«Конкурс как механизм роста профессионализма педагогов».
статья по теме

Конкурс – уникальный по эффективности инструмент педагогической поддержки личностного развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Конкурс как механизм роста профессионализма педагогов».

Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. (Али Апшерони)

Опыт нашей страны и зарубежной педагогики, накопленный и в последние годы, и за минувшее столетие, убеждает в том, что дошкольный, дошкольно-семейный конкурс – уникальный по эффективности инструмент педагогической поддержки личностного развития.

Конкурс предоставляется шанс педагогу вычленить для себя и реализовать во взаимодействии с окружающими, в деятельном творении добра и поиске истины, свои собственные личностные приоритеты, свои формирующиеся жизненные смыслы, цели и ценности.

Само по себе содержание деятельности, которую принято сегодня именовать «конкурс», не является чем-то новым в образовательной практике. Любые социально-творческие или познавательные инициативы педагогов многих десятилетий реализовывались фактически в логике «конкурса». Изначально речь всегда шла о постановке проблемы для узкого конкретного образовательного пространства, для конечного периода времени. Ставилась определяемая сформулированной проблемой цель. Определялись методы и критерии её достижения, этапы решения составляющих её задач.

Само понятие «конкурс» связано не просто с постановкой проблемы и цели, и последующим решением первой и достижением второй, а с непременной презентацией этого решения и с оценкой такой презентации извне. Другими словами, ассоциативный ряд, выстраиваемый от слова «конкурс», звучит так: «конкурс – презентация – жюри – баллы – места – рейтинг – статус»...

В соответствии с концепцией модернизации российского образования сегодня большое внимание уделяется развитию конкурсного движения.

Задачами конкурсного движения являются:

     – формирование общественного мнения о системе образования как социальном институте, определяющем приоритетные направления общественного развития;

     – повышение социального статуса и профессионализма работников образования;

    – выявление, обобщение и распространение образцов инновационной педагогической деятельности;

    – стимулирование педагогического творчества и профессионального роста педагогов.

Сегодня востребован педагог, умеющий самостоятельно осуществлять поиск новых технологий, анализировать собственную деятельность, выстраивать стратегию образовательного процесса в соответствии с требованиями времени, эффективно реализовывать задуманное, решать нестандартные задачи, осознанно измерять и развивать свою профессиональную деятельность. Перечисленные качества представляют новый уровень профессионализма педагога, которые можно развивать при создании и реализации различных конкурсов.

Принимая активное участие в конкурсе, педагог показывает не только накопленный опыт, творческий потенциал, неожиданные педагогические решения, но и влюбленность в свою профессию, верность светлым идеалам служения детству. Основная идея конкурса – поддержка педагогов, выявление эффективных воспитательных технологий, формирование профессионального творческого объединения педагогов.

Конкурс открывал и продолжает открывать новые имена талантливых педагогов.

Конкурс давно перестал быть лишь профессиональным соревнованием за звание лучшего педагога, он стал школой передового опыта, школой общения единомышленников, объединенных благородной целью поиска путей дальнейшего совершенствования процесса воспитания и обучения. Творчески работающие педагоги, безусловно, – важнейший ресурс повышения качества образования. Ведь именно им доверено самое главное дело – образование и воспитание подрастающего поколения. И нет труда сложнее и ответственнее, чем благородное дело педагога.

Участие в профессиональных конкурсах – один из вопросов, обсуждаемых в педагогической среде. Много проблем и вопросов возникает при подготовке к конкурсам. Что даёт участие в профессиональном конкурсе педагогу? Какова роль администрации в подготовке конкурсанта?

Педагог, выходя на конкурс, должен представить целый пакет документов: воспитательную программу, методические разработки мероприятий, диагностику. Но главное – грамотно оформить всё это. Здесь без помощи администратора не обойтись. Действительно, методическим сопровождением конкурсов должен заниматься подготовленный специалист. Педагогам  должна быть доступна информация о текущих конкурсах, о сроках, о том, что требуется сделать, чтобы принять участие. Тогда процесс подготовки к конкурсу будет более результативным и менее трудоемким. Конкурс – это публичное выступление перед коллегами, что само по себе для многих является стрессовой ситуацией. Транслировать свой опыт на педагогическую общественность и конкурсное жюри даже педагогу-профессионалу нелегко, не говоря о молодых специалистах.

У конкурсанта должна быть уверенность в победе. Это зависит не только от самооценки участников, но и от условий организации самого конкурса, от содержания заданий, качества судейства, количества призовых мест. Педагог, вступающий в конкурс, должен быть уверен, что у всех участников равные или примерно равные с ним возможности, что заранее объявленные условия будут соблюдаться, и дадут ему шанс стать победителем.

 При подготовке к конкурсу педагог изучает много педагогической литературы, книг по психологии, новинок по методике преподавания предмета. Обобщает собственный опыт работы. В повседневной работе мы загружены, конкурс же пробуждает в педагоге творчество, эмоциональный порыв, жажду к научному поиску. Конкурсанты  обладают уникальной возможностью для широкого профессионального общения с коллегами, возможностью по-иному взглянуть на себя и свою работу, обогатиться новым опытом, почувствовать себя увереннее, что на правильном пути и останавливаться еще рано, необходимо повышать мастерство, а это значит: учиться у лучших педагогов, практиковать инновационные формы обучения. Талант и огромный творческий потенциал конкурсантов создают благоприятную среду для профессионального роста педагогов и повышения престижа профессии, формирования позитивного общественного мнения о системе образования как социальном институте, определяющем приоритетные направления общественного развития. Именно поэтому любой результат можно расценивать как положительный.

Конкурс – это еще и оценка труда педагога, признание его успехов. Подведение итогов и чествование победителей обычно выливается в яркий, запоминающийся праздник. Профессиональные конкурсы постепенно могут стать элементом организационной культуры, формирующим и регулирующим общие педагогические взгляды, ценности, убеждения, позиции.

Методически грамотно подготовленный и проведенный профессиональный конкурс дает педагогам возможность существенно дополнить и даже заменить некоторые методы контроля, такие, как собеседование, отчёты. Безусловное преимущество конкурса перед ними – более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда педагога.

Профессиональный конкурс – это уникальная возможность воочию увидеть практические результаты работы педагогов. Это творчество, профессионализм, новаторство, слитые воедино и открытые для обмена опытом. Это фундамент конкурентоспособности педагога в сфере образования.

Конкурс – это поиск наиболее эффективных путей повышения профессиональной компетентности персонала дошкольных образовательных учреждений как важнейшего ресурса их развития. Изменение приоритетов в образовании, смещение акцентов на человека (ребенка, сотрудников, родителей) как главного субъекта образовательного процесса, который в современных социально-экономических и информационно-технологических условиях поставлен в новую позицию по отношению к себе, к людям и в познании мира, требует высокого профессионализма педагогов. Возникает потребность в создании условий для повышения ответственности работников за результаты своей деятельности, стимулирования их личностного и профессионального развития.

Исследуя, педагог выступает как субъект целеполагания в познании и творчестве, обретает необходимую свободу и «крылатость».

Что, в таком случае, должно стать реальным итогом конкурса для педагога?

1. Понимание принципиальных, базовых для дальнейшего личностного роста ценностей, положенных в основу проекта и принятых тобой лично.

2. Профессиональная оценка специалиста, готового консультировать усилия педагога в этом направлении и дальше.

3. Изменение в окружающей реальности, вызванное конкурсом, возможно никем не замеченное и не оценённое, а может быть, и лучше, что никем не замеченное и не оценённое. У академика А.В.Петровского это сформулировано как «идеальная представленность в жизни другого».

4. Трансляция не себя самого, а идеи, содержания, если это содержание того стоит, может оказаться востребованным.

Таким образом, уже сегодня востребован педагог, «обладающий потенциалом создания педагогического процесса» (В.В. Сериков), на основе осознанных ценностей, установок, целей, специфических идей, субъективного авторского видения педагогических задач и средств, педагогической рефлексии, процессов самодвижения. Другими словами, это означает, что сегодня, а тем более завтра, востребован педагог, который осознает актуальные педагогические задачи и средства их решения; у которого есть проект педагогической системы, реализующий его авторский замысел; который владеет системой профессиональной и личностной рефлексии. Российская общественность связывает деятельность современного педагога с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения.

Участие педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад №74 г. Йошкар-Олы» в различных конкурсах педагогического мастерства за последние 7 лет представлено в приведенной ниже таблице.


№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Участники мероприятия

1.

Городской конкурс «Детский сад года».

Май 2007 года

Диплом в номинации за художественно-эстетическое развитие воспитанников

2.

Городской  конкурс  участков (впервые).

Май 2007 года

Коллектив  ДОУ, родители

3.

Городской конкурс « Лучшая педагогическая технология».

Май 2007 года

Миндерова И.В., музыкальный руководитель, 1 место

4.

Республиканский  конкурс «Лучший педагог дошкольного образования».

Октябрь 2007 года

Миндерова И.В., музыкальный руководитель, лауреат

5.

Городской конкурс «Учитель года  - 2008» в номинации «Воспитатель».

Март 2008 года

Старостина М.А., воспитатель

6.

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку занятия по интеллектуальному развитию дошкольников (3 конспекта занятия), проводимый журналом «Современное дошкольное образование. Теория и практика».

Март 2009 года

Старостина М.А., воспитатель

7.

Республиканский творческий конкурс «Туристско-краеведческая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях», проводимый ГОУДОД РМЭ «Детско-юношеский центр «Роза ветров».

Июнь 2009 года

Старостина М.А., воспитатель

8.

Получение золотого  сертификата №7398808824010, выданного системой добровольной сертификации информационных технологий России на период с 27.07.2009 года по 26.07.2010 года за качество преподавания (Изо).

Июль 2009 года

Сараева Г.В., воспитатель

9.

Участие в  конкурсе педагогических работников ОУ г. Йошкар-Олы на  грант Собрания депутатов  ГО «Город Йошкар-Ола».

Июль 2010 года

Старостина  М. А., воспитатель, обладатель гранта

10.

Конкурс  педагогического мастерства «Воспитатель  года МДОУ «Детский сад №74 г  Йошкар-Олы».

Февраль 2011 года

Гаврилова М.В. (1 место) Блинова Н.В. (2 место) Семёнова Т.В. (3 место)

11.

Участие педагога во Всероссийском заочном конкурсе «Призвание-Воспитатель» в номинации «На заметку воспитателя», проводимом институтом педагогических исследований одаренности детей РАО (Новосибирск), Международной славянской академией наук, образования, искусств и культуры.

Март 2011 года

Старостина  М. А., воспитатель, диплом лауреата

12.

Участие педагога во Всероссийском интернет-конкурсе декоративно-прикладного творчества  «Золотое рукоделие» в 2-х номинациях,  проводимом Центром творческих проектов  интернет-портала «Дети-66.ру».

Март 2011 года

Сараева Г.В., воспитатель

13.

Участие педагогов в общесадиковом конкурсе  «Лучший детский участок в ДОУ».

Май  2011 года

Весь коллектив, родители

14.

Участие педагога во Всероссийском интернет-конкурсе фотографий «Педагогический альбом» в  2-х номинациях «Педагогические будни» и «Педагогический праздник», «Педагогическое вдохновение» в  2-х номинациях «О педагогике с любовью» и «Поэтические странички», проводимом Центром творческих проектов  интернет-портала «Дети-66.ру».

Август 2011 года

Старостина  М. А., воспитатель, 2 фотоработы; 2 работы: эссе, стихи

15.

Участие педагога во Всероссийском заочном конкурсе «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и опыта обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, проводимом институтом педагогических исследований одаренности детей РАО (Новосибирск), Международной славянской академией наук, образования, искусств и культуры.

Сентябрь 2011 года

Старостина  М. А., воспитатель

16.

Участие педагога в межрегиональном конкурсе конспектов непосредственно образовательной деятельности с учетом принципа интеграции образовательных областей «Есть идеи…».

Декабрь 2011 года

Старостина М.А., воспитатель

17.

Участие педагога во Всероссийском интернет-конкурсе «Моя педагогическая инициатива».

Январь 2012 года

Старостина М.А., воспитатель

18.

Участие педагогов в городском конкурсе проектов  «Сотрудничество и партнерство детского сада и семьи в туристско-краеведческой деятельности».

Апрель 2012 года

Лысикова И.С., старший воспитатель; Старостина М.А., воспитатель

19.

Участие педагогов в общесадиковом конкурсе  «Лучший детский участок в ДОУ».

Май  2012 года

Весь коллектив, родители

20.

Участие педагогов в общесадиковом конкурсе  поделок из природного материала  «Удивительное рядом».

Октябрь 2012 года

Педагоги

21.

Участие педагогов в городском смотре физкультурных уголков («Образовательная область «Физическая культура») групп среднего и старшего дошкольного возраста.  

Ноябрь 2012 года

Педагоги групп среднего и старшего дошкольного возраста

22.

Участие педагогов в общесадиковом конкурсе  оригинальной новогодней игрушки  «Засверкай огнями ёлка».

Декабрь 2012 года

Педагоги

23.

Участие педагогов в общесадиковом смотре-конкурсе «Кто веселится, тот мороза не боится».

Январь 2013 года

Педагоги

24.

Участие педагогов в общесадиковом смотре-конкурсе детского моделирования из строительного материала «Город будущего».

Февраль 2013 года

Педагоги

25.

Участие педагогов в общесадиковом конкурсе  групповых газет «Поспешим на помощь краскам – нарисуем дружно сказку».

Март 2013 года

Педагоги

26.

Участие педагогов в общесадиковом  смотре-конкурсе уголков художественного творчества.  

Апрель 2013 года

Педагоги

27.

Участие  работников ДОУ в конкурсе   литературно-музыкальных  композиций   «Весенняя  капель»,  проводимом горкомом Профсоюза, управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Апрель 2013 года

Сотрудники ДОУ (2 место)

28.

Участие педагогов в общесадиковом конкурсе  «Лучший детский участок в ДОУ».

Май 2013 года

Весь коллектив, родители

29.

Участие педагогов в общесадиковом  смотре-конкурсе готовности групп МБДОУ «Детский сад № 74 «Родничок» к 2013-2014 учебному году.

Сентябрь 2013 года

Педагоги

30.

Участие педагогов в общесадиковом  конкурсе сюжетно-ролевых игр «В стране игр».

Октябрь 2013 года

Педагоги

31.

Участие педагогов в общесадиковом  смотре-конкурсе центров музыкально-театрализованной деятельности детей «Путешествие в мир искусства».

Ноябрь 2013 года

Педагоги

32.

Участие педагогов в общесадиковом смотре-конкурсе центров психологической разгрузки «Посидим в тишине».

Декабрь 2013 года

Педагоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конкурс как механизм роста профессионализма педагогов».

Конкурс – уникальный по эффективности инструмент педагогической поддержки личностного развития....

КОНКУРС КАК МЕХАНИЗМ РОСТА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Участие педагогов ДОУ в конкурсах различного уровня...

Статья : "Роль конкурсов для профессионального роста педагогов"

Участие в профессиональных конкурсах дает возможность воспитателю: повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал; развить собственные коммуникативные спос...

Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"

Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"...

Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"

Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"...

Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"

Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"...