Метод проблемного обучения
методическая разработка (старшая группа) по теме

Сорокина Татьяна Владимировна

Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому,  стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. У детей старшего дошкольного возраста и начальной школы  знакомство со счетом, правилами грамотной речи, окружающим миром, явлениями природы,  видами искусства происходит с активным использованием иллюстраций, книг, игрушек; в более старшем возрасте,  этот метод применяется по  средствам использования компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnyy_podkhod.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проблемного обучения.

Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому,  стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. У детей старшего дошкольного возраста и начальной школы  знакомство со счетом, правилами грамотной речи, окружающим миром, явлениями природы,  видами искусства происходит с активным использованием иллюстраций, книг, игрушек; в более старшем возрасте,  этот метод применяется по  средствам использования компьютерных технологий.

Традиционно, подавая какой-либо новый материал, взрослые  преподносят его в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым  ответам. Знания, полученные детьми осмысленны, и практически всегда  прочно усваиваются, и если это необходимо, могут быть воспроизведены. Но зачастую,  выражается  это просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. А присутствует ли  в таком получении знаний инициатива самого ребенка? Есть ли возможность, проявить свою фантазию, творчество?  Возможность применить знания из личного  опыта, в поиске решения поставленной перед ним проблемы?  Ведь основной задачей воспитания и обучения является не хорошее знание того или иного предмета, он сам  является здесь лишь средством. Основная его цель - формирование гармонично и  всесторонне развитой, творческой личности. И один из главных ее показателей, это мыслительные способности, развитые на  высоком уровне.

 Что же сделать  для того чтобы  ребенок начал сам чувствовать потребность в получении приобретения новых знаний, начал думать и находить пути  решения каких-либо поставленных перед ним задач?

Безусловно, для такой самостоятельности мышления  необходимо создать  условия, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, заставляющим ребенка активно участвовать в поиске новых знаний, способствовать  его творческой инициативности и самостоятельности, условия для поиска пути решения определенных задач, которые в дальнейшем помогут ему приобрести необходимые знания. И к такому подходу, в первую очередь должны быть готовы педагоги и родители.

Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало – это создание

 проблемной ситуации, которая является  сложным материалом,

 либо  теоретическим, либо  практическим, и  требует поиска решения и, конечно,  исследования.  Она побуждает ребенка к  проявлению познавательной потребности, а  через нее педагоги и родители могут  управлять ходом получения новых знаний ребенком.

Давайте подробнее рассмотрим, что же такое, проблемный метод обучения, и каким образом можно использовать в обучении и воспитании детей проблемные ситуации.

Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  является для ребенка интеллектуальным затруднением.  Он не может найти  объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным,  и уместным здесь будет высказывание  М.Ф.Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве  собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…»  

 То есть, взрослые (педагоги, родители)  должны создать все условия не только для усвоения ребенком  результатов системы знаний,  но и пониманием пути процесса их приобретения. То  есть, ребенок должен не просто прослушать лекцию или рассказ, как поступить в той или иной ситуации, а прожить определенные события пусть на уровне игры и игрушек, но сам.

Например, педагог организует с детьми совместную  игру, в ходе  которой задается ситуация: «В детский сад пришли новые дети (игрушки), но кроватей для них не хватает. Из соседней комнаты их  необходимо доставить на  транспорте (машинка,  лошадка с телегой, корабль). Следуя заданным условиям игры, ребенок должен понять  арифметическую задачу, которая перед ним стоит:

Посчитать кукол,  сделав это предварительно, а затем, следуя их числу  отобрать соответствующее количество кроватей (непременно, чтобы хватило всем!). Так же, можно подобные педагогические ситуации создавать и во время воспитания нравственности у детей. Это способствует формированию  понимания, как поступить в определенных ситуациях, например: принятие решения, как повести себя в отношении  сверстников, чем он должен помочь при осуществлении коллективного, общего дела  и. т. п.  

Данный метод  помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса,  поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно.

1)    Появление проблемной ситуации;

2)    Выявление и четкое определение сущности проблемы;

3)    Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их  обоснование;

4)    Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения;

5)    Проверка, на сколько,  верно решение проблемы.

Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку  вопрос   должен быть как на столько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ.

Существуют разные способы использования проблемной ситуации в ходе обучения.

Это может быть побуждение ребенка к словесному пояснению явлений, или фактов, и  выявления их внешнего несоответствия.

Например: Осадки. Почему летом идет с неба теплый дождь, а зимой холодный снег? Зимой холодно, вода замерзает. Летом тепло, осадки идут в виде капель воды.

 Использование  ситуаций из жизни, которые происходят во время учебы.

Например: Изучали свойства воды, упал и разбился  сосуд. Разобрать, почему - сосуд хрупкий, стеклянный, железный или пластиковый сосуды не бьются, прочные.  Что стало с водой, она  впиталась, высохла.

Можно варьировать поставленные задачи или переформулировать заданные ранее вопросы. Познакомить детей с такими фактами, которые якобы не поддаются объяснению, но,  несмотря на это, привели к постановке новой, не изученной  ранее проблемы. Педагогика дает возможность  огромного количества способов и вариантов введения проблемной ситуации в процесс обучения.  Они способствуют вариативности в обучении, т.е. возможности выбора нескольких вариантов подачи материала.

 Бесспорно, такой метод положительно сказывается как на процессе обучения, так и на отношении обучаемого к самому процессу, хотя и занимает более продолжительное время при подаче материала, нежели традиционно информативный (прослушивание).  Творите, фантазируйте, придумывайте и учитесь  вместе с детьми.

Другая большая  группа  АФиМО  включает в себя различные виды самостоятельной работы.  При использовании методов  этой  группы познавательная деятельность  обучаемого протекает в полном соответствии с его индивидуальными особенностями. Появляется возможность ликвидировать  пробелы  между средним уровнем восприятия и усвоением нового материала в группе и индивидуальными возможностями обучаемых.

Из всего многообразия АФиМО,  использующихся при  организации самостоятельной работы учащихся мы более подробно рассмотрим работу учащихся в парах.

Работа в  парах является основной для организации устной самостоятельной работы на уроках.  В отличие  от  работы  в  малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру, в парах любого типа половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. В ходе работы значительно повышается активность учащихся,  создаются условия для их естественного общения, что повышает эмоциональный фон в ходе урока и создает предпосылки для эффективного развития способностей учащихся.

Устная самостоятельная работа школьников на уроке, как правило, ведется с использованием трех видов пар:  статической, динамической и вариационной.

Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.

Динамическая пара. Для школы - это малая группа в 4 человека. Для работы объединяются учащиеся,  сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.

Вариационная пара.  В этом варианте коллективной работы в малых группах по 4 человека каждый работает то с одним,  то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

Статическая пара  формируется  по  желанию учащихся,  так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре  решающую роль. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах.  В этой паре, сидящие за одним столом учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Статическая пара является одним из наиболее эффективных  механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке,  и соответственно значительное повышение  речевой, мыслительной и  творческой  активности каждого ученика.  Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств  личности.

Статическая пара  является также школой перехода к использованию технических средств и индивидуальной работе с учителем.

При работе  в  динамической  паре общее задание делится между членами микрогруппы.  Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает  ситуация  коллективного  взаимодействия всех членов группы.  Наибольшее распространение в школе получили микрогруппы в 4 человека. Динамическая пара дает возможность каждому участнику общения менять партнеров так,  чтобы  поработать  с каждым. Говоря о групповых формах обучения, следует отметить, что ряд  ученых  предлагает образовывать учебные группы с учетом психофизических особенностей учащихся.  Это связано с тем, что в большинстве случаев  неэффективность  обучения вызвана тем,  что дети не успевают за темпом подачи информации на уроках, ее усвоением. Как известно,  необходимым компонентом для развития творческих способностей является положительная мотивация  к  учению, развитию которой у всех категорий учащихся способствует работа в малых группах. Рекомендуется создавать так называемые гомогенные классы,  т.е.  группы учащихся с примерно  одинаковым темпом учебной деятельности,  уровнем знаний,  навыков и умений.

Говоря об активных формах и методах обучения, нельзя не сказать об игре как о важном и эффективном методе развития творческих способностей личности учащихся.  В  отличие  от традиционных методов  обучения  особенность  игры состоит в том, что она позволяет не только усвоить содержательную сторону предмета, но  и как бы смоделировать человеческую деятельность целиком, во всем ее многообразии.

Учителю необходимо применять в своей работе с детьми (как в урочной деятельности, так и во внеурочной) методы, которые направляют учащихся к самостоятельному поиску и открытиям тех или иных истин, формируют гибкость мышления:  - бреймсторминг («мозговой штурм» - атака на задачу);  - синектика (получение знаний о малоизученном предмете, путем переноса      на него знаний о подобных ему предметах); - майевтика (отыскание истины, путем постановки вопросов); - АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач).

Для реализации данных методов успешно применяются развивающие игры и упражнения. Вот некоторые из них:

Игра «Составление из букв осмысленных слов». Эта игра наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса.

Буквы:    А Л Й    И А Р К     А Р О К Л

Задание: из предложенных букв составить (записать) как можно больше слов.

Игра «Круги на воде». Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса. Предложим детям любое слово, например, «лимон».

1) предложите подобрать как можно больше слов на начальную букву;

2) подобрать как можно больше слов начинающихся на слог –  ли;

3) предложите подобрать как можно больше слов – рифм к слову лимон;

4) расставьте буквы слова в столбик и  предложите написать слова на  соответствующие буквы.

Упражнение «За и против». Детям предлагают любую, самую невероятную ситуацию (представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза). Далее обсуждение - какие видят плюсы и минусы, и интересные моменты в этой ситуации.

Задание – игра «Я начну, а ты продолжи…». На доске записываются две стихотворные строки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Например: Вот он – светлый, добрый дом,

Мы сейчас в него войдем…

Грамматические шарады. Это совокупность грамматических загадок о слове, которое разделено на меньшие слова или морфемы.

Например: Задание: грамматический признак части речи.

Суффикс прилагательного, в котором всегда пишется одна буква н.

Окончание существительного 1- ого склонения.

Слово: трехсложное существительное 1- ого склонения. (Род-ин-а).

Деятельность по развитию творческих способностей личности школьников посредством применения активных форм и методов обучения необходимо сочетать с диагностикой личностных изменений и работой по саморазвитию и самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Использование методов проблемного обучения на занятиях с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром.

Данная разработка поможет педагогам сделать заняитя по ознакомлению с окружающем интересными и увлекательными. Вовлечь детей в познание окружающего мира, развить критическое мышление.желание сомневать...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Конспект НОД с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию на тему: "Путешествие маленького автомобиля ". (метод проблемного обучения)

Конспект НОД   с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию  на тему "Путешествие маленького автомобиля"(метод проблемного обучения)...

Возможности использования методов проблемного обучения в старшем дошкольном возрасте.

Проблемное обучение основано на получение новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем  и задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях....

Консультация для родителей «Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками»

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебно...

Опыт работы на тему: «Методы проблемного обучения»

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее ус...