практической деятельности у каждого педагогического коллектива свои годовые планы, отличающиеся не только содержанием, но и формой планирования. Но чтобы план стал реальным, надо со всех сторон проанализировать деятельность своего учреждения, т.е. заняться самоанализом.

Слово «Анализ» происходит от греческого «разложение, расчленение». Это процедура мыслительного разложения целого  (предмета, явления) на части. Анализ помогает выявить все недостатки и достоинства существующей системы, чтобы в дальнейшем улучшить ее состояние.

В дошкольном учреждении анализу подвергаются программы, кадры, материально- техническая база, состояние здоровья воспитанников, взаимодействие с социумом, запросы родителей и другое. Анализ всех этих сторон жизнедеятельности ДОУ помогает написанию реального годового плана. Но при составлении годового плана не стоит забывать один из законов Мерфи: «Чем сложнее и грандиознее план, тем больше шансов, что он провалится». А.Э. Фейхтерслебен говорил: «Планы – это мечты знающих людей». А мечты могут осуществиться, если правильно подобрать средства к  их осуществлению.

         В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству.

Успешность развития дошкольного учреждения, его социальный статус  зависит от:  профессиональных умений руководителя,  способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост.

Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением  напрямую зависит от:  умения руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя;  умения создавать собственные управленческие концепции развития.

Критерии профессионального мастерства руководителя  при планировании это: способность проанализировать ситуацию; умение выявить основные тенденции жизнедеятельности учреждения (увидеть перспективы развития);  умение определить пути развития учреждения (способы и средства достижения).

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учитывать:

– тенденции социальных преобразований в обществе,
– запросы родителей,
– интересы детей
– профессиональные возможности педагогов.

Проблемы  реализации планирования: недостаточное осознание руководителями значения и сущности планирования в системе управления; трудности в совершенствовании механизма планирования (определении целей, структуры и содержания);  необходимость создания новых разновидностей планов и технологий планирования.

Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.

1 этап. Анализ предшествующего опыта работы организации, осмысление его результатов. анализ методической деятельности за прошедший период, включая выявление проблем (неудовлетворительные результаты деятельности), поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований. Изучение общих данных о своей организации (результаты проведенных мероприятий, спортивные достижения, участие в районных, городских, областных мероприятиях)

Учет пожеланий учащихся, педагогического совета. Анализ работы пресс-центра (газеты, радиопередачи). Анкетирование. В анкету можно включить следующие вопросы:

1.  Как ты оцениваешь работу своей организации? Какие недостатки в работе и какие пути их устранения ты предлагаешь?

2. Что ты лично ждешь от своей организации? Какие из проведенных дел запомнились тебе как нужные и интересные? Какие бы дела ты предложил провести?

3. Какое твое мнение о руководителях организации?

        2 этап. Обсуждение и определение наиболее важных задач. Выдвижение перспективы организации. Постановка целей и задач. Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи — конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.

        3 этап. Отбор содержания форм и методов работы организации  и определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.

4 этап. Рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных.

5 этап. Утверждение плана на педагогическом совете, составление на его основе текущих планов и организация их выполнения.

 Итак, планирование деятельности образовательного учреждения это проблема, которая требует постоянного изучения, т.к. нет единой системы   требований к составлению планов. В практической деятельности у каждого педагогического коллектива свои планы, которые отличаются не только содержанием, но и формой планирования. Существует множество видов планирования и каждый руководитель вправе выбрать ту форму написания плана, которая устраивает его. И  чтобы план стал реальным, надо со всех сторон проанализировать деятельность своего учреждения.  Для этого и необходимы этапы планирования, которые позволяют четко соблюдать единый порядок составления плана который начинается с написания плана и заканчивается его анализом.

2. Эмпирическое исследование  проблем планирования в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

2.1. Анализ опыта работы по планированию.

        В методической литературе описана практическая деятельность руководителей ДОУ, в которой сложились разнообразные формы плана работы. Планирование и прогнозирование является основой уп равления и важнейшей стадией управленческого цикла.

При анализе опыта работы по планированию деятельности дошкольного учреждения можно выявить определенные недостатки, например, такие:

  • неравномерное распределение ме роприятий между исполнителями и по срокам;
  • недостаточная организация взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ;
  • недостаточное использование вза имоконтроля в практике работы;
  • затруднения педагогов в проведении критериального самоанализа и адекватной оценки уровня развития компетенций детей группы.

И соответственно при устранении этих недостатков при планировании методической работы ДОУ необходимо  решать следующие задачи:

  1. Повышать компетентность педагогов при проведении критериального самоанализа и адекватного оценивания уровня компетентности каждого ребенка.
  2. Равномерно распределять мероприятия в течение учебного года.
  3. Привлекать наибольшее число исполнителей к разным формам методической работы с целью профилактики профессиональной усталости и потери интереса к инновациям.
  4. Совершенствовать умение воспитателей решать задачи годового плана через все виды детской деятельности.
  5. Добиваться координации педагогической деятельности всех педагогов, работающих с детьми конкретной группы.
  6. Активизировать приемы педагогической деятельности, находящиеся у педагогов в пассиве.
  7. Подбирать оптимальное сочетание приемов работы для эффективного решения конкретно поставленных задач.
  8. Создавать возможность успешности педагогической деятельности начинающих педагогов через знакомство с опытом работы ДОУ.
  9. Создавать мотивацию для проведения взаимоконтроля воспитателей.

Вместе с этим необходимо сохранить традиции такие как организация проектной деятельности детей, проведения театральных фестивалей, интегрированных и комплексных занятий с деть ми, показа открытых мероприятий для родителей воспитанников.

Планируя такую работу, необходимо учитывать равномерное распределение нагрузки на педагогов, чтобы предотвратить отрицательное отношение к инновациям у части воспитателей.

К проведению мероприятий привлекаются все специалисты ДОУ.

В план можно включить  новую форму трансляции опыта — мастер-класс, к проведению которых привлечь  наиболее опытных воспитателей и специалистов. Введение взаимоконтроля обогащает воспитателей опытом своих коллег, способствует распространению передовых идей, методик, вариантов создания развивающей среды.

Планирование показа интегрированных физкультурных, познавательных занятий способствует повышению качества образовательного процесса через применение разных приемов обучения детей, а также повышению профессионального мастерства вновь поступивших воспитателей.

Особое внимание должно уделяется вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ.

Одним из путей интенсификации и оптимизации процессов прогнозирования и планирования является самопланирование работы всех подразделений детского сада. Все специалисты  ДОУ самостоятельно планируют мероприятия и пути выполнения поставленных задач.

Задача заведующего и старшего воспитателя - обучить  всех участников педагогического процесса наиболее эффективным методам планирования работы всех звеньев с учетом достигнутых конкретных результатов. Это позволяет повысить мотивацию планирования и эффективность планов.

В методической литературе и практической деятельности сложились разнообразные  формы написания плана работы на год. Он может оформляться в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме:

- схематично-блочной;

- календарно-месячной;

- цикличной;

- поквартальной;

- в виде циклограммы и т.д.

Отсюда следует, что анализ опыта работы по планированию показывает те недостатки, которые необходимо решать и соответственно учитывать при составлении планов на будущее.

2.2. Годовой план ДОУ: структура, содержание.

1 сентября дошкольное учреждение начинает свою работу  по годовому плану, учрежденному его педагогическим советом. План должен отражать работу всех служб ДОУ, координатором которых является администрация дошкольного учреждения.

Новое время способствует проявлению творчества во всех сферах деятельности ДОУ. Этот процесс коснулся и годового планирования. Каждое дошкольное учреждение имеет право выбрать свою форму  годового плана. Создать план – значит спроектировать работу, создать модель действий.

Годовой план ДОУ относится к нормативной локальной документации учреждения, и иметь любую форму. Годовой план является обязательным документом ДОУ. Он нацелен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию работы всего педагогического коллектива в данном учебном году. Приступая к составлению годового плана, заведующий руководствуется тем, что он будет выполняться всем педагогическим коллективом. От того каково понимание каждым сотрудником его роли в  реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение его в целом. За реализацию годового плана отвечает весь коллектив. Поэтому в плане необходимо отражать роль каждого педагога в его реализации.  На выполнение  плана оказывает влияние и окружающий социум. И его влияние тоже должно найти отражение в планировании.

Годовой план  должен иметь цель, которая осуществляется через решение задач. Потом намечается система деятельности по выполнению задач, указываются последовательность действий и сроки  выполнения.

Годовой план ДОУ – координированная система решений, рассчитанная на обеспечение эффективной деятельности ДОУ в течении определенного времени: недели, месяца, года. Форма составления плана может быть выбрана любая, но в нем есть разделы:

  • анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
  • планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
  • обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
  • обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
  • создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
  • научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
  • взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
  • укрепление материально-технической и финансовой базы.

При составлении годового плана учитываются: 

  • все виды ресурсов ДОУ, их состояние, способы и возможности использования;
  • кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.

Технология реализации плана:

  • составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе);
  • поэтапное обсуждение выполнения частей плана с коллективом, которое помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, и четко представить себе цели своей последующей деятельности.

Оптимальная структура и содержание годового плана.

Первая часть плана представляет собой:

  • анализ выполнения годового плана (оценивается уровень выполнения каждой задачи предыдущего учебного года; выявляются причины невыполнения годовых задач).
  • задачи на новый учебный год.

Оформление анализа годового плана

1-й подраздел включает:

  • анализ состояния здоровья воспитанников; 
  • анализ заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья; 
  • анализ результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
  • общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
  •  резервы планирования деятельности на новый учебный год.

2-й подраздел включает:

  •  анализ результатов выполнения программы по всем направлениям.
  • анализ уровня познавательного развития детей, социально -нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др.;
  • общие выводы;
  •  резервы повышения уровня выполнения программы.

 3-й подраздел включает:

  • анализ уровня готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу);
  •  анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс;
  • общие выводы;
  • резервы повышения результативности работы по данному подразделу.

4-й подраздел включает:

  • результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;
  • заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства);
  • анализ методической работы в ДОУ;
  • анализ научно-методической обеспеченности образовательно-воспитательного процесса;
  • общие выводы, выявленные тенденции;
  • резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

5-й подраздел включает:

  • анализ системы взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей);
  • выполнение планов совместной работы ДОУ и школы;
  • результаты взаимодействия с другими организациями;
  • общие выводы.

В 6-м подразделе анализируются:

  • итоги административно-хозяйственной работы,
  • материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.

Проблемно-ориентированный анализ позволяет:

  • проследить динамику развития образовательного, обеспечивающего и управленческого процессов;
  • выявить достижения и недостатки в работе;
  •  определить противоречия и проблемы по основным направлениям работы ДОУ, учитывая которые, сформировать цели и задачи на следующий учебный год;
  • оформить полученные результаты в виде текстов и графиков, отражающих и прослеживающих динамику развития планируемых процессов жизнедеятельности ДОУ.
  • наметить конкретные меры по коррекции планирования и управления, сориентированных на поиск способов выполнения годовых задач.

Вторая часть плана включает – основные направления и действия (мероприятия).

Состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Работа с кадрами. 

  • инструктажи (ОТ, ТБ, ПБ и др.);
  • производственные собрания;
  • повышение квалификации и социальной активности педагогов(курсы, семинары, конференции и др.)
  • методические объединения;
  • подготовка и проведение аттестации педагогических работников;
  • изучение работы воспитателей (с детьми, с родителями, с коллегами)
  • консультации с обслуживающим персоналом.

Раздел 2. Организационно-педагогические мероприятия.

  • деятельность совета по развитию ДОУ;
  • педагогические советы;
  • семинары, консультации, коллективные просмотры занятий, конкурсы;
  • работа с молодыми воспитателями.

Раздел 3. Работа ДОУ с родителями.

  •  родительские собрания (общие/групповые);
  •  лектории и консультации для родителей;
  • дни открытых дверей;
  • занятия педагогического всеобуча;
  • оформление выставок и др.

Раздел 4. Воспитательная и оздоровительная работа с детьми.

  • воспитательная работа с детьми (праздники, развлечения, КВН, спартакиады и др.);
  • оздоровительная работа с детьми (спортивные праздники, секции, клубы, факультативы, походы и др.)

Раздел 5. Система контроля над реализацией годового плана и образовательной работой в ДОУ.

  • итоговый;
  • оперативный;
  • фронтальный;
  • тематический.

Раздел 5. Административно-хозяйственная работа и оснащение педагогического процесса.

  • ремонт помещений;
  • укрепление материально-технической базы;
  • работа на территории ДОУ;
  • работа по охране жизни и здоровью детей и др.

Важно отразить вопросы преемственности в работе со школой и другими организациями, административно-хозяйственную работу.

Таким образом, алгоритм годового планирования может быть представлен следующим образом:

1-й этап. Планирование ежемесячно повторяемых дел   (например, проведение педсоветов; первичной, полугодовой и итоговой педагогической диагностики дошкольников; подготовку и проведение праздников и др.);
2-й этап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционно сложившимися мероприятиями ДОУ (например, проведение праздников, конкурсов, выставок);
3-й этап. Запланировать новые мероприятия под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год.

В процессе реализации плана уточняются и корректируются мероприятия в зависимости от объективных условий, но годовая задача педагогического коллектива не меняется. Цель работы всего педагогического коллектива – развитие и воспитание ребенка-дошкольника.

Чтобы выполнить ту или иную задачу, необходимо спланировать систему методических мероприятий.

К годовому плану прилагаются планы работы (местного комитета, взаимодействия со школой, летне-оздоровительной, посвященные юбилейным датам и годам, производственного контроля, узких специалистов ДОУ, медицинский). Все они оформляются в виде приложений. Можно дополнить годовой план индивидуальными творческими планами работы воспитателей.

Годовой план рассматривается на педсовете в августе, накануне учебного года. Многие заведующие рассматривают проект плана на итоговом педсовете в мае.

Завершается планирование утверждением плана работы на год на производственно-профсоюзном собрании трудового коллектива. Принятие плана работы ДОУ означает начало деятельности по его реализации. Это предполагает, что через короткий промежуток времени коллектив, заинтересованный в реализации плана, собирается и обсуждает выполнение одной из его частей.

Поэтапное обсуждение помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, а значит, четко представить себе цели своей последующей деятельности. Такая технология реализации при общем сохранении целей и задач годового плана непрерывно конкретизирует цели, методы, способы и формы работы, подвергая их непрерывной коррекции, учитывает личностные особенности каждого педагога ДОУ.

В ходе выполнения годового плана работы зафиксированные в нем цели и задачи приобретают несколько иной характер, уточняются, дополняются конкретными делами, результатами. Анализ планов ДОУ показал, что наибольшие затруднения руководители испытывают при формулировании целей и задач. Но если заведующий ДОУ всесторонне проанализировал итоги работы за прошедший год, то ему будет легче определить перспективу на следующий год.

Руководитель, работающий творчески, не формально, должен ставить перед собой задачу совершенствования планирования. Тщательно разработанный план позволяет выполнить работу более качественно. Среди основных приемов можно выделить:

-изучение новинок литературы по маркетингу и менеджменту в системе образования;

-совместное составление планов работы с воспитателя и специалистами;

-детальный анализ работы ДОУ, выявление причин недостатков и невыполнения тех или иных решений;

-личную заинтересованность руководителя в планировании работы на год;

-коллективное обсуждение планов на методических мероприятиях;

-создание выставок по планированию;

-грамотное определение целей – целеполагание, их иерархию;

-разработку конкретных мероприятий для решения поставленных целей;

-выработку у себя умения педагогического прогнозирования  (видеть заранее результат, к которому стремятся).  

Таким образом, для правильного составления годового плана необходимо проанализировать всю работу за год, в том числе положительные и отрицательные результаты, мнение родителей и всех подразделений, с которыми работал коллектив. Итоги планирования подводятся на заключительном совещании в мае-июне. Выступают заведующий ДОУ, старший воспитатель и все педагоги.

Вывод.

Таким образом, существует множество подходов к определению понятий план, планирования, их необходимо различать. План - это официальный документ, в котором отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные, конечные цели и задачи, стоящие перед ней и ее подразделениями, механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, стратегия на случай возникновения непредвиденных ситуаций.  Планирование одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние любой системы, путей, способов и средств его достижения.
Планирование деятельности ДОУ необходимо рассматривать как сочетание стратегического, тактического  и оперативного уровней. Именно такое планирование представляется  наиболее комплексным и системным.

Существует три вида планирования работы с детьми (перспективное, календарное, тематическое).

Планирование деятельности образовательного учреждения это проблема, которая требует постоянного изучения, т.к. нет единой системы   требований к составлению планов. В практической деятельности у каждого педагогического коллектива свои планы, которые отличаются не только содержанием, но и формой планирования. Существует множество видов планирования и каждый руководитель вправе выбрать ту форму написания плана, которая устраивает его. И  чтобы план стал реальным, надо со всех сторон проанализировать деятельность своего учреждения.  Для этого и необходимы этапы планирования, которые позволяют четко соблюдать единый порядок составления плана который начинается с написания плана и заканчивается его анализом.

Анализ опыта работы по планированию показывает те недостатки, которые необходимо решать и соответственно учитывать при составлении планов на будущее.

Для точного составления годового плана необходимо проанализировать всю работу за год, в том числе положительные и отрицательные результаты, мнение родителей и всех подразделений, с которыми работал коллектив. Утверждается годовой план на педагогическом совет на начало учебного года, а итоги планирования подводятся на заключительном совещании в мае-июне. Выступают заведующий ДОУ, старший воспитатель и все педагоги.

Список литературы

  1. Абчук В. Азбука менеджмента. СПб.: СОЮЗ, 1998
  2. Алямовская В.Г. Планирование работы в дошкольном учреждении // Обруч.-1996. -№3.
  3. Андрианова И.Л. Система методической поддержки в планировании работы с детьми. - //Справочник старшего воспитателя, N9, сентябрь 2009г
  4. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом.

М., 2003

  1. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. М., 2003
  2. Белая К.Ю. От сентября до сентября. М., 2004
  3. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год// Управление ДОУ. 2002. №3
  4. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения: Метод, рекомендации / Под общей ред. Г.К. Широковой. -М.: АНСЕЛ-М, 1997
  5. Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. М., 2008
  6. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.- М.: Новая школа, 1997Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного учреждения. Ростов н/Д., 2011
  7. Журавская Т.В. Планов громадьё// Управление ДОУ. 2002. №3
  8. Казакова И.Н. Годовое планирование ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления. М.,2005
  9. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1997
  10. Макарова Л.С. Управленческая деятельность руководителя ДОУ. М.,2003
  11. Морозова как проанализировать реализацию годового плана ДОУ// Управление ДОУ. 2002 №6
  12. Мыслицкая Т. Планирование воспитательно-образовательной работы // Дошкольное воспитание. 1991.- №11.
  13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999
  14. Поздняк Л.В. Основы управления ДОУ. М., 1996
  15. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., 2003
  16. Фалюшина Л.И. Менеджмент и маркетинг как источник развития системы дошкольного образования. М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и методы управления

Принципы и методы управления...

Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

Стратегии поведения и методы управления в конфликтных ситуациях

Понятие конфликта принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, наделяющему его своим специфическим смыслом. Каждый человек интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определение его...

Способы разрешения детских конфликтов и методы управления ими

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместых усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании, которого все воспринимают...

ПАМЯТКА «Методы управления качеством условий и результатов взаимодействия семьи и ДОУ»

Методы активизации опыта родителей На основе вербального канала общенияМетоды формирования педагогической рефлексии...

Эссе на тему: «Методы управления, наиболее эффективно применяющиеся в образовательной организации»

Эссе на тему: «Методы управления, наиболее эффективно применяющиеся в образовательной организации»...