Опыт работы на тему: «Методы проблемного обучения»
материал

Раева Анастасия Александровна

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_raeva_a.a.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

«Методы проблемного обучения»

Все мы родом из детства. И от того каким оно будет, зависит будущее человека, сможет ли он стать личностью, реализоваться в жизни. Важно, чтобы в эти такие короткие, но определяющие годы, рядом были любящие взрослые. Одними из них являются воспитатели в детском саду. Так и я закончив школу, решила стать педагогом. Сначала я поступила в Ивановский государственный педагогический колледж и далее продолжила свое обучение в Шуйском государственном педагогическом университете. Вскоре, я устроилась в детский сад № 6 «Колокольчик» воспитателем. Благодаря коллективу и созданной атмосфере творчества и профессионального долга, продолжается рост моего педагогического мастерства.

 Я - воспитатель. Это большая и искренняя радость для меня. Мне интересно с детьми, интересно общаться с ними, интересно учить их чему-то новому. Постоянное общение с ребенком - особенность профессии воспитатель и мне по настоящему интересно готовится к каждому новому рабочему дню. Это мой выбор и мой путь. Моя главная работа, как воспитателя-это заботится о здоровье и жизни ребенка в детском саду, приучить детей к режиму дня, прогулке, физическим упражнениям, но есть и не менее важные стороны моей работы: научить детей понимать и воспринимать все прекрасное на земле: природу, музыку, поэзию. Я хочу быть интересной для своих детей, знать много занятных и интересных игр, знать ответы на все детские вопросы. За все это время я работала с детьми разных возрастов. Каждый ребенок индивидуален, и к каждому надо найти свой подход. Я уверена, что каждый человек, даже самый маленький- творец. Очень важно  помочь ребенку стать свободной, интеллектуальной, творческой личностью. Я пытаюсь научить детей не механическому копированию, а дать им почувствовать радость от своих творческих успехов, дать им возможность выразить свое отношение к тому или иному.
 Сегодня обществу нужен педагог-компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся для многих примером.

 Основная задача воспитания и обучения детей, состоит в физическом и интеллектуальном развитии, где включены физическое, нравственное, эстетическое, эмоциональное воспитание дошкольников.

  Работая на подготовительной группе, где дети готовятся к школьному обучению и требуется тренировать усидчивость и внимание, я решила создать для них кружок «АБВГДЕЙКА», целью которого являлось помощь в запоминании букв, учиться слышать из каких звуков состоят слова, улучшать технику чтения. Использовала в работе интерактивную доску, тем самым привлекала их внимание, а это способствовало лучшему усвоению материала.
 С детьми младшего возраста, очень важным для меня, было уделить особое внимание развитию мелкой моторики. Не для кого не секрет, что такие занятия способствуют развитию речи.

 Следуя задачам ФГОС, таким как развитие интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности я выбрала для себя более интересную тему по методам проблемного обучения.   Я считаю, что она в полной мере помогает раскрыть в детях все их способности. Над своей темой я работаю с начала учебного 2015 года и сейчас начала внедрять ее в свой образовательный процесс.

 С удовольствием замечаю результат своей работы, дети становятся более коммуникабельными, находят свой способ выражения мыслей в решении задач. Ребята стали спокойнее, увереннее в себе, внимательнее. Более ярко выражаются способности решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).

Итак, проблемное обучение – это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях.

Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ребенка и развитие его творческих способностей.

В своей работе я выделяю четыре уровня проблемности в обучении:

  1. Я сама ставлю проблему (задачу) и сама решаю ее при активном слушании и обсуждении детьми.
  2.  Сама ставлю проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Я направляю ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  3. Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).
  4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения (исследовательский метод).

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

В своей работе я выделяю следующие компоненты проблемной ситуации:

  1. Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности.
  2. Познавательная деятельность.
  3. Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

 Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает житейские представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.

Проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы или обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.

Методические приемы, используемые при создании и решении проблемных ситуаций

  1. Подводить детей к противоречию и предлагать им самим найти способ его разрешения.
  2. Рассматривать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
  3. Побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
  4. Ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы.
  5. Определять проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
  6. Ставить проблемные задачи.

 Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

 Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

 Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

 В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому.  Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

 Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

 Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

 Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

 Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

 Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в   воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

 Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

  Итак, применение в учебном процессе методов и приемов проблемного обучения поможет нам, воспитателям, выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования,  формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста", который презентовался на конкурсе "Лесенка успеха-2014"

Содержание Введение………………………………………………………………………….3Методы организации работы  по направлению «Познавательно-речевое развитие» область «Познание» способствующие обеспечению ранней социализации...

Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".

Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический"....

Опыт работы по теме:«Методы и приёмы интеллектуального развития детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи»

Опыт работы по теме:«Методы и приёмы интеллектуального развития детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи»...

Опыт работы по теме «Метод проектов как инновационная педагогическая технология»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации раб...

Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

  Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОО»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОО» ...

Опыт работы по теме ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта по теме: ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы»....