Организация здоровьесберегающего пространства
материал на тему

Обухова Елена Александровна

Создание  здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада (охрана и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развитие) – одно из ведущих направлений деятельности нашего учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx88.54 КБ

Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающего пространства

в условиях современного детского сада.

Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Возрастает значимость и ценность здорового образа жизни индивида при формировании культуры здоровья всей нации. Все это выдвигает перед системой образования требования реализовывать в ходе образовательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и обеспечить воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни и навыков культуры здоровья. Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический, социальный и педагогический аспекты. И в первую очередь это напрямую касается детей. В то же время состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается. В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35%- хронически больны. ( Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях).

 В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения детей становится национальной.  Значимость данной проблемы определена и в законе «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.12г. №273-ФЗ. Подписанное еще президентом России  В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни  населения» показывает беспокойство государства за будущее страны.  В данных условиях весьма своевременно в педагогике формируется новое направление - здоровьесберегающее образование. В его основу положена идея приоритетности здоровья субъектов образовательного процесса как основополагающего компонента личности, что предопределяет оптимальное обеспечение жизнедеятельности каждого обучающего и обучаемого, их успешную адаптацию к учебно-воспитательному процессу на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством формирования и укрепления механизмов сохранения здоровья.

Существующие программы обучения и воспитания не дают возможности организовать образовательный процесс в соответствии с «мерой» здоровья ребенка. Организуя образовательный процесс, жизнедеятельность воспитанников в дошкольном учреждении, мы часто забываем, что является главным в воспитании и развитии дошкольников и делаем акцент на получение и освоение знаний, умений и навыков.  Но знания, умения и навыки не могут быть восприняты полноценно    ребенком с несформированным физическим развитием и плохим здоровьем. Таким образом, актуальность темы здоровьесбережения  не вызывает сомнения и позволяет выделить ее в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности нашего учреждения.

 Создание  здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада (охрана и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развитие) – одно из ведущих направлений деятельности нашего учреждения, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, коллектив считал  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Миссию детского сада мы видим в объединении усилий детского сада и семьи для создания условий, способствующих формированию способностей, которые обеспечат ребенку успешность сегодня и в будущем.

  Основные цели:

  • Воспитание физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка   через   создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»   и  практической реализации модели ДОУ «Здоровый ребенок».
  • Сохранение и развитие учреждения с учетом социальной ситуации, ориентирующейся на потребности детей, родителей, педагогов.         

Задачи:

1.Создать условия, способствующие   физическому и психическому здоровью  воспитанников;

2.Продолжить работу по гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

3.Обеспечить индивидуально – дифференцированный подход к каждому ребенку с целью сохранения и укрепления его здоровья;

4.Апробировать новые педагогические технологии по сохранению и укреплению здоровья;

5.Создать систему контроля качества, полностью отвечающей задачам медико-оздоровительного и гигиенического сопровождения образовательного процесса;

6.Разработать и внедрить эффективные формы взаимодействия с семьей с целью обеспечения родителям полноценного участия в образовательном процессе;

7.Развивать кадровый потенциал ДОУ, обеспечив постоянный рост профессионального мастерства педагогов, готовность к реализации современных программ и технологий;

8.Модернизировать структуру управления.

Основная идея инновационного развития:

Дошкольное учреждение является центром воспитания культуры семьи, формирования  знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья,  как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов по сохранению и укреплению здоровья должна быть обеспечена положительная динамика показателей здоровья воспитанников и их ориентацию на здоровый образ жизни. Центральной идеей инновационного развития мы  называем организацию здоровьесберегающего пространства через организацию совместной деятельности с родителями.

Условия образовательной среды.

Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья» включает в себя:

- образовательный процесс воспитания физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка 

- педагогические условия создания единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»    

-практическая  реализация  модели дошкольного образовательного учреждения «Здоровый ребенок» через приобщение родителей к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающее пространство  предполагает:

- формирование у воспитанников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализации комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создания психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья воспитанников на основе их творческой активности;

- формирование валеологической культуры воспитанника, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его);

- повышение активности родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ;

- положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье: устойчивое желание отказаться от вредных привычек;

-активный отдых вместе с детьми; - посещение кружков, проведение закаливающих мероприятий, использование рекомендаций педагогов и врачей;

-оснащение материально-технической базы.  

Программа  «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья» включала условия   выполнения   поставленных  задач:

1.Подготовка педагогического коллектива к работе в новых условиях 

( выявление сильных и слабых сторон, возможностей и путей преодоления при  решении поставленной проблемы, разработка стратегического плана улучшения здоровья детей, проведение мониторинга, семинаров, тренингов, анкетирования, подготовка программ «Детский сад пришел в семью», «Педагогическое просвещение родителей», «Школа здорового человека» и т.д.);

2. Введение новых форм работы с детьми (группа оздоровления, нетрадиционные формы занятий и т.д.);

3. Оздоровительные мероприятия (аэробика, проведение развлечений, досугов, закаливающие процедуры, точечный массаж, релаксация и т.д.);

4. Здоровьесберегающие технологии (организация музыкальных пауз, организация  «минуты тишины», музыкотерапия, организация двигательной активности)

5. Взаимодействие с родителями (по актуализации потребностей родителей в образовании собственного ребенка, педагогическом просвещении  как заказчиков на образовательные услуги  и партнерстве  с ДОУ)

6. Взаимодействие с социумом (школа,  СМИ, детская поликлиника)

7. Создание условий, способствующих физическому и психическому здоровью  (оборудование  уголков настроения, пополнение  физкультурного зала спортивным инвентарем, дополнение  пособий для подвижных игр, создание библиотечного фонда для родителей, приобретение тренажеров, пополнение арсенала пособий для развития мелкой моторики, оборудование уголков уединения играми с песком и водой,  создание условий для установки мультимедийного оборудования, автоматизация методической службы, применение информационных технологий в образовательном процессе).

Работа по программе строилась по трем основным направлениям:

I – работа с воспитанниками. Включает в себя:

- проведение оздоровительных мероприятий

- применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

- воспитание валеологической культуры

II – работа с коллективом. Включает в себя:

- повышение уровня профессионального образования

- развитие коммуникативных умений педагогов

- организация благоприятного климата в коллективе

III – работа с родителями.

- по программе «Детский сад пришел в семью»

- по «Программе педагогического просвещения родителей»

Показателем успеха деятельности ДОУ  в результате социально задаваемых целей являются личностные достижения ребенка, раскрытые в модели выпускника ДОУ.

Реализация программы предусматривалась в три этапа. На сегодняшний день полностью реализованы все этапы программы, когда можно говорить о положительных результатах.

  • Повышение качества образования

               1.Социальное развитие

Повысился уровень социального развития детей на 5%

             

   2. Физическое развитие

Повысился уровень физического развития на 6%

Данные анализа свидетельствуют о том, что  получены положительные результаты в физическом развитии детей:

 - уровень овладения основными движениями и физическими качествами соответствует возрастным нормативам

- наблюдается положительная динамика в овладении детьми бегом, прыжками, метанием

- повысился уровень сформированности самостоятельной двигательной деятельности детей.

3.Психическое развитие

Отмечается снижение уровня тревожности и агрессивности у детей на 5%.

            4.Заболеваемость

Отмечается снижение уровня заболеваемости на 12%.

         

       

  5.Посещаемость

Посещаемость выросла на 12%.

Приложение 1

Программа  « Детский сад пришел в семью » 

(взаимодействие ДОУ с семьей)

Форма работы

 

                      Содержание работы  

Блок 1. РЕКЛАМНЫЙ

Задача: пропаганда и популяризация  дошкольного    

        образования, охват максимального числа детей дошкольным воспитанием

Рекламный буклет

 

Знакомьтесь: МБДОУ «Детский сад №6» (наш девиз, задачи, состав педагогических кадров, информация о программах, фото-проспект) , буклет по закаливанию.      заведующая, ст.восп.)

 

Стенды для родителей

 

«Наши успехи» (грамоты, дипломы, благодарности) «Наши педагоги», «Все программы хороши – выбирай на вкус», «Наши группы», «Галерея детского творчества»                                          ст.восп., воспитатели

День открытых дверей

 

Экскурсии по детскому саду. Выступления заведующей, ст.м/с, старшего воспитателя, муз. руководителя, логопеда и т.д. Просмотр открытых занятий         зав, ст.восп, воспитатели

 

Создание сайта в Интернете

 

Создание сайта с данными об уровне заболеваемости, общем уровне психофизического развития воспитанников; уровне подготовленности воспитанников к школе; подробным описанием спектра услуг; программ и здоровьесберегающих технологий              зав, ст.восп

 

Реклама образовательных услуг

 

Размещение рекламных объявлений в печати, на кабельном телевидении СТС г.Арзамаса.                                                               

  заведующая, ст.восп

Публикации

 

Подготовка материалов по вопросам управления ДОУ, по валеологическому  воспитанию

Горячая линия

 

Консультации по телефону  (831) 4-13-75

      зав, ст.восп, ст. м/с, учитель-логопед  

Блок 2.  ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса.  

Анкетирование

 

Выявление потребностей родителей в образовательных  оздоровительных услугах   

                                               ст.восп, ст. м/с, другие специалисты

Опросы

 

Социологическое исследование состава семьи  детей

 

Интервью

 

«Что такое счастье?» «Взрослые – какие они?»

 

Беседы

 

Занимаетесь ли вы дома оздоровительным бегом, походами на лыжах?  

Тестирование

 

Адекватность  оценки родителями способностей ребенка «Какой Вы родитель?» и т.д.  

Почта

 

Организация «Почты доверия»

   Блок 3.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

           Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в образовательном процессе  

Наглядная педагогическая пропаганда

 

         Информационные стенды для родителей: «У нас так принято», «Наш д/с», «Охрана труда», и т.д. Выставки для детей и родителей: «Галерея детского творчества», «Это актуально (права ребенка)»,… Тематические выставки: («Времена года», «Мой город»)... Выставки к праздникам: «Наши мамы», «День защитника Отечества» и т.д.                        ст.восп, воспитатели  

Групповые стенды: 1.Обязательные: «Режим дня»,  «План эвакуации», «Содержание педагогического процесса». 2.По потребностям педагогов  и запросам родителей: «День рождения ребенка в семье», «Физическое развитие и закаливание ребенка», «Защита прав ребенка».                                         

     ст.восп, воспитатели  

Родительские собрания

 

Общие (2 раза в год)                                                    заведующая, ст.восп, воспитатели  

Методические мероприятия

 

Круглый стол «Права ребенка – это актуально» «Тренинг педагогической компетентности»… Участие родителей в подготовке утренников и вечеров, походов, экскурсий. 

                      Блок 4.         СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА                                                                   ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ  

Планирование

 

- участие родительского комитета в составлении плана работы на уч.год;

- участие родительского комитета в составлении плана взаимодействия с семьей на уч.год;

 заведующая, ст.восп., предс. родит. комитета

Проведение досуга

 

- работа групп по интересам;

- спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- «Правильное питание»;

 - День здоровья; «Быстрее, выше, сильнее»; - творческая мастерская «Мастера на все руки»;

- «Масленица», «КВН»;  

- «Взрослые – детям» (показ театральных представлений воспитателями и родителями). ст.восп., воспитатели, муз.рук.

Разработка наградной культуры ДОУ

 

Совместные заседания администрации ДОУ и родительского комитета, на которых разрабатываются формы поощрения заслуг и достижений детей, родителей и сотрудников ДОУ;  заведующая. ст.восп.,  родит. комитет

Работа по благоуст-ройству  ДОУ

 

- субботники по благоустройству участков групп;

- субботники по благоустройству групповых комнат;

- субботники по озеленению территории ДОУ (окапывание и обрезка кустарника, разбивка цветников, покраска малых форм на участках)

завхоз, родители

Участие родителей в педагогическом процессе

 

- открытые просмотры для родителей;

- домашние задания для совместного выполнения с детьми;

- индивидуальная работа с родителями. ст.восп, воспит. 

Школа родителей

 

«Воспитать здорового ребенка», «Вкусная здоровая пища каждый день» и т.д.                     ст.восп.,  родители  

      Блок 5.        ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ        

  Задача: организовать эффективное взаимодействие ДОУ с семьей,                        повышать психолого-педагогическую компетентность  педагогов

 

Диагностика

 

      Методические                   мероприятия        с педагогами  

Самообразование педагогов

 

     Блок 6           КОНТРОЛЬНЫЙ                             (завед., ст. восп.)

         Задача:      анализ результативности взаимодействия педагогов с семьей  

Воспитание культуры педагогического общения  

 Сбор аналитического материала

 

 Методические мероприятия

 

Обмен опытом

 

 Планирование

 

  Система тренингов, культура общения

 

Тесты, опросы, анкетирование педагогов

 

 Создание творческой группы педагогов для разработки эффективной системы взаимодействия ДОУ с семьей

 

Дискуссии по обмену опытом взаимодействия работы с родителями: Деловые игры по проблеме взаимодействия 

 Перспективное и календарное планирование  с учетом аналитических, эмпирических и методических материалов

Приложение 2

Стратегический план улучшения здоровья детей

  Содержание

Группа

Сроки

Ответств:

Время

Оптимизация        режима

 Организация        жизни

детей        в

1-6

ежедневно

Ст. м/с

В

адаптационный        период,

создание

 

 

воспитатели

течение

комфортного режима

 

 

 

 

года

Организация двигательного режима

 Физкультурные занятия

1-2

3-6

2 р. в неделю

3р.в неделю

Воспитатели

 

Гимнастика после дневного сна

1-6

Ежедневно

Воспитатели

В

Прогулки с включением подв. игр

1-6

Ежедневно

Воспитатели

течение

Музыкально-ритмические занятия

1-6

2 р. в неделю

Муз.рук.

года

Гимнастика глаз

1-6

На занятиях

Воспитатели

 

Пальчиковая гимнастика

1-6

3-4р в день

Воспитатели

 

Оздоровительный бег

Ср-подг.гр.

Ежедневно на прогулке

Воспитатели

 

 Охрана психического здоровья,     профилактика заболеваемости

  Релаксация: минута тишины, муз.паузы

1-6

2 р. в день

Воспитатели

В

Точечный массаж А.А.Уманского

1-6

3-4 р. в день

Воспитатели

течение

 Дыхательная

гимнастика

в

игровой

 

3 р.в день

 

года

форме

 

 

 

 

 

 

 

 Оздоровление фитонцидами

  Чесночно-луковые закуски Ароматерапия.

1-6

В течении дня

м/с восп-ли м/с восп-ли

Октябрь-апрель

 Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка

 Воздушные ванны

1-6

Ежедневно

Воспитатели

В течен.

года

Прогулки на воздухе

1-6

Ежедневно

Воспитатели

Хождение босиком по траве

1-6

Ежедневно

Воспитатели

Июнь-

август  

Хождение     босиком     по     «дорожкам здоровья»

1-6

 

Ежедневно

 

Воспитатели

 

Игры с водой

 

1-6

Во        время прогулки

Воспитатели

-

Июнь- август

Полоскание зева кипяченой водой

3-6

После   приема пищи

воспитатели

В течение года

 Лечебно-оздоровительная работа

  Витамины «Ревит», поливитамины

1-6

1 р в 10 дней

м/с

Октябрь-март

Витаминизация 3 блюда

1-6

ежедневно

м/с

В теч.года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация здоровьесберегающего пространства

материал поможет при работе по формированию здорового образа жизни у дошкольников...

Консультация для педагогов об организации здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Консультация дает материал о принципах оздоровительно- развивающей  работы с детьми дошкольного возраста....

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»  Автор: Рафикова С.Г.Девиз проекта: «Здоровье ребенка в наших руках!»...

"Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ"

Из опыта работы МБДОУ детского сада №11 црр г.Конаково...

Сценарий педагогического совета "Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ"

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья дошкольников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении.Задачи:анализ составляющих культуры здоровья ...

Статья "Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ через проектную деятельность".

Статья была опубликована в брошюре Всероссийской научно-практической конференции г. Волгограда....

Условия и направления деятельности ДОУ в решении проблем организации здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья».

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд наци...