Отчёт об использование информационных коммуникативных технологий в работе с педагогами
материал по теме

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_professionalnoy_deyatelnosti.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в  профессиональной деятельности

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

    Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

    Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей, представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

     Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в детском саду и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.

В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Так как, использование ИКТ позволяет  в наиболее доступной и привлекательной, форме достигнуть нового качества информированности родителей, профессионального мастерства педагогов. Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование. Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога.

Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.
  2. Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагогов, детей.
  3. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. году. Подключение к Интернет-сети позволило мне  поделится собственным опытом работы, перенимать передовой опыт коллег России.

        Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно  сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.  Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, анкеты для педагогов, анкеты для родителей,  протоколы обследования развивающей среды.        Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень моей ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников дошкольного образования», на портале  «MAAAM.ru».  На страницах сети Интернет я разместила информацию о себе: профессиональные интересы, увлечения, свои достижения, портфолио. Очень быстро я нашла единомышленников в профессиональной сфере общения по моим интересам. На сайте я общаюсь с коллегами, узнаю их точку зрения, высказываю своё мнение, получаю консультацию специалистов.

      Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы. 

        Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты, диски, дискеты.

        Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.    

 Одним из показателей успешности педагога и качественности  его образовательной деятельности являются и достижения его воспитанников. Так мои дети, являются активными участниками интернет-конкурсов:

  1. Всероссийские конкурсы рисунков, организуемые системой добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ»: 2009-2010 уч.год: «Каникулы», 2010-2011 уч.год: «Моя Родина – 2011», «Паучок и червячок», 2011-2012 уч.год: «Снова Осень», «Куда спешат красные машины», «Граница», «Приключения инопланетян в России», «Корней Чуковский».
  2. Дистанционная олимпиада «Знаток-дошколёнок», где дети вместе с родителями смогли реально оценить свои знания через тестирование. 50% детей прошли во второй отборочный тур.
  3. Участие в областном конкурсе «Экономь тепло и свет – это главный всем совет»  (сертификат участника).

        Родителям очень интересно зайти в интернет и среди участников конкурса увидеть  фамилию своего ребёнка и получить сертификат участника не просто, а всероссийского конкурса. Все достижения детей заносятся в личное портфолио.

   Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях. Мои родители  на групповых собраниях с удовольствием познакомились с презентациями на темы «Наша родословная. Семья  Вычужаниных», «Моё портфолио. Арсений Заусов», «Наши дочки и сыночки» и т.д.

В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель часто бывает занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания  родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия  с родителями. Для них я оформила прекрасный  родительский уголок, материалы к которому нашла всё на тех же сайтах в сети Интернет. Такая яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью для родителей. Кроме этого, с моего сайта родители имеют возможность выйти на сайт нашей группы «Ёлочка». Для того, чтобы помочь родителям в проведении совместного досуга с детьми  я выложила стихи для детей, раскраски, лабиринты на внимание. Какие преимущества получают родители от группового сайта?

  • Во-первых, имеют возможность следить за жизнью группы.
  • Во-вторых, получить информацию о том, что нового узнают их дети в течение текущей недели. Такая информация будет интересна и для тех, кто пропустил дни посещения детского сада.
  • В-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада, могут получить от них необходимую консультацию.

        А дома вместе с ребёнком всегда интересно заглянуть на сайт группы, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребёнка о прошедших событиях.

Используя ИКТ в работе с родителями, я поняла, что оно даёт большие преимущества:

  • Электронную почту для обмена мнениями  без затраты времени;
  • Информация изучается родителями в удобное для них время;
  • Возрастают потоки информации;
  • Индивидуальный подход в подаче информации;

        Наличие сайта группы, электронных и печатных на бумажных носителях материалов дало возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделало их активными участниками в жизни нашей групп

Из всего выше сказанного,  можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:

  1. Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
  2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
  3. Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Как и у всех в моей работе тоже есть свои камни преткновения.

  • Недостаточна материально-техническая  база ДОУ. Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был  персональный компьютер,  в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т.д.
  • Недостаточный уровень ИКТ-компетентности родителей

Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой глядим в будущее. Поэтому я хочу озвучить дальнейшие перспективы в моей работе:

  • Активное участие в вебсеминарах и интернет - конференциях.
  • Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
  • Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса
  • Пополнение  и расширение методических материалов  электронной библиотеки
  • 100 % включение родителей в жизнь группы с помощью информации через использование ИКТ