Статья "Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ через проектную деятельность".
статья по теме
Статья была опубликована в брошюре Всероссийской научно-практической конференции г. Волгограда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совместно с инструктором по физической культуре в октябре 2012 года приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции г. Волгограда по теме: «Актуальные проблемы и пути совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста». Наша статья «Организация здоровьесберегающего пространства через проектную деятельность» напечатана в брошюре Всероссийской научно-практической конференции
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Пушкина Т.С., Смирнова М.Н.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 18 городского округа – город Камышин, Волгоградская область, Россия
Общество в настоящее время озабочено состоянием здоровья подрастающего поколения. Результаты медицинских обследований в различных регионах нашей страны свидетельствует о высокой патологической поражённости дошкольников, лишь 10 % из них признаны здоровыми. Ухудшение здоровья детей рассматривается как следствие неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. (Лялина Н.А. Интегрированные занятия – новый подход в решении задач по оздоровлению детей. Инструктор по физкультуре. № 1, 2011 г. стр.41)
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Первые представления о мире приходят к ребёнку через движения глаз, языка, рук, ног, через перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее и интеллектуальнее развитие.(Чупха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровый ребёнок – в здоровом социуме. Стр. 164)
Укрепление здоровья подрастающего поколения – не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая задача. Очевидно, что в первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья. (С.В. Сорокина. Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду. Справочник старшего воспитателя ДОУ. № 3, 2011. стр.38)
Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, коллектив МБДОУ Детского сада общеразвивающего вида № 18 городского округа – город Камышин большое внимание уделяет приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Одна из задач образовательной программы, реализуемой в МБДОУ, - охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ здорового образа жизни, а также физическое и личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.
Накопленный педагогическим коллективом методический материал по организации оздоровительной работы в детском саду позволил расширить рамки традиционных форм деятельности и активно реализовать инновационные проекты, направленные на внедрение в образовательный процесс новых технологий, а также повысить качество оказываемых услуг, привлекать родителей воспитанников к более тесному творческому сотрудничеству ради здоровья детей.
В нашем ДОУ метод проектов реализуется более 4 лет. За это время «родилось» большое количество проектов, как кратковременных, так и долгосрочных. Большой упор в реализации проектной деятельности мы делаем на сохранение здоровьесбережения детей. За это время были реализованы следующие проекты: «Движение + движение = формула здоровья», «Неделя здоровья», «Азбука здоровья», «К здоровью через сотрудничество». Эти проекты поднимают многие вопросы: как заинтересовать и привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ, активизировать участие родителей в различных мероприятиях; сформировать знания у родителей, позволяющие воспитывать сознательное отношение детей к ЗОЖ; повысить роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.
В одном из таких совместных проектов «Азбука здоровья» принимали участие педагоги, воспитанники, родители и представители социума (работники ДОЦ, детской поликлиники, пожарной части, полиции, сотрудники ППС, тренера ДЮСШ)
Цель проекта:
- воспитывать здорового ребёнка с совместными усилиями ДОУ и семьи;
- сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
- развивать потребность в здоровом, активном образе жизни;
- воспитывать осознанное отношение к своему здоровью;
- создать правильное представление о здоровом образе жизни; обучить детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
Участники проекта: дети от 2 до 7 лет, педагоги ДОУ, родители.
Проект среднесрочный, состоит из 6 подпроектов. Каждая возрастная группа определила для себя тему подпроекта, сформулировала задачи проектной деятельности, разработала перспективный план работы с детьми и родителями.
Темы подпроектов:
- «Растишка» (для детей от 2 до 3 лет)
Задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, различного вида массажа, закаливания
- Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
- «Витаминный калейдоскоп» (для детей от 3 до 4 лет)
Задачи:
1.Учить детей различать обобщающие понятия «овощи» и «фрукты».
2. Закреплять понятие о том, где произрастают овощи и фрукты, чётко различать их форму и цвет.
3.Дать знание о пользе фруктов и овощей. Раскрыть понятие «витамины» и в каких продуктах они содержатся.
4.Вызвать интерес у родителей к теме «Витаминный калейдоскоп» и привлечь их к сотрудничеству в совместном воспитании здорового ребёнка.
- «Уроки безопасности. Ребёнок дома» (для детей от 4 до 5 лет)
Задачи:
1.Закрепить у детей представления о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.
2.Закрепить у детей представления об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.
3.Обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасной шалости с огнём, о страшных последствиях пожара в доме.
4.Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни.
5.Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- «Познаём своё тело» (для детей от 5 до 6 лет)
Задачи:
1.Дать детям знания об элементарном анатомическом строении и функциях частей тела, органов и систем организма человека, условиях, в которых человек может быть здоровым.
2.Содействовать становлению у детей привычки закаливания организма и правил ухода за своим телом.
3.Сформировать понятия об условиях вредных человеческому организму.
4.Воспитывать у дошкольников правила поведения в обществе, умение сопереживать старым и больным людям, проявлять чуткость и заботу о близких, нуждающихся в помощи.
- «Уроки безопасности. Ребёнок и улица» (для детей от 5 до 7 лет)
Задачи:
1.Учить детей находить правильное решение выхода из возникающих опасных жизненных ситуаций.
2.Сформировать правила безопасного поведения дошкольников: на улице, при встрече с различными домашними животными и насекомыми, на природе, во время грозы, пожара.
3.Закрепить представления о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
4.Воспитывать навыки самосохранения и самозащиты.
- «Разговор о правильном питании» (для детей от 6 до 7 лет)
Задачи:
1.Сформировать у дошкольников представления о необходимости заботы о своём здоровье и, в первую очередь, важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
2.Расширить у детей представление о продуктах и их значении для человека.
3.Способствовать приобщению семей воспитанников ДОУ к традициям здорового питания.
Особенностью проекта является то, что родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники оздоровительных мероприятий, организуемых в ДОУ. Создание практико-ориентированной системы оздоровительной работы, предусматривающей приобщение семьи к участию в оздоровительном процессе, позволяет привить элементы культуры здоровья дошкольникам и повысить качество их оздоровления; приобщить дошкольников к безопасной жизнедеятельности в окружающей среде.
Проект, реализуемый на протяжении 6 недель предусматривает несколько этапов. Целью подготовительного этапа является исследование профессиональных возможностей педагогов, знаний, умений, навыков воспитанников, педагогической просвещённости и культуры здорового образа жизни родителей. На этом этапе проводилось анкетирование родителей, что позволило установить, какое место занимает физкультура в семье, определить потребность взрослых в приобретении навыков оздоровления. Были изучены условия здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье. На основе изучения методической литературы по здоровьесбережению были созданы микрогруппы, в которых обсуждались и разрабатывались сценарии проведения Дней и Недель здоровья, работала творческая лаборатория педагогов по созданию цели, задач, перспективного плана работы с детьми и родителями. Всё это способствовало повышению мотивации и профессионализма педагогов в области оздоровительной деятельности.
Целью практического этапа было привитие детям и родителям навыков укрепления и сохранения здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни, повышения уровня оздоровительной работы в детском саду и дома. В каждой группе были созданы «Центры физической культуры и здоровья», разработаны Дневники здоровья, Дерево здоровья семьи, варианты цветовых рефлексий «Радуга настроений». На этом этапе оздоровительная работа строилась по трём направлениям: работа с детьми, с родителями, с социумом. В проектной деятельности «Растишка» воспитатели 1-ой младшей группы большое внимание уделяли культурно-гигиеническим навыкам, двигательной активности детей, закаливанию, пальчиковой и дыхательной гимнастикам. Совместно с родителями оформлен фотоальбом «Этот удивительный мир движений малыша», проведено анкетирование родителей на тему «Здоровый малыш», разработан календарь самочувствия ребёнка на неделю «Дерево здоровья». В проектной деятельности «Витаминный калейдоскоп» воспитатели 2-ой младшей группы провели цикл занятий на тему «Овощи и фрукты. Их польза для организма», а также провели физкультурное развлечение «Спортивные витамины» и музыкальный досуг «Бабушка-Загадушка». Совместно с родителями оформлена стенгазета «Витаминный калейдоскоп», оформлены папки-передвижки и ширмы на тему «Витамины – наши друзья». В проектной деятельности «Уроки безопасности. Ребёнок дома» воспитатели средней группы провели экскурсии в пожарную часть, цикл занятий на тему «Ребёнок дома» и «Огонь – наш друг, огонь – наш враг», был проведён физкультурный досуг «Юные пожарные». Родители принимали активное участие в спортивном празднике «Пожарные на учении». Для родителей был оформлен стенд «Осторожно: огонь!», оформлена выставка детских рисунков «Не играй со спичками», оформлены папки-передвижки и ширмы о мерах пожарной безопасности. В группе был пополнен уголок ОБЖ различными пособиями играми, методической литературой, дидактическими играми. В проектной деятельности «Познай своё тело» воспитатели старшей группы провели ряд тематических занятий по валеологии, приобрели ряд плакатов «Познаём своё тело», просмотрен видеофильм «Я и моё тело», ходили на экскурсию в кабинет биологии МБОУ СОШ № 8 и в детскую поликлинику в кабинет Лора и Окулиста; проведён совместно с родителями спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья»; оформлен консультативный материал для родителей по данной теме; в группе оформлены тематические альбомы «Скелет и осанка», «Органы чувств», «Органы дыхания», «Кровеносная система» и другие. В проектной деятельности «Уроки безопасности. Ребёнок и улица» воспитателями смешанной группы старшего возраста провели цикл занятий на тему «Ребёнок и улица», проведены целевые экскурсии к светофору, пешеходному переходу, к остановке; совместно с представителем ППС было проведено спортивно-музыкальное познавательное развлечение «Безопасная дорога»; была оформлена выставка детских работ на тему «Машины на нашей улице». Для родителей оформлены папки-передвижки «Правила поведения в городе» и проведено родительское собрание на тему «Безопасность детей на улицах города». В проектной деятельности «Разговор о правильном питании» воспитатели подготовительной к школе группы познакомили детей с рабочими тетрадями Программы К.М. Безруких, Т. Филипповой «Разговор о правильном питании», проведено цикл практических занятий по приготовлению овощных и фруктовых салатов, цикл бесед на тему «Питание в жизни человека»; в группе была оформлена мини-библиотека «Чтоб ребёнок рос здоровым»; проведена экскурсия с детьми в кафе, на пищеблок ДОУ и МБДОУ СОШ № 8 ; разучена настольная игра «Путешествие по улице Правильного Питания». С родителями проведено анкетирование «Как мы питаемся», совместно с родителями организована выставка поделок из солёного теста и организовано чаепитие «Пирог моей мамы и бабушки».
Цель заключительного этапа проекта «Азбука здоровья» заключается в анализе эффективности реализации проекта путём определения состояния здоровья воспитанников, сформированности мотиваций к здоровому образу жизни детей и родителей. На данном этапе педагогический коллектив разрабатывал методы оценки уровня знаний в рамках проекта, организовал обмен опытом между его участниками. Анализу полученных результатов посвящался итоговый педсовет на тему: «Безопасность в жизни и здоровье наших детей» через отчёт и просмотр презентаций воспитателями каждой возрастной группы работы над подпроектной деятельностью.
Данный проект позволил достичь поставленные коллективом цели. В нашем ДОУ было создано единое здоровьесберегающее социопространство. Родители больше внимания стали уделять вопросам физического воспитания детей. мы надеемся, что со временем занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни войдут в повседневную жизнь каждой семьи.
Литература
- Правдов М.А. Здоровьеразвивающее образовательное пространство в дошкольном учреждении. // Медработник ДОУ. – 2011. - № 1. – с.46-48
- Степанова М.Ю., Котряхова Е.В., Вострикова Г.В. Проекты оздоровительного направления в работе с дошкольниками // Инструктор по физкультуре. – 2011. - № 7. – с. 94-103.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровый ребёнок – в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставрополь. 1999.- 320 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-10002-1391793990.jpg)
Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность
Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - самый благородный; путь подражания - самый ...
Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.
Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-435671-1512302317.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"
Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-979360-1511929209.jpg)
Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность
Презентация для педагогов :"Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/06/picture-1148201-1559849726.jpg)
Развитие социально-коммуникативной деятельности дошкольников через проектную деятельность с родителями.
Проектная деятельность в работе педагога-психолога...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/15/picture-1458479-1676448983.jpg)
Применение здоровьесберегающих технологий в рамках проектной деятельности ДОУ
Решение задач укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры, задач валеологического просвещения дошкольников становитс...