Выступление на педагогическом совете по теме: «Гендерное воспитание дошкольников» на тему «Организация коллективного труда в подготовительной к школе группе»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Остафийчук Екатерина Ивановна

Трудовое воспитание дошкольников с учетом гендерного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yamalo.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования Администрации Пуровского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад «Белоснежка»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Гендерное воспитание дошкольников» на тему «Организация коллективного труда в подготовительной к школе группе»

                                                                                            Подготовила Екатерина Ивановна Остафийчук,

                                                                                                            высшая квалификационная категория

п. Пурпе-1, 2013 г

          Коллективный труд в старшем дошкольном возрасте объединяет детей единой целью и имеет большое воспитательное значение.

          Содержание коллективного труда: уборка групповой комнаты, участка, сооружение крупных построек на участке, разбивка огорода, цветника, сбор овощей, оформление зала или группы к празднику.

          Для того, чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети, необходимо учесть ряд условий:

- объединять детей можно только после того , как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе (паре, подгруппе). Это необходимо для того, чтобы дети могли самостоятельно распределить работу и согласовать действия друг с другом в процессе работы;

- организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько подгрупп (одна стирает кукольное бельё , другая – полощет, третья – вешает на просушку ; или, например, поручается привести в порядок шкаф: одна подгруппа подклеивает коробки с настольными играми, другая – ремонтирует книги, третья – разбирает принадлежности для занятий );

- определяя содержание общей работы, педагогу необходимо включать в неё только те виды труда,    навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремиться к тому, чтобы занять всех детей;

- к этой работе привлекать младшего воспитателя (во время смены постельного белья, он наблюдает, как дети разносят чистое бельё по кроватям ).

           Для повышения интереса к заданию можно рекомендовать организацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные заказы от младших групп: ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол, оказывать помощь в оформлении группы к праздникам. Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы.

          Коллективный труд имеет два вида: труд общий и труд совместный. В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками: вымыть игрушки, протереть кукольную мебель, вытереть полки. Значит нужно распределить работу между участниками, в процессе работы не отставать от других, всем вместе отвечать за результат. Дети понимают, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.

          Совместный труд в подготовительной группе – это объединение детей непосредственно в процессе трудовой деятельности. Примером может служить работа по цепочке (вид сотрудничества). При изготовлении качелей для кукол одни дети заняты распиливанием брусков, другие – сколачиванием деталей, третьи – сборкой игрушек. Здесь каждый ребёнок выполняет не всё задание целиком, а какую- либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передаёт результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше. При этом дети оказываются в зависимости друг от друга в самом процессе деятельности. Такое объединение детей в процессе работы называется совместным трудом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Особенностью совместного труда является неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, если детям поручено вымыть листья комнатных растениях, то дети будут выполнять работу длительное время, поэтому ребёнку, которому поручено выкладывать растения на полки, нужно предложить сначала протереть полки тряпочкой.

          Воспитатель, руководя коллективным трудом детей одновременно решает две основные задачи: направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели, уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить задание, следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов, то есть руководит самим процессом продуктивной деятельности. В то же время воспитывает у детей желание помочь нуждающимся в помощи, быть внимательными друг к другу, то есть формирует у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм.

          Виды трудовой деятельности, дифференцированные по половому признаку  детей.          

                                           Ручной труд.

Мальчики:

- работа с деревом  (скамейка, стол, стул, самолёт, броневик, санки, качели );

-выжигание по дереву ;

- работа с бросовым материалом (вертушки, палатки, пароходы, лодки, вагоны, трамвай, грузовик);

- изготовление макетов «Футбол», «Хоккей»;

- изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Моряки», «Армия», «Пожарные»,

- работа с железом (чеканка).

Девочки:

- работа с бумагой (корзиночки, сумочки, украшения для девочек );

- изготовление макетов «Зимние развлечения», макеты по сказкам;

- изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Магазин», «Ателье».

Мальчики:

- фотографирование;

- показ слайдов, диафильмов.

Девочки:

- работа с тканью (подушка для иголок, салфетка, мягкая игрушка);

- вышивание;

- приготовление пищи (выпечка печений);

- сервировка столов к праздникам, мытьё посуды.

          Хозяйственно – бытовой  труд.

Мальчики: мытьё машин, конструкторов, уборка в игровой зоне для мальчиков, ремонт машин, детской мебели, перестановка детской мебели.

Девочки: мытьё, расчесывание кукол, стирка кукольной одежды, глажение, ремонт кукольной одежды, пришивание пуговиц, петель к полотенцам.

         

          Труд на участке детского сада.

Мальчики: полив водой горки, ледяной дорожки, вынос снега на носилках в определённое место.

Девочки: уборка беседки, расчистка дорожек, окучивание корней деревьев.

          Труд на огороде.

Мальчики: вскапывание грядок, сбор овощей.

Девочки: посадка семян, сбор овощей, цветов.

          Этапы работы по трудовому воспитанию с учётом пола детей.

1 этап: знакомство мальчиков с мужскими профессиями, девочек – с женскими. Закрепление представлений в дидактических играх.

2 этап: овладение детьми целостными трудовыми процессами. Закрепление трудовых навыков в дидактических играх «Помоги Неумелкину», «Расскажи Ленивице».

3 этап: организация разнообразной самостоятельной детской  деятельности и реализация в ней полоролевых интересов девочек и мальчиков (праздник «День именинника», альбом «Мы трудимся», встречи с родителями разных профессий, конкурс «Умники и умницы».

          Рекомендуется при тесном взаимодействии с родителями обновить предметно – развивающую среду, а именно: организовать уголок для девочек «Хозяюшка», «Мастерскую Умелкина» для мальчиков, изготовить атрибуты к сюжетно – ролевым играм, собрать коллекцию журналов по рукоделию и кулинарии для девочек, книги по техническому моделированию, экспериментированию, диафильмы, слайды, организовать фотоуголок, уголок  технического моделирования для мальчиков.