Внедрение в практику ДОУ метода педагогического проектирования как технологии и как деятельности по самоорганизации профессионального пространства педагога
статья по теме

Сорокина Ирина Алексеевна

Из опыта работы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение  в практику ДОУ  метода педагогического проектирования как технологии и как деятельности по самоорганизации профессионального пространства педагога

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

Сегодня, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

В настоящее время в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Кризисное время пробудило во всей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.

В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

В настоящее время мы поддерживаем выделение ряда общественных тенденций, которые привели к внедрению  инноваций в ДОУ:

  • Требования гуманизации образовательного процесса.
  • Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрение ФГОС.
  • Ориентация на культурно-нравственные ценности.
  • Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.
  • Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
  • Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.

Перед коллективом педагогов стояла сложная задача: научить дошкольников ориентироваться в  потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Понимая, что детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её, пришли к решению о необходимости   внедрения инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.

 Инновационное развитие встречало ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выявились и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.

Использование метода проекта в ДОУ как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволило значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же сделало образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Типология проектов

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско-творческие:  осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
  • Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.
  • Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Другими признаками классификации являются:

  • Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)
  • Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Воспитатель в этой деятельности выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

Благодаря разработанной нами системе методической работы, педагоги освоили новую технологию – метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Внедряя метод проекта в образовательный процесс нашего ДОУ, мы определили цель и задачи:

Цель:

Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — “метод проектов”.

Задачи

  1. Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.
  2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
  3. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.

Перед тем, как начать работу в данном направлении, мы определили направления работы:

Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих разделах – физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.

Определили формы работы. Это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс и методы работы, это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

На I этапе (2008 – 2009 уч.г.)

Был проведен мониторинг, а именно:

– Анкетирование педагогов; родителей;

– Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.

Отбор участников проводился на основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого метода и по результатам собеседования. Главным критерием при этом была готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми.

II этап – Реализация целей и задач проекта (2009 -

Были проведены следующие мероприятия:

Семинар “Общие основы проектирования. Типы проектов в ДОУ»; Индивидуальные и коллективные консультации «Педагогические технологии и инновации», «Проектный метод в деятельности ДОУ», «Проектный метод обучения детей», «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Создание пространственной среды в группе», «Участие родителей в проектной деятельности!;

Неделя профессионального мастерства «Инновационные технологии в воспитательно-образовательного процесса», «Опытно-исследовательская деятельность как источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника»,

Семинары – практикумы «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», «Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов», «Разработка групповых проектов», «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании», Презентация проектов;

Работа инициативной группы «Поиск» по теме «Участие в проектной деятельности» - стало разработка садовых проектов «Я - с семьей, она – она со мной, вместе мы – с детским садом!», «Здоровое питание – здоровое поколение», «Маленькие граждане России», консультационный клуб для будущих воспитанников ДОУ «Первые шаги», для детей не посещающих ДОУ «Школа для дошкольников», «Успешная адаптация - залог здоровья детей», «Портфолио педагога» и др.

Конференция «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».

Педагогический совет «Инновационные педагогические технологии как средство восхождения к индивидуальности дошкольника», «Интеграция образовательных областей в педагогическом  процессе ДОУ в условиях реализации ФГТ».

Разработка и реализация различных проектов: «Чудеса света», «Мои родители – железнодорожники», «Снег, снежок!», «Конфета моей мечты!», «Волшебная пуговица», «Где спит рыбка?»,  «Живительный источник»,  «Дикие животные Алтайского края» и др.

На III этапе

Подведение итогов

– Анализировали полученные результаты;

- Конкурс  педагогических проектов

Обобщили опыт работы педагогов в форме творческих проектов «Мальчики и девочки: мы такие разные», «Мы – жители планета Земля», «Моя малая Родина», «Загляни внутрь себя», «Здоровье детей – здоровье нации».

- Внедрение формы методической работы «Портфолио педагога»

- Представление детских проектов в конкурсах различного уровня:

Краевой этап  конкурса «Юный исследователь»  «Щука – кто она?» (2011г);

Городской этап конкурса «Юный исследователь «Белоствольные березы. Учимся у природы», «Тайны птичьего мира», «Волшебный песок» (2012г.); «Для чего нам нужен нос?» (2013г.).

– Разработали методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.

Среда  сказать – Центры

В настоящее время разработаны и реализуются ряд проектов:

- общесадовые:

С педагогами:  «Планирование образовательной деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования»;   «Маленькие граждане России»; «Я познаю мир (ПОУ)»; «Внедрение ИКТ через интеграцию образовательных областей» и др.;

С воспитанниками и их родителями: «Я - с семьей, она – она со мной, вместе мы – с детским садом!»;  «Успешная адаптация - залог здоровья детей»; « Мы – олимпионики!», «Радуга» и др.

Групповые:  «Нет курению!»; «Зимующие птицы»; «Малыш и книга»; «Мой край – Алтай»; др.

-

Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.

Внедрение  в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Итог: Инновационная деятельность изменила традиционную управленческую пирамиду и во главу угла определила педагога и воспитанников, руководителя образовательного учреждения, старшего воспитателя, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим стали движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое проектирование как способ мотивации инновационной деятельности педагогов

Тема педагогического проектирования как способа  мотивации   инновационной деятельности педагогов очень актуальна, особенно в свете новых ФГОС,  поскольку, участие педагога в проек...

«Педагогическое проектирование как форма организации партнерской деятельности взрослых и детей»

Сегодня в педагогической практике актуальна необходимость включения в содержание дошкольного образования поисковой деятельности. Одной из технологий, способствующих активизации познавательной поисково...

"Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта "Педагог".

Предлагаю презентацию собственного образовательного маршрута по теме самообразования: "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства". Реализация ИОМ проходит в пе...

Педагогическое проектирование как форма организации партнерской деятельности взрослых и детей

Сегодня в педагогической практике актуальна необходимость включения в содержание дошкольного образования поисковой деятельности. Одной из технологий, способствующих активизации познавательной поисково...

«Педагогический проект, как форма внутрифирменного обучения кадров и развития профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении»

Методическая разработка предназначенна для старших воспитателей и заместитетлей заведующего по учебно-воспитательной работе. В материалах представлена модель внутрифирменного обучения педагогических к...

Методическая работа в МАДОУ по направлению "Инновационный аспект педагогической деятельности как условие профессионального мастерства педагога"

Инновационная деятельность педагога в современном дошкольном образовании - важнейшая составляющая образовательного процесса. Именно поэтому одно из заседаний педагогического совета в прошедшем учебном...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...