Дошкольное учреждение и семья- единое пространство воспитания.
методическая разработка по теме

Судкова Светлана Васильевна

Опыт работы поможет воспитателям в работе по взаимодействию с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_i_semya_-_edinoe_prostranstvo_vospitaniya.docx69.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №6

города Аши Челябинской области

 « Дошкольное учреждение и семья – единое пространство воспитания»

( из опыта работы)

Воспитатель высшей категории

Судкова Светлана Васильевна

Аша 2014г.

Очень хочется не принуждать родителей участвовать в жизни группы и детского сада, а найти в них единомышленников и помощников в решении всех насущных проблем. Опыт работы поможет  педагогам найти свой путь в работе с родителями: интересный, творческий, неповторимый; оставляющий трепетные и волнующие воспоминания в душах родителей.

 «В семье ребенок – объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду – равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья, признавая свои различия и сходства, недостатки и преимущества, могут компенсировать или смягчать несовершенство друг друга»

Е.П. Арнаутова

Содержание:

  1. Ведение: Работа с родителями в ДОУ - это актуально?  ---------4-5  
  2. Основные принципы взаимодействия с семьей.---------------------6-7
  3. Чем детский сад может помочь родителям?

Какие проблемы решит воспитатель, осуществляя полноценное взаимодействие с семьей?----------------------------------------------------8

  1. О нетрадиционных и малоиспользуемых в практике формах работы с семьей.--------------------------------------------------------------9-13
  2. Заключение: Работа с родителями – это актуально!------------14-15
  3. Литература.------------------------------------------------------------------------16
  4. Приложение:
  1. Анкета для родителей: Давайте познакомимся.----------------------17
  2. Анкета: Рейтинг воспитателя.---------------------------------------------- 19
  3. План работы «Семейного клуба».-------------------------------------20-21
  4. Тренинговые упражнения------------------------------------------------22-23
  5. Сценарий новогоднего праздника с участием родителей.----24-27

1. Взаимодействие детского сада и семьи – двухсторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию в системе «Детский сад- семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди  в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди:  взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

 С приходом в дошкольное учреждение ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного члена группы сверстников. И уже ему не потакают, а он учиться уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми. Семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. При этом семья является для ребенка его первой опорой, где он всегда рассчитывает найти поддержку  своим душевным и эмоциональным силам, а дошкольное учреждение располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье поддерживать и укреплять межпоколенные связи, опереться на свое здоровое духовное начало для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям. Однако иногда сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании  и обучении  детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогами.

 В  душе педагога должно быть место для родителей воспитанника, он должен понимать, что это те родители, которые нужны ребенку, что они самые лучшие, других нет: ребенок получил от них жизнь – этот драгоценный дар. Каждый ребенок любит своих родителей вне зависимости от того, какие они люди: хорошие или плохие, счастливые или несчастные, общительные или замкнутые.

         Задача воспитателя детского сада – помочь малышу взять от общения с родителями все, что возможно. Если педагог осознает это, тогда огромный труд общения с семьями начинает даваться ему гораздо легче, а дети чувствуют себя в детском саду в большей эмоциональной безопасности, так как воспитатель не пугает ребенка опытом личного неприятия его родителей.    

 «Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо».

(Т.Н.Доронова)

2.  В Федеральном  законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в статье 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» сказано:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Каждый из педагогов проходит долгий путь становления себя, как профессионала. И на этом профессиональном поприще рядом с ним не только его воспитанники, но и их родители: со своими понятиями, представлениями, отношением к детскому саду и к воспитанию. Важно, не оттолкнуть порыв души родителей быть полезным педагогу, не встать преградой между ребенком и родителем, таким «неудобным, скандальным, рассуждающим больше о правах, чем об обязанностях». Важно понять и принять любого родителя, найти в нем себе помощника. Главное – дети, их эмоциональное состояние, их развитие, их отношение и принятие вас, как педагога. Поэтому приходя на работу важно быть настроенным на позитивные и конструктивные отношения с родителями.

Общение с родителями лучше  строить в стиле диалога, а не монолога. Не надо привлекать на групповые встречи активных родителей, которые сами проявляют желание поговорить о своем ребенке. Не должно быть позиции «ведущий- ведомый», потому что такое взаимодействие с родителями не затрагивает сознания и чувств  родителей, оставляет их равнодушными  к работе детского сада, создает ощущение, что все знакомо, известно, узнаваемо и, поэтому, скучно.

Необходимо  помогать родителям,  ориентироваться в литературе по семейному чтению, увлекать обсуждаемой на встрече темой, располагать к  анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызывая ассоциации с собственным опытом. Воспитатель должен  стать «партнером в собственном смысле слова, собеседником, связанным  с родителями отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи», по словам А.У.Хараша.

     

Принципы диалогического общения с родителями:

  • Готовность сотрудничающих сторон доверять компетентности друг друга
  • Открытость общения, выражающаяся в предъявлении своего внутреннего мира каждой стороной( даже в ситуации, когда кто-то из партнеров оказывается « не услышанным»)
  • Безоценочный  характер общения, строящийся на языке принятия и соучастия
  • Конфиденциальность общения, подчеркивающая его личностную направленность
  • Субъект – субъектные отношения, предполагающие смену активной позиции  каждой стороной, когда слушающий становится говорящим, и, наоборот, а также  закрепление ответственности за выбор своего поведения в процессе общения.

3.  Решая проблемы взаимодействия с семьей,

 мы помогаем родителям:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка
  • Относиться к ребенку как к равному; установить доверительные отношения с ребенком
  • Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, необходимо  радоваться его личному росту
  • Узнать сильные и слабые стороны ребенка, использовать свои знания для обеспечения его развития
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях, быть готовыми к совместным переживаниям радостей и горестей, к эмоциональной поддержке
  • Вырастить функционально грамотную личность.

Какие  проблемы решает   воспитатель?

  • Конфликты между родителями из-за детей
  • Родительские претензии  к воспитателю по тем или иным вопросам воспитания
  • Отсутствие авторитета воспитателя для родителя
  • Отсутствие атмосферы творческого общения, взаимопонимания, поддержки со стороны родителей.

Общение  воспитателя с родителями дает ему возможность:

  • Получить информацию о ребенке и о том, как проходит его жизнь в семье
  • Поделиться своими наблюдениями и передать родителям обратную текущую информацию о ребенке
  • Способствовать обеспечению единства воспитательного процесса в детском саду и семье
  • Содействовать максимальной эффективности образовательного процесса.

Для воспитателя важно запомнить:

Формы общения могут быть разные – наглядные, вербальные, игровые, клубные, показательные. По содержанию общение воспитателя  с родителями должно касаться только детей и их проблем. В общении должны соблюдаться принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности, конструктивности.

4. Вовлечение родителей в систему работы ДОУ происходит в различных формах работы с родителями:

  • Родительские собрания
  • Беседы, консультации
  • Круглый стол с родителями
  • Дни открытых дверей и Дни добрых дел
  • Родительский клуб
  • Групповые консультации
  • Совместные досуги и диспуты
  • Дневник воспитателя «От сентября до сентября
  • Анкетирование, тестирование родителей по их проблемам
  • Родительские гостиные
  • Мастер-классы
  • Записные книжки для родителей, устный журнал
  • Работа с родительским активом группы
  • Семейные проекты
  • Участие в конкурсах
  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей и занятия с участием родителей
  • «Родительская почта»- почтовый ящик
  • Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  • Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
  • Совместные экскурсии и т.д.

Изучая в литературе проблемы работы с семьей, обращаешь внимание, что форм и методов работы очень много, важно остановиться на самом главном и приносящем результат: в виде удовлетворенности своей работой в данном направлении с одной стороны - пониманием и принятием тебя, как профессионала в своем деле, как единомышленника в деле воспитания детей родителями,  с другой стороны. Надо понять, что если родитель не почувствует искренности в сотрудничестве, он не пойдет на контакт.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность можно вести по четырем направлениям:

Информационно-аналитическое(анализируются особенности семьи каждого воспитанника, уровень образовательных потребностей, специфика семьи),

Познавательное(обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста),

Наглядно-информационное( оформление информационных стендов для родителей, фотовыставки, фотомонтажи, интернет-ресурсы и т.д.),

Досуговое направление( праздники, совместные проекты и т.д.)

В современных педагогических исследованиях мощным преобразующим средством является моделирование.

Совокупность взаимосвязанных элементов: субъектов, условий, целей, содержания, деятельности и результата   является структурой образовательной системы. То же самое мы можем наблюдать и в работе с семьей. Прежде чем получить результат, необходимо совершить «тяжелый труд» - смоделировать весь процесс взаимодействия с семьей.

Начинать работу необходимо с социального паспорта семьи. В результате такой работы педагог сможет объективно «оценить» контингент родителей и детей, поступивших в ДОУ.

Исследование семей воспитанников поможет выявить тип семьи, уровень удовлетворенности родителей положением семьи, образовательный уровень, социальное и материальное положение, опыт семейного воспитания ребенка и многое другое.

Результатом такой  работы становятся не количественные показатели присутствия родителей  на родительских собраниях, праздниках и т.д., а качественные показатели   - инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

В каждом объединении родителей всех их можно условно разделить на группы, в зависимости от принадлежности к группе и будет строиться работа с семьей:

Родители - лидеры,

Родители -исполнители,

Родители – критические  наблюдатели.

 Третья группа представляет наибольшую сложность в налаживании контактов:

  • Активно участвуют в педагогическом процессе,  если заинтересованы в успешности своих детей
  • Заинтересованные, но желающие решать проблемы без специалистов
  • «Равнодушные», живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Однако родители всех «групп» ждут одного от детского сада: не только хорошего присмотра и ухода, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга.

При создании единой эмоционально-чувственной основы процесса взаимодействия роль родителей в системе дошкольного образования, безусловно, велика.

Родители являются основными  социальными заказчиками. Приобщение родителей к решению общих для семьи и детского сада «проблем» воспитания и образования детей, «добровольное», а не «принудительное» - вот залог успеха работы педагога, и, как результат, творческая, самодостаточная  личность ребенка перед поступлением его в школу. Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требуют от родителей усилий, но зато они рождают в сердце ребенка любовь и признательность, потребность общаться. С помощью  педагогов детского сада родители поймут,  какими  вырастут их дети, зависит от отданного им времени.

Наглядно-информационное направление и досуговое - это довольно сложные направления, но целенаправленная работа по ним дает  хороший результат. Форма работы через информационные стенды для родителей является не новой. Но для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей можно и нужно помещать практический материал, дающий понять, чем занимается ребенок в детском саду, чему важно поучиться и можно поиграть дома. Материал должен быть кратким и иметь практическую направленность. Теория вопроса родителям неинтересна, им важно прочитать и сделать – все коротко, ярко, интересно. Интересны в работе с родителями  такие  формы  как: газета для родителей, дневник воспитателя, родительская почта. Сегодня в век информатизации все эти формы можно применять и на сайтах и личных страницах, хотя, приходя в группу 2 раза в день, родители «по пути», но обязательно увидят – ящик, газету, дневник. Почитают, посмотрят, что-то скажут, напишут. А в интернет выйти тоже иногда времени не хватает. Поэтому оптимально иметь и электронный вариант этих форм работы и бумажный. Из своей практики могу сказать, что дневник воспитателя «От сентября до сентября» наиболее любим родителями: здесь и рассуждения о воспитании детей, высказывания самих детей, впечатления от прожитых в группе событиях, советы по взаимодействию с ребенком и многое другое.

Задумывая первый выпуск групповой газеты «По секрету всему свету», было трудно предположить, что родители с удовольствием включаться в процесс издания газеты. Газету необходимо делать яркой, немногословной и полезной в информативном смысле. Газету можно выпускать  1 раз в 2 месяца – этого вполне достаточно. Здесь освещаются  вопросы воспитания и образования детей в рубриках: «Мнение специалиста», «Давайте поговорим о…», «Когда я был маленький…». Рубрики можно менять в зависимости от цели номера, проектов, которые осуществляются в группе, в ДОУ и т.д.( например новогодний выпуск газеты содержал книгу «Вкусняшки к новогоднему столу», созданную родителями).

«Родительская почта» используется для работы с письменными сообщениями родителей; налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным. Родительская почта - повод для дальнейшей работы и средство, обеспечивающее оперативную и адекватную обратную связь. Однако, как активная форма работы «Родительская почта»  «приживается» тяжелее. Родители не все и не всегда могут сформулировать цель вопроса, им легче переговорить, чем написать. Здесь можно найти выход таким образом: накануне родительского собрания или заседания семейного клуба можно предложить родителям подготовить свой вопрос по какому-то определенному направлению. Потом вы собираете «письма» и подготавливаете ответы на данные вопросы. Можно в виде анкеты дать родителям 1-2 вопроса, на который они ответят через почтовый ящик. Бывают такие ситуации, когда родитель просит совета и ответа на него индивидуально, тогда можно воспользоваться интернетом – личной страницей, или ответом в «конверт» - в раздевалке у каждого ребенка в шкафу крепится конверт для писем, именно в него можно помещать персональную переписку. Дети такие конверты не трогают и оберегают – «Это папе, маме».

Досуговое направление оказывается в работе самым привлекательным, востребованным, полезным. В организации работы по данному направлению воспитатели всегда испытывают трудности.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Как показала практика, родители с большим интересом включаются в процесс подготовки и участия в празднике. Педагог объединяет вокруг себя инициативных и талантливых родителей, хотя все это – дополнительные хлопоты по подготовке к исполнению ролей, сверхурочное время, затраты сил.

Участие родителей в праздниках обеспечивает:

  • Расширение содержательной части праздника
  • Отсутствие специального «натаскивания» детей по репертуару праздника
  • Интерес к «актерской» игре взрослых при полном отсутствии страха при исполнении индивидуальных номеров
  • Потенциал к развитию детско-родительских отношений.

«Семейный клуб» - это неформальное объединение родителей, созданное для решения практических задач воспитания.

 Основной целью работы родительского клуба является:

- поиск эффективных путей, объединение усилий детского сада,  родителей   в  процессе  воспитания  детей;  

-  необходимость  педагогической и  психологической поддержки семьи.

- родители становятся активными участниками  совместного процесса воспитания своих детей.

Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

Исходя из этого целью работы «семейного  клуба»  является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье. Деятельность клуба основана на добровольных началах. Здесь нет приказов, назначений на должность, поручению вопреки желанию самого исполнителя. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства своих детей, а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях. Являясь членами дружного семейного клуба, люди чувствуют себя более защищенными и уверенными. Семейный клуб - один  из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры – объединяя детей и взрослых, клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу того лучшего опыта, который есть в семье. Клуб выступает неформальным источником просвещения, где предъявляются лучшие образцы воспитания в семье и в детском саду. Темы встреч могут определяться в зависимости от потребностей и запросов родителей: это и подготовка к школе, обучение приемам игры с детьми, овладение какими-то техниками работы с бумагой, пластилином, пропаганда технологий воспитания  и обучения детей и т.д.

Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек. Сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», -писал Ф.Ларшфуко.

5. В современной жизни трудно обойтись без поддержки родителей.

Родители участвуют во многих делах группы: ремонт игрушек, субботники, работа в цветниках и на огородах, создание предметно-развивающей среды в группе. В совместной деятельности налаживаются теплые взаимоотношения между воспитателем и родителями.

 Результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения.

Успешное  взаимодействие детского сада и семьи должно пройти все фазы развития в полной мере:

1 фаза- открытие – знакомство с достижениями сторон( семьи и дошкольного учреждения) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.

2 фаза – прояснение ожиданий – выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания детей.

3 фаза- согласование – согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.

4 фаза – проектирование взаимодействия – совместное создание программы плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников

5 фаза – социально-педагогический мониторинг – постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи( в системах: родители-дети, педагоги –дети, педагоги-родители).

6 фаза- рефлексия – критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника  процесса в жизни ребенка и друг друга.

Используя различные формы работы с семьей, осуществляя системную программу сотрудничества с родителями можно получить хорошие результаты работы.

 По итогам опросов,  анкет наглядно видно, как родители  меняют свои позиции в вопросах взаимодействия  с педагогами:

  • Посещают родительские собрания – 100%
  • Участвуют в праздниках, др. досуговых  мероприятиях – 100%
  • Реализация групповых проектов – 98 %
  • Заседания семейного клуба – 85%
  • Работа родительской почты – 79%
  • Издание групповой газеты – 86%
  • Участие в конкурсах, фотовыставках  - 75%
  • Участие в субботниках, экскурсиях и т.д.- 81%

Конструктивное взаимодействие с родителями не возникает на пустом месте – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Опыт работы показывает, что родительская позиция как воспитателей становится более гибкой, они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Важно, что проходят выпускные вечера, а родители по-прежнему вместе с детьми приходят в детский сад, встречаются, звонят.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из  которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Список литературы:

1. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.
2. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.
3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 4. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
6. Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. - 176с. –

7. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. - 192с.: ил.
8. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
9. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
10. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35. 11. Варюхина, С.И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. – Минск. : 1987.
12. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. – М.: 1975.
13. Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.
14. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА, 2001.-224 с.

7.Приложение:

Анкета «Давайте познакомимся!»

Уважаемые родители!

Мы рады, что ваш ребенок будет ходить в нашу группу! Для знакомства с вами и вашим ребенком, а так же для более успешного взаимодействия  с вами и вашим ребенком просим вас ответить на следующие вопросы:

  1. Фамилия, имя, отчество каждого из членов вашей семьи.

  1. Домашний адрес:

  1. Кто больше всего проводит времени с ребенком.

  1. Как Вы думаете, чему должен ребенок научиться в детском саду в этом году?

  1. Часто ли Вы с ребенком дома рисуете, читаете, играете?

  1. Считаете ли вы необходимым всесторонне развивать ребенка в детском саду?
  2. Что вас больше всего привлекает в нашем детском саду, нужное – подчеркнуть:
  • Близость от дома
  • Хорошее состояние территории и материально-техническое оснащение групп
  • Наличие творческого, профессионального педагогического коллектива
  • Хорошие отзывы других родителей
  • Интересные программы обучения и развития детей
  • Хорошее питание
  • Высокий уровень подготовки к школе
  • Другие варианты- укажите какие?
  1. Что, на Ваш взгляд, важно знать воспитателю о вашем ребенке?

  1. Чему бы Вы, как родители, хотели бы научиться у воспитателя?

  1. Каким опытом семейного воспитания готовы поделиться?

  1. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы получить?

  1. В каких мероприятиях детского сада вы готовы участвовать охотнее всего:
  • Родительские собрания
  • Консультации специалистов
  • Клуб выходного дня
  • Анкетирование
  • Участие в конкурсах, праздниках, спортивных соревнованиях,
  • Открытых занятиях
  • Ваш вариант ответа?

Благодарим за сотрудничество!

Анкета «Рейтинг воспитателя»

Уважаемые родители!

Нам очень интересно узнать ваше мнение о работе воспитателей с вашими детьми в этом году. Ваши ответы и пожелания мы используем для улучшения работы педагогов с детьми. Ответы анонимные.

Ф.И.О. воспитателя:

Рейтинг:

  1. Хорошо ли относится воспитатель к Вашему ребенку?
  2. С удовольствием ли идет ребенок в детский сад, если там работает этот педагог?
  3. Как воспитатель обращается к вашему ребенку? По имени, фамилии, никак не называет? Называет грубо и некорректно, использует ненормативную лексику (нужное подчеркнуть)
  4. Интересуется ли воспитатель самочувствием ребенка; тем как ребенок провел выходные, почему у ребенка с утра плохое настроение?
  5. Удовлетворены ли вы отношением воспитателя к ребенку?
  6. Рассказывает ли Вам воспитатель о достижениях и успехах Вашего ребенка или чаще обращается с жалобами на плохое поведение?
  7. Интересуется ли воспитатель Вашими педагогическими потребностями?
  8. Предлагает ли воспитатель в случае необходимости варианты решения педагогической ситуации или отправляет на консультацию к психологу, другому специалисту?
  9. Пользуется ли воспитатель у детей авторитетом?
  10. Пользуется ли воспитатель авторитетом у других родителей группы?
  11. Оцените работу воспитателя по пятибалльной шкале?
  12. Ваши пожелания для воспитателя?

Благодарим за сотрудничество!

План работы «Семейного клуба»

 Мероприятие

Сроки

Ответств.

Категория участников

Предполагаемый результат

Продукт деятельн.

Анкетирование с целью выявления запросов родителей по организации работы Клуба и успешного опыта семейного воспитания

Май, сентябрь

Педагог-психолог, педагоги групп

Все родители

Выявление запросов родителей по организации работы Клуба и успешного опыта семейного воспитания

Анкеты

Совместное мероприятие "Давайте познакомимся"

Октябрь

Заместитель заведующего по УВР, Педагог-психолог, педагоги младшей группы

Родители детей младшей группы, педагоги, дети

Улучшение микроклимата в группе

Сценарий

Семинар-практикум "Роль семьи в подготовке детей к школе"

Октябрь

Педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР

Родители выпускников, детей подготовительной группы, учитель начальных классов

Повышение уровня осведомленности

Разработки по теме семинара-практикума

Занятия с элементами игровой терапии

В течение года

Педагог-психолог

Родители, испытывающие трудности в общении с детьми

Улучшение детско-родительских отношений

Разработки по теме занятия

Совместное мероприятие "День рождения Клуба"

Ноябрь

Заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог

Родители, дети, педагоги

Улучшение детско-родительских отношений, микроклимата

Сценарий

Семинар-практикум

"Речевое дыхание – правильная и хорошо звучащая речь"

Ноябрь

Учитель-логопед

Родители детей средней и старшей групп

Повышение педагогических знаний и умений

Конспекты

Групповая дискуссия "Нужны ли наказания?" с участием социального педагога

Декабрь

Социальный педагог

Родители

детей "группы риска"

Повышение правовой культуры

Конспект

Практическое занятие "Игры, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы"

Январь

Педагог-психолог

Родители с детьми, имеющими нарушения социально-эмоциональной сферы

Коррекция эмоционального благополучия детей и детско-родительских отношений

Разработки по теме занятия, картотека игр

Семинар-практикум "Влияние театрализованных представлений на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"

Февраль

Музыкальный руководитель

Все желающие

Повышение уровня осведомленности

Разработки по теме семинара-практикума

Практическое занятие "В дружбе с природой и самим собой". Семинар-практикум "Речедвигательная гимнастика"

Март

Инструктор по ФИЗО, Учитель-логопед

Родители с детьми старшей и подготовительной групп

Ознакомление родителей со здоровьеохранительным аспектом природы. Повышение педагогических знаний

Конспекты

Круглый стол "Презентация опыта семейного воспитания". Итоги работы Клуба

Апрель

Заместитель заведующего по УВР, Педагог-психолог

Творческая группа родителей

Распространение опыта семейного воспитания, подведение итогов

Разработки по теме круглого стола

Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений:

Упражнение "Кто здесь собрался?"

Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос "Кто здесь собрался?".

Упражнение "Сделай комплимент"

Задача упражнения – сделать комплимент сидящему рядом участнику, как если бы это был ребенок. При этом нельзя повторять слова.

Вопрос для анализа: "Удалось ли вам сделать комплимент, обращаясь к ребенку, а не ко взрослому?".

Упражнение "Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок"

Родителям предлагается выбрать из набора игрушек, куда входят куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка и т. д., ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Родители поясняют свой выбор.

Игра "Войди в круг"

Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.

Вопросы для анализа:

  • Что вы испытывали, выполняя это задание?
  • Легко ли было войти в круг?

Упражнение "Угадай, чьи эти руки"

Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза, остальные по одному подходят к нему и кладут руки на его ладони. Задача участника – угадать, чьи эти руки. Таким образом формируются две группы: мягкие и строгие родители. Затем основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел.

Упражнение дает участникам группы прекрасный повод для обратной связи: каждый из них может узнать, как он воспринимается в качестве родителя по первому впечатлению.

Упражнение "Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание.

Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда.

Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Игра "Какой он – мой ребенок"

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех

Упражнение "Поводырь"

Родители разбиваются на пары. Одному из играющих завязываются глаза – он слепец. Второй, поводырь, начинает медленно передвигаться по помещению, ведя за собой напарника и обходя препятствия. Упражнение выполняется 3–5 мин, затем пары меняются ролями.

Упражнение "Моя любимая игрушка"

Родители вспоминают их любимую игрушку: как называлась и где она сейчас.

Вопрос для анализа: "Какие чувства вызвали воспоминания?".

Упражнение "Закончи предложение"

Воспитатель начинает предложение, а родители по очереди его продолжают. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.

Пример:

Общение с ребенком – это…

Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…

Упражнение "Семейные заповеди"

Родители составляют список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.

Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни с представлениями других.

Вопрос для анализа: "Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?"

Упражнение "Подарок"

Родители по очереди и при помощи невербальных средств дарят подарок своему соседу. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

Сценарий Новогоднего праздника.

Дети заходят в зал, их встречают Д.М. и Баба Яга. Дети садятся.

Д.М. Добрый вечер!

Б.Я: Здравствуйте!

Д.М.: - Золотым дождем сверкает,

Наш уютный светлый зал,

Елка в круг нас приглашает,

Час для праздника настал.

Б.Я. –Поздравляю, поздравляю! С Новым годом вас, друзья!

         Счастья без конца и края вам желаю!

Чтоб жилось вам без забот, чтобы пелось круглый год!

Пусть в сердцах живет всегда радость, смех и доброта!

А скажите мне ,ребятки, вы готовы к праздничным шуткам, прибауткам, играм и веселью?

А расскажите мне ребята, вам нравится Д.М?

А какой он?

-Д.М старик веселый?

Любит шутки и приколы?

Знает песни и загадки?

Съест все ваши шоколадки?

Он зажжет ребятам елку?

Носит шорты и футболку?

Санта-Клаус? Брат Мороза?

Хороша у нас береза?

Д.М. привез подарки?

Ездит он на иномарке?

Носит тросточку и шляпу?

А похож на Стаса  папу?

Д.М. – Хватит тебе Яга детей спрашивать, пора песни петь, да танцы танцевать.

Яга: -Ох прав, Морозушко.

Все ребята в круг вставайте, песни дружно начинайте.

ПЕСНЯ :

После песни дети садятся на стульчики.

Д.М.Оттоптал  себе все пятки. Ну-ка , сяду посижу! Загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу?

Яга: Я тут вот собиралась когда на праздник, подготовилась - загадочки припасла.

( Д.М. вытягивает по снежинке с загадками и читает)

Загадки:

1.Ёжик на нее похож, листьев вовсе не найдешь,

Как красавица стройна, а на новый год важна.

2.На дворе горой, а в избе водой.

3.Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза- угольки, руки- сучки.

4.Текло, текло, да легло под стекло.

Б.Я –Дай Д.М. я загадаю.

5.Он и добрый, он и строгий, бородою весь зарос,

К нам пришел уже на праздник, кто же это?

Дети  отвечают:  Дед Мороз!

В зал «влетает» Змей- Горыныч.

-А! Празднуете, значит! И без меня! Ты почто Ягище не сказала, что с Морозом на праздник пошла?

Ой, сколько тут еды пухленькой, да сдобненькой!( показывает на детей)

Д.М. Это что такое? Ты зачем сюда пришел? Уходи сейчас же! А не то….

З,Г.- Ну что? Что ты сделаешь? Я всех сильней, я тебя съем и всех съем!

Д.М. Люди добрые, да что же это делается? Да я тебя сейчас заморожу.

(Д.МИ. дует на змея, а дети кидают в него сделанными из салфеток, снежками)

Уф! Устал дуть! Что ж делать, как нам прогнать ирода чешуйчатого?

Яга: Д.М. давай позовем кого-нибудь на помощь. Может там сила волшебная больше, чем у змея. Например, доктора Айболита можно позвать? А?

Д.М.Зовите.

(все кричат доктора, доктор заходит с песней «Если хочешь быть здоров, закаляйся….)

Д.А.- Так! Вам плохо? Пульс хороший, покажите язык! Посмотрите налево, направо! Нет, тут больной - не больной.

(поворачивается к следующему)

-И вам плохо? Живот болит? Что ели на обед?

Б.Я.- Да нет, мы все здоровы! Пришел к нам змей горыныч на праздник, хочет все испортить и всех съесть.

(Айболит подходит к змею.)

-Ах, это ты мой змеюшка! Тебя здесь обижают? Не поцарапали? Не побили?

(жалеет змея, мажет ему лапу; змей хнычет как маленький ребенок и жалуется на всех, что они его обижают)

-Скоро все пройдет. Ну и зачем вы меня звали? Здесь все здоровы!

Я: Мы тебя звали, чтобы ты прогнал его, а не лечил.

А.-Я вам не гоняльщик, я врач! Я лечу всех зверей, до свидания, всего хорошего.

Д.М. Нет, Яга, никто не поможет.

Я. Да погоди, ты Д.М.  О! Я знаю, кого позвать – нам помогут супер-герои.

«Супергерои»  входят в зал, кланяются, исполняют танец воинов.

-Здравствуйте, здравствуйте! Мы вас спасем! С кем надо сразится?

Я.и Д.М. – С ним!

-. С ним? Нет, то не наша работа.!( убегают)

Яга : Ну вот, а такие бойкие вроде!

Позову-ка я сюда сестер своих сводных, может они уберут это чудо с праздника!

Танец Б. -Ежки с частушками( дети поют)

  1. Дети водят хоровод, Хлопают в ладоши, Здравствуй, здравствуй!

Новый год! Ты такой хороший!

  1. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька

Где сынок мой, где же он?

Закатали в снежный ком!

  1. Д.М. проспал в постели, встал ,сосульками звеня,

 где ж вы вьюги и метели, что ж не будите меня?

  1. Что за дерево такое, вся макушка в серебре, расцвело у нас зимою, в день морозный, в декабре.
  2. Созревают фрукты летом, летом яблок полон сад,

А на дереве на этом в зимний день они висят.

  1. Пусть мечты любые ваши, сбудутся , сбываются,

Пусть огни на вашей елке ярче разгораются.

Яга. Сестры любимые, помогите, Змея изгоните!

Б. Ежки: Да ты что сестра? Мы свои рученьки об него марать не будем!

(убегают)

Входят хулиганы - под музыку «Не ходите дети в Африку гулять».

ТАНЕЦ РАЗБОЙНИКОВ

Я. Вот кто нам поможет! Прогоните змея с праздника.

Х.Здравствуйте! Да мы сейчас, ему так наваляем мало не покажется!

Я.:А вы что хулиганить- буянить будете? Стульями кидаться, все кругом ломать?

Х. –Да.

Я. Нет тогда, не надо помогать, весь зал праздничный разгромите, уходите отсюда.

Я.Дети давайте поиграем, может змей уйдет, наигравшись.

ИГРА с Д.М._______________________________________

 З.Г.- Ох и понравилось мне с вами играть, хорошо тут у вас.

(укладывается на коврик, полежать)

Д.М. Нет, надо что-то делать с этим чудом!

Б.Я – Непременно, я кажется, придумала.

Есть у меня средство. Надежное.

Д.М. Давай Ягушечка, надо с этим что-то делать.

Я.- Ну змеюшка, готовсь!

Танец ВОСТОЧНЫХ КРАСАВИЦ.

ЗМЕЙ УХОДИТ ЗА НИМИ ПОСЛЕ ТАНЦА.

Я.- НУ все, избавились от ирода чешуйчатого!

Д.М.Наконец-то он ушел.

-Приглашаю всех гостей, дорогих моих друзей:

Станем дружно в хоровод, встретим песней Новый год!

ПЕСНЯ НОВОГОДНЯЯ

Д.М. –Славно мы повеселились, от души смеялся я

А теперь пора прощаться, с Новым годом вас Друзья!

Сядем Ежка в наши санки….

Я. Что ты ,дедушка постой, ты забыл отдать подарки, припасенные тобой.

Д.М.Ох, права ты Душечка- ягушечка.

Сюда идите, и по подарку получите.

Д.М.Желаем вам на Новый год всех радостей на свете!

Я.- Здоровья на сто лет вперед и вам, и вашим детям!

Ведущий приглашает сделать фото на память. Д.М идет с детьми в группу и слушает стихотворения в исполнении детей. Дети и родители пьют чай с угощением от Д.Мороза (конфеты, печенье и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСТРОЕНИЕ ЕДИНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ

В нашем дошкольном учреждении приоритетным направлением работы является здоровье детей. В связи с этим ежегодно проводим мероприятия по данному разделу с привлечением всех участников педпроцесса....

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Совместная деятельность педагогов дошкольного учреждения и семьи в экологическом воспитании.

Формирование сотрудничества педагога с детьми зависит, прежде всего, от того, как складываются взаимодействия взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при услови...

Единые требования дошкольного учреждения и семьи к детям по развитию речи.

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети ис­пытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех слу­чаях, когда ребёнок много болеет, по каким-то причинам часто ...

Организация работы дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию

Совместная работа педагога и родителей позволяет повысить эффективность оздоровления ребенка, сформировать потребность в здоровом образе жизни, снизить «дефицит» положительных эмоций, а та...

Детский сад и семья – единое пространство развития ребёнка

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребе...