Консультация "Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе"
консультация по теме

Дмитриевская Елена Геннадьевна

В педагогике дошкольного детства широко распространен подход, согласно которому общение рассматривается как коммуникативная еятельность. Для этого ребенку необходим широкий круг соответстующих умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе

(Консультация для воспитателей)

С точки зрения отечественных психологов и педагогов П. Блонского, В. Давыдова, П. Кээс,  У. Ульенковой, готовность ребенка к школьному обучению рассматривается в широком социально-психологическом контексте. В понятие «готовность к школе» включены все жизненно важные сферы созревания: личностно-интеллектуальная, коммуникативная, нравственно-волевая, эмоциональная, эстетическая, физическая, мотивационная.

В исследованиях М. Лисиной, Е. Смирновой показано, что в старшем дошкольном возрасте появляются новые «внеситуационные» формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, которая  создает внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

В педагогике дошкольного детства широко распространен подход, согласно которому общение рассматривается как коммуникативная деятельность. Для этого ребенку необходим широкий круг соответствующих умений. Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить коммуникативные умения как основные коммуникативные действия, основанные на теоретической подготовленности ребенка к общению. Определенный уровень развития коммуникативных умений способствует улучшению социального статуса в группе, помогает понимать и принимать другого человека, передавать информацию, выражать эмоции.

От того, как сформированы навыки общения в детском возрасте, отмечает Г. Лаврентьева, во многом зависит характер будущих отношений в семье, в учебном и трудовом коллективах. В свою очередь умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими свидетельствует о высоком уровне нравственной зрелости.

Как установили исследователи, главная проблема дошкольника – неумение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Отсутствует коммуникативная готовность дошкольника к обучению в школе.

Важна для нас точка зрения Е. Щербаковой, которая отмечает, что в сферу общественных отношений и деятельности человек включается с детского возраста, и под воздействием этих отношений осуществляется процесс его социального, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания.

В результате общения ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, среди которых первое место принадлежит развитию речи, которое происходит в контактах со взрослыми и ровесниками как овладение важнейшей коммуникативной операцией, а затем она начинает применяться в сфере познавательной деятельности.

Общение со сверстниками побуждается особыми, специфическими коммуникативными потребностями. Особенность состоит в возможностях для ребенка сравнить себя с ровесником путем прямого наложения сведений о себе на образ равного себе, в то время как взрослый для ребенка – идеал, реальный и недостижимый. Развитие общения дошкольников со сверстниками предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.

Программа подготовки современного ребенка к обучению в школе – это программа равностороннего развития, направленная на формирование личности ребенка, обеспечивающая ему субъективную позицию в деятельности, общении, познании. Программа социально-нравственного развития будущего школьника делает объектами его познания и освоения три основные сферы: ребенок и взрослый, ребенок и сверстник, ребенок и его внутренний мир.

Содержание формирования коммуникативной готовности у детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, складывается из нескольких блоков:

  1. Информационно-коммуникативный – обеспечивает функционирование механизма приема и хранения информации, включает в себя подготовку к игре;
  2. Аффектно-коммуникативный – связан с переживанием ребенком своих отношений с другими людьми;
  3. Регуляционно-коммуникативный – оказывает управляющее воздействие, регулируя поведение ребенка в процессе передачи и усвоения информации.

Формированию информационно-коммуникативного блока помогли занятия по развитию коммуникативной готовности к школе и трудовая деятельность – изготовление игрушек и различных пособий для игр.

Педагог на занятиях старался научить детей понимать сверстника, откликаться на его просьбу, вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, используя нужный темп речи, различные интонации. В процессе занятий, названных «Митя и Маугли», «Ступеньки общения», «Когда мои друзья со мной», словарный запас детей обогащался новыми образными выражениями.

Целью занятия «Митя и Маугли» было показать детям значение речевого общения в жизни человека, сформировать у них стремление к доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Занятия «Ступеньки общения» и «Когда мои друзья со мной» имели целью уточнение представлений детей о способах общения между людьми. На занятии «Когда мои друзья со мной» был применен метод музыкотерапии, что эмоционально настроило детей положительное общение друг с другом, с педагогом. На занятии педагог стремился показать значимость и важность понятия «дружба», предлагал детям назвать своих друзей и объяснить, почему они считают их своими друзьями. Рисунки детей на тему «Дружба» стали результатом одного из этапов занятий.

Наша задача заключалась в том, чтобы наряду с обогащением знаниями о школе, жизни школьников, профессии учителя направить творчество детей в  нужное русло, использовать игру как средство развития у них положительного отношения к школе. В связи с этим в группе были созданы условия для игры «в школу» - дети занимались трудовой деятельностью. Организация трудовой деятельности строилась на основе изготовления игрушек, пособий для дальнейшего применения в играх. Дошкольники со средним и низким уровнем коммуникативного общения, как и дети, обладающие высоким уровнем коммуникативной готовности к обучению в школе, проявляли интерес к изготовлению пособий на школьную тему, но он был недостаточно устойчив. Выполняя работу, организованную педагогом, они часто не доводили ее до конца или выполняли без интереса и слишком медленно. Им чаще, чем другим, приходилось напоминать, что их трудовая деятельность очень важна, так как изготовляемые пособия будут применяться в играх

Целенаправленное ознакомление детей в детском саду с общественной и учебной жизнью школьников помогало формированию у них правильных представлений о школе, положительного отношения к учебному процессу.

Реализация второго и третьего блоков – аффектно-коммуникативного и регуляционно-коммуникативного  - осуществлялась через организацию игровой и трудовой деятельности.

Как отмечает В. Гелло, через игру и в игре сознание ребенка подготавливается к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Мною был разработан  и апробирован план Недели игры, включающий в себя подготовку к игре: проведение занятий, изготовление игрушек, чтение произведений (В. Осеев «Волшебное слово»,  А. Барто «В школу», К. Ушинский «Четыре жалания», В. Кудлачев «Важные слова», М. Алимбаев «Урок вежливости» и др.) – и, конечно, непосредственно игру.

Составляя план Недели, я хотела подчеркнуть важность и необходимость сюжетно-ролевой игры для детей вместе с педагогом. Как показывает практика, воспитатели старших групп озабочены обогащением тематического содержания игры и внедрением ее «коллективной формы». На деле это часто сводится к разучиванию с детьми готовых сюжетов (например, игры «Почта», «Стройка» и т. д.) По сравнению с  предыдущим возрастным этапом изменяются лишь темы и увеличивается число участников, за которыми на все время игры закрепляются определенные роли. Воспитатель стремится охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные игры», но по предложению педагога они их воспроизводят. По существу, в результате такой работы самостоятельная игра детей не развивается. Поэтому педагогам важно умело скоординировать все свои действия по организации игровой деятельности. Важно понимать, что значение совместной со взрослыми игры заключается не в прямом переносе ее формы или содержания придуманного сюжета в самостоятельную деятельность детей. Главный эффект заключается в том, что приобретенные умения совместно развертывать новые сюжеты придают самостоятельной игре детей на любую тему более творческий и согласованный характер, определяют умения ребенка правильно высказывать, излагать свои мысли, т. е. влияют на формирование коммуникативной функции.

Первая группа сюжетно-ролевых игр («Семья», «Магазин», «Школа» и др.) представляет собой тип направленного ролевого диалога взрослого с ребенком. Диалог строится как совместная деятельность, когда партнеры принимают на себя равноправные роли. Игра побуждается взрослым, который ведет ее так, чтобы ребенок поддерживал ее, понимал действия старшего, проявлял внимание, откликался на его желания и просьбы.

Вторая группа игр переключает внимание на сверстника. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по одному или нескольким признакам, устанавливать элементарные контакты.

С позиции изучения коммуникативной готовности дошкольников к обучению  в школе, как отмечает Т. Бабаева, представляется интересным выяснить, как отражается в игровом опыте старших дошкольников их отношение к сверстнику как игровому партнеру, а также представления о нормах и правилах игрового взаимодействия. Целостность игрового пространства возникает прежде всего на основе единства ценностно-смысловых установок всех участников игры. Готовность детей к взаимному согласованию и принятию ценностно-смысловых установок партнеров приводит к установлению единого пространства игры и гармонии игровых отношений. В совместной игре постоянно происходит взаимное согласование на основе общего замысла – правил и жизненных представлений. Поэтому в задачу педагога входит создание условий для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции взаимодействия со сверстниками, что позволяет формировать коммуникативные умения.

Все это послужило своеобразной подготовкой для игровой деятельности детей, включающей в себя игру «Семья», проводимой с целью воспитывать желание играть вместе, распределять роли и играть дружно. Игра «Магазин» развивает связную речь, память, умение распределять роли, воспитывает желание быть дружными. Игра «Мы ждем гостей» проводилась с целью проявить умение встречать гостей, соблюдать правила поведения за столом, быть вежливыми, доброжелательными, приветливыми. Игра «Библиотека» развивает доброжелательное отношение к книге, умение действовать сообща, договариваться о совместных действиях.

Предлагая детям новые знания в разных видах деятельности, мы закрепляли их в предложенных сюжетно-ролевых играх.

Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, помогают игры «Школа» и «Библиотека». В них отражены особенности отношения детей к школе, желание скорее стать школьниками. Игры, как правило, возникали по инициативе детей. При дальнейшем расширении их опыта, умелом руководстве со стороны воспитателя они углублялись по содержанию, превращались в длительные творческие игры. В них не только отражались, но и творчески перерабатывались представления, полученные детьми во время экскурсии в школу.

Формирование аффектно-коммуникативного компонента предполагает выработку у ребенка умения устанавливать эмоциональные связи с действительностью, что мы старались осуществить через проведение игровых тренингов: «Оживи маску», «Близнецы», «Через стекло».

Игровой тренинг «Оживи маску» проводился с целью развить умение различать настроение человека по его мимике. Каждому ребенку раздавались карточки с мимической пиктограммой. Ребенок, не показывая карточку, должен был так изобразить настроение, чтобы другие его отгадали. Это требовало умения убедительно показать окружающим настроение, не используя слова.

Работа по развитию регуляционно-коммуникативного компонента включала в себя беседу «Радуга общения». В ходе ее проведения педагог акцентировал свое внимание на детях с низким уровнем сформированности коммуникативной готовности, задавая проблемные вопросы: «Трудно ли вам общаться с окружающими людьми?», «Часто ли вы конфликтуете со сверстниками, со взрослыми?» и др. Часто дети замыкались, не отвечали на вопросы, но после дополнительного разъяснения вопроса педагогом высказывали свое отношение.

По усвоенным знаниям мы организовали совместный праздник «Что вы знаете о школе?». Он состоял из ряда познавательно-развлекательных заданий, например: «Найди лишний предмет», «Кто быстрее соберет школьный портфель?», «Назови школьные предметы», «Быстрые, ловкие, умелые», «Третий лишний». Совместный праздник позволил дошкольникам окунуться в мир школы, атмосферу школьной жизни. Праздник вызвал интерес у дошкольников к предстоящему обучению в школе.

В результате проведенной работы накопленные детьми представления можно объединить по разным направлениям.

  1. Обобщаются знания детей о способах, видах, формах, назначении коммуникации; у детей формируется более полное представление о коммуникативной готовности к обучению в школе.
  2. Обобщаются представления о школьной жизни, о ее значении, о предстоящем обучении в школе.

Таким образом, представленный опыт работы по формированию коммуникативной готовности у детей старшего дошкольного возраста, включающий планомерные,  систематические занятия, способствует более успешному развитию дошкольников, помогает им эффективнее подготовиться к школе.

Неделя игры

Виды занятий

  1. Экскурсия в старшую группу детского сада.

Цель. Развивать доброжелательность, чуткость, отзывчивость.

  1. Дидактическая игра «Что мы купим в магазине?»

Цель: Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, речь.

  1. Приглашение в гости детей подготовительной к школе группы.

Цель: Развивать умения общаться, вести себя культурно, вежливо.

  1. Экскурсия в библиотеку детского сада.

Цель: Развивать умение правильно себя в общественных местах, проявлять тактичность, умение правильно высказывать желаемое.

Сюжетно-ролевые игры

  1. «Семья»

Задачи: Воспитывать желание играть вместе; продолжать учить распределять роли, играть дружно.

  1. «Магазин»

Задачи: Развивать связную речь, память, умение распределять роли; воспитывать желание быть дружными в игре.

  1. «Мы ждем гостей»

Задачи: Проявлять умение встречать гостей, выполнять правила поведения за столом; быть вежливыми, доброжелательными, приветливыми.

  1. «Библиотека»

Задачи: Развивать бережное отношение к книге, умение действовать сообща, умение договариваться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)

Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Время летит очень быстро! Еще совсем недавно вы радовались появлению на свет вашего малыша,его первым шагам,словам и поступкам. И вот он уже собирается в школу....

Сюжетно-ролевая игра,как средство коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе.

В статье говорится о вакжности и значимости сюжетно- ролевой игры в жизни дошкольников. О методах и разнообразии игровых моментов в соответсвии с ФГОС. А ,также ,какие дидактические материалы использу...