Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников
консультация по теме

Шишкина Татьяна Борисовна

 

           Одним из главных направлений воспитательно-образовательной работы в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - Детском саду № 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей, является гражданско-патриотическое воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы ДОУ по патриотическому воспитание дошкольников  

           Одним из главных направлений воспитательно-образовательной работы в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - Детском саду № 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей, является гражданско-патриотическое воспитание детей.

В детском саду разработан и реализован долгосрочный  педагогический проект на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Задачи проекта:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,  улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Принципы проекта:

  • целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  • интеграции – этот принцип позволяет совместить аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.
  • культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  • возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей;
  • рациональности - рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Для реализации данного  проекта были использованы разные формы работы:

  • Педагогическая конференция для педагогов и родителей, где педагогами ДОУ были представлены проекты по патриотическому воспитанию.
  •  Деловая игра с педагогами «По страницам Великой Победы», где педагоги закрепили и систематизировали знания о событиях ВОВ с привлечением СМИ
  • Игровой практикум совместно с родителями
  • Выставка рисунков с детьми и родителями  «Войне мы скажем: «Нет».
  • Оформление  мини-музеев в группах
  • Чтение рассказов и стихов о войне
  • Вечер встречи с ветеранами ВОВ на тему: «Мы не забудем страшной той войны»
  • Концерт для ветеранов труда и ВОВ посвященный   Дню пожилого человека.
  • Встреча с курсантами военно-патриотического клуба «БАРС», где курсанты совместно с детьми участвуют в различных играх, конкурсах, проводят беседы о военной службе и пожелания будущим защитникам Родины.

Поэтапная работа по  данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:

  1. Работа с детьми
  2. Работа с родителями
  3. Методическое сопровождение.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

  1. Знакомство с родным городом, его историей
  2. Знакомство с родным краем и Россией
  3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
  4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
  5. Знакомство с государственной символикой города, области, стран.

Проект осуществлялся  через   следующие формы работы: досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия, экскурсии, подготовка и проведение патриотических праздников. В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия города, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее детского сада и города.

             Работа с педагогами по гражданско-патриотическому воспитанию организована в следующих формах:

  • консультации «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края». «Формирование коллективных взаимоотношений у детей в процессе физического воспитания». «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». «Русские культурные традиции и нравственно - патриотическое воспитание дошкольника»;
  • семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Научно - педагогическую конференцию по патриотическому воспитанию с привлечением общественности
  • ДОУ участвовало в городской педагогической конференции по нравственно патриотическому воспитанию с темой «Формы работы в ДОУ по патриотическому воспитанию»
  • Педагоги реализовали проекты «Народная тряпичная кукла». «Матрешка – душа России», «Музей в ДОУ», «Город, в котором я живу»;

По утверждению академика Н.Г.Веселова семья отражает все особенности современной структуры общества, господствующих в нём идей и несёт в себе специфические черты того или иного образа жизни людей. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в  тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны  оказываем  педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Педагоги МДОУ используют следующие формы работы с родителями:

  • консультации «Герб семьи». «Воспитание любви к Родине в раннем возрасте». «Семья и гражданское воспитание». «Нравственное формирование личности внутри семьи»;
  • просвещение (статьи и памятки в уголках для родителей): «Граждане и патриоты». «Формирование основ нравственности». «Азбука нравственности». «Нравственное воспитание дошкольников». «Учите детей беречь природу». «Трудовое воспитание в семье». Памятки: «Правила для родителей». «10 правил хорошего настроения». «Знаете ли вы своего ребенка?»;
  • совместные физкультурные досуги, праздники с участием родителей «День защитника отечества». «Весёлые  старты». «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери;  
  • музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями «Поклонимся великим тем годам». «Клуб  весёлых и находчивых». «Живи в веках моя Россия»;
  • детские работы, выполненные вместе с родителями:
  • организован мини-музей
  • составление фотоальбома «Город Красноуральск», «Фото - история города Красноуральска»;
  • фотовыставка: «Они защищали нашу Родину». «Маму я люблю за то…». «Наши защитники»;
  • тематические выставки:  «Рисуем всей семьей». «Мой любимый город», «Праздник Победы».
  • совместные с родителями проекты: «Матрешка – душа России». «Мой любимый город», « Народная тряпичная кукла»

     

          Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.

           Педагоги детского сада широко используем  все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим  нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат  как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

             Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают  народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В нашем ДОУ ежегодно проходят такие праздники как «Калядки», «Масленица», «Веснянка».

         Другим важным направлением нашей работы является  ознакомление  детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

   Природа  - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе. Наши педагоги участвуют в областной программе «Родники». Цель, которой: Самоидентификация участников образовательного процесса средствами эколого-краеведческого проекта «В согласии с природой» областной программы «Родники»

      Знакомство с историческим прошлым России  - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы  проявляем  корректность в отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

         Нами разработаны и реализованы несколько проектов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мой любимый город», «Мини – музей», целью которых,  является  воспитание патриотизма через краеведческие  знания о своем городе и  положительном историческом прошлом России.  

Данные проекты предполагают большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека – героя и страны, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького гражданина.

Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данного проекта, ведет подборка художественной литературы, готовит  презентации, посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений

В МДОУ проводится анализ состояния гражданско-патриотического воспитания детей. Оцениваются следующие критерии и показатели:

  • эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
  • когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
  • мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
  • практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

За последние три года  прослеживается положительная динамика:

  • уровень гражданского–патриотического воспитания детей по сравнению с началом 2009 года вырос на 5 %. Дети стали доброжелательными, исполнительными. Повысился интерес к родной культуре.
  • уровень гражданско – патриотического воспитания детей по сравнению с началом 2010 года вырос на 23%. Дети стали инициативны, организованны. Повысилась познавательная активность. Большинство детей дают правильную оценку собственным поступкам, поступкам товарищей. Проявляют интерес к истории, народным традициям, праздникам, чувство долга.
  • наблюдается позитивное изменение уровня гражданско – патриотического воспитания детей, по сравнению с началом 2009 года уровень вырос на 40%. У большинства детей сформирована любовь к Родине, сочувствие, сострадание, сопереживание, волевая культура. Дети дружелюбны, проявляют уважение к старшим.

О положительной тенденции развития гражданско – патриотического воспитания в МБДОУ  в период с  2009 года по 2012 год  свидетельствуют также следующие факты:

  •  Увеличилось количество творческих работ педагогических работников, методических материалов (сценарии праздников, конспектов, консультаций, проектов);
  •  Педагоги и дети ДОУ активнее и результативнее участвуют в выставках и конкурсах разного уровня

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе,  селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается,  это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Заключение

Опыт работы МБДОУ Детский сад № 30 убеждает нас в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной  работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.

Мы уверены, что единство требований детского сада и семьи обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.

Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами не помнящими родства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами приобщения к истории, культуре родного города.

Данные программы составляют современную концепцию патриотического воспитания, которая трактует понимание патриотизма как сочетание любви к Родине и Земле....

СИСТЕМА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт...

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ

Система работы с детьми дошкольного возраста в рамках ООП дошкольного образования ДОУ: методологическое обоснование содержания, форм и методов патриотического воспитания; особенности планирования обра...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через краеведение

Мы считаем, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения традиционной отечественной культуры. Оно неразрывно связано с воспитанием нравственных качеств личности, экологичн...