Единые требования дошкольного учреждения и семьи к детям по развитию речи.
консультация по развитию речи на тему

Гордеева Александра Викторовна

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети ис­пытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех слу­чаях, когда ребёнок много болеет, по каким-то причинам часто отсутству­ет в детском саду. С такими детьми, как правило, необходимо проводить индивидуальную работу над звукопроизношением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единые требования дошкольного учреждения и семьи к детям по развитию речи.

Слайд №1

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребёнок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, необходимо проводить индивидуальную работу над звукопроизношением. От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу — усвоение школьной программы.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном возрасте. На занятиях (НОД) и в повседневном общении упражняю детей в четком произнесении слов.

Слайд № 2

Однако нельзя забывать и о том, что ребёнок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе. В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая свое мнение по тем или иным вопросам, малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы. Не секрет что, ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Слайд № 3

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома.

В настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьёй. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Я, как, воспитатель, вместе с логопедом, оказываем помощь родителям в развитии воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребёнка, начиная с ранних лет жизни.

Слайд № 4

Они стараются, чтобы их ребёнок слышал правильную, выразительную и  отчетливую речь, читают ребёнку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии оказать действенную помощь ребёнку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребёнка те или иные речевые нарушения. Ведь важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания, сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст — будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.  В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения.

Слайд № 5

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Поэтому в своей работе поддерживаю тесный контакт с семьей ребёнка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Участвовать в речевом развитии семьи начинаю с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе я пытаюсь убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что  мои усилия без их помощи будут недостаточны.

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитее ребёнка в детском саду, их знакомлю с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

Слайд № 6

Я стараюсь наиболее полно использовать все виды традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй.

  Особенно важны педагогические беседы, в которых, неоднократно подчеркивая, что речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь; четко произносили все звуки и слова.

Слайд № 7

 Но одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей.  

Слайд № 8

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, я предлагаю  родителям «Игры на кухне»

Игровые упражнения для развития мелкой моторики. 

Игры на развитие грамматического строя. 

Слайд № 9

Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребёнок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов.

Слайд № 10

Так  в проекте о роли малых фольклорных жанров в жизни детей ясельной группы создавался альбом с любимыми потешками, пестушками и колыбельными песнями, Приобщение детей к истокам устного народного фольклора, а также обогащалась развивающая среда группы.

Слайд № 11

Проект «Чудо пальчики» позволил родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребёнка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя своё творчество.

      Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Для этого в работу по взаимодействию родителей и детского сада по развитию речи нужно подключить и логопеда.

Слайд № 12

Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребёнка, так и для самих родителей.

Слайд № 13

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад №3 «Дюймовочка»

Единые требования дошкольного учреждения и семьи к детям по развитию речи.

Выступление на августовской конференции.

Воспитатель: Боталова А.В.

Август 2013г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСТРОЕНИЕ ЕДИНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ

В нашем дошкольном учреждении приоритетным направлением работы является здоровье детей. В связи с этим ежегодно проводим мероприятия по данному разделу с привлечением всех участников педпроцесса....

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников....

Дошкольное учреждение и семья- единое пространство воспитания.

Опыт работы поможет воспитателям в работе по взаимодействию с родителями....

Опыт работы по теме «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждение и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»

Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».Становление педагогичес...

Консультация для родителей: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию детей».

laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...