Система мониторинга интегративных качеств дошкольников к образовательной области «Безопасность»
статья по теме

Уважаемые коллеги!

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы является составной частью основной образовательной программы ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система мониторинга интегративных качеств дошкольников образовательной области «Безопасность»

Уважаемые коллеги!

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы является составной частью основной образовательной программы ДОУ.

 При составлении мониторинга следует опираться на:

- Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МО РФ от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования»);

- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10.2010 № 03-248).

- реализуемую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Промежуточная (текущая) оценка (проводится 1 раз в полугодие или год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Итоговая оценка проводится при выпуске ребёнка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ ОЦЕНКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

l.     Любая образовательная программа нацелена на изменение «исходного состояния» ребенка и переход его в качественно иное, новое состояние. Если процесс изменения отождествляется с процессом обучения,    то есть с приобретением конкретных знаний, умений и навыков, то, соответственно, и результатом освоения программы являются  знания, умения, навыки.

  1.     Определение результата освоения основной образовательной программы дошкольного образования возможно через понятие качества как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте.

 

      Что же понимается под качеством:

 Качество - системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, соответствующих возрасту. Качество как результат освоения образовательной программы определяется в той же логике, что и цель, и содержание дошкольного образования (наличие признаков целостности, системности, интегративности). Сформированные качества ребенка – это, в большинстве случаев, результат всего периода дошкольного образования, но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет нам на протяжении всего периода от 3 до 7 формировать его отдельные составляющие – то есть некие промежуточные (не интегративные) результаты.

        Какие бывают качества:

Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие;

     Физические – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели;

      Интеллектуальные – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

Основания выбора качеств:

-по принципу интегративности (то есть возможности формирования в ходе освоения всех или большинства образовательных модулей);

- в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития был правильно организован;

- на пересечении интересов и потребностей семьи, государства и общества в сфере дошкольного образования (именно поэтому социальный, а не психолого-педагогический портрет);

- с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения основной образовательной программы.

 

Исходя из этого, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описываются как интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Система мониторинга содержит девять интегративных качеств, соответствующих ФГТ:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками.

Карта развития ребенка

 

Показатели развития

Достижения ребенка

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Отмечается положительная динамика антропометрических показателей.

Отсутствие частой заболеваемости.

Двигательная активность соответствует возрастным нормативам.

Соблюдает гигиенические требования к чтению книг.

Танцует элементарные народные и бальный танцы.

Четко прослеживаются познавательные интересы и предпочтения.

Безопасность

Имеет элементарные представления о культурно-гигиенических навыках, сохранении здоровья, здоровом образе жизни, питании и режиме. Называет основные гигиенические процедуры (мыть руки, умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, есть ложкой, вытирать рот салфеткой и т. п.). Обсуждает со взрослыми и детьми значение гигиенических процедур и правил безопасного поведения для здорового образа жизни (Надо есть чистыми руками, чтобы не попали микробы и не заболел живот и т. д.).

Любознательный, активный

Безопасность

 Активен в использовании простейших навыков гигиенической культуры. Проявляет интерес к знакомству с правилами здоровьесберегающего и безопасного поведения.

Эмоционально отзывчивый

Безопасность

Подражает (заражается) эмоциям взрослых и детей.

Испытывает радость и эмоциональный комфорт от выполнения элементарных действий, норм и правил здорового образа жизни (чистые руки, хорошее настроение, красивая походка, убранные игрушки, аккуратно сложенная одежда).

 

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Безопасность

Использует общение со взрослым и сверстниками в условиях формирования представлений о правилах безопасного поведения в окружающем.Выражает свои потребности и интересы вербальными и невербальными средствами.Использует общение со взрослым для расширения и конкретизации представлений о безопасном поведении в природе, в быту, на улице.

Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающийэлементарные общепринятые нормы и правила поведения

Безопасность

При напоминании взрослого проявляет осторожность в незнакомой ситуации, выполняет некоторые правила безопасного для окружающего мира природы поведения.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Безопасность

Может обратиться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации.

 

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

Безопасность

Имеет представление об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.), на улице (транспорт), в природе (незнакомые животные, водоёмы) и способах поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зелёный сигнал светофора и т. д.), о некоторых правилах безопасного для окружающего мира природы поведения (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор).

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

 

Безопасность

Старается действовать по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации.

 

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Безопасность

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице, дорожного движения.

 Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», т.д.), объясняет их назначение.

 Понимает значения сигналов светофора, узнаёт и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

 Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

 Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).

 

Полученные в результате проведения данного диагностического обследования показатели позволяют говорить, в первую очередь, о том, насколько правильно простроена образовательная работа в ДОУ и взаимодействие взрослого с конкретным ребенком. Высокие результаты являются показателем успешной образовательной работы с ребенком и его благополучного развития. Средние результаты позволяют говорить о том, что педагогу стоит обратить внимание на особенности образовательной работы с данным ребенком и учесть особенности его индивидуального развития. Низкие показатели, полученные в результате проведения данной диагностики, требуют тщательного, всестороннего анализа педагогической ситуации и целенаправленного психолого-педагогического обследования ребенка.

Представленная диагностическая система позволяет оценить как итоговый результат освоения основной общеобразовательной программой дошкольного образования, так и промежуточные результаты на протяжении всего периода освоения программы (от 3-х до 7-ми лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ мониторинга интегративных качеств дошкольников

Презентация форм и методов  мониторинга интегративных качеств дошкольников. Анализ мониторинга....

мониторинг формирования интегративных качеств дошкольников

Аналитическая справка по формированию интегративных качеств...

статья "Формирование интегративных качеств дошкольника Через освоение области «Безопасность» При ознакомление детей с правилами дорожного движения"

В статье говорится о ПДД, как можно у детей формировать навыки безопасного поведения на дороге через различные образовательные области......

Таблица мониторинга интегративных качеств дошкольников за 2015 - 2016 уч.г

Материал содержит мониторинг личностных, метапредметных результатов дошкольников, мотивационную готовность ....

Таблица мониторинга интегративных качеств дошкольников за 2016 - 2017 уч.г

Мониторинг личностных, метапредметных результатов дошкольников, мотивационной готовности....

Таблица мониторинга интегративных качеств дошкольников 2017 - 2018 уч.г.

Материал содержит мониторин личностных, метапредметных результатов дошкольников, мотивационную готовность....

Таблица мониторинга интегративных качеств дошкольников 2018 - 2019 г.

Мониторинг личностных и метапредметных результатов дошкольников, мотивация воспитанников....