Статья "Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ через проектную деятельность".
статья по теме

Статья была опубликована в брошюре Всероссийской научно-практической конференции г. Волгограда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместно с инструктором по физической культуре в октябре 2012 года приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции г. Волгограда по теме: «Актуальные проблемы и пути совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста». Наша статья «Организация здоровьесберегающего пространства через проектную деятельность» напечатана в брошюре Всероссийской научно-практической конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО  ПРОСТРАНСТВА  ДОУ  ЧЕРЕЗ  ПРОЕКТНУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                                Пушкина Т.С., Смирнова М.Н.

                             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 18 городского округа – город Камышин, Волгоградская область, Россия

  Общество в настоящее время озабочено состоянием здоровья подрастающего поколения. Результаты медицинских обследований в различных регионах нашей страны свидетельствует о высокой патологической поражённости дошкольников, лишь 10 % из них признаны здоровыми. Ухудшение здоровья детей рассматривается как следствие неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. (Лялина Н.А. Интегрированные занятия – новый подход в решении задач по оздоровлению детей. Инструктор по физкультуре. № 1, 2011 г. стр.41)

  Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Первые представления о мире приходят к ребёнку через движения глаз, языка, рук, ног, через перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее и интеллектуальнее развитие.(Чупха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровый ребёнок – в здоровом социуме. Стр. 164)

  Укрепление здоровья подрастающего поколения – не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая задача. Очевидно, что в первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья. (С.В. Сорокина. Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду. Справочник старшего воспитателя ДОУ. № 3, 2011. стр.38)

  Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, коллектив МБДОУ Детского сада общеразвивающего вида № 18 городского округа – город Камышин большое внимание уделяет приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Одна из задач образовательной программы, реализуемой в МБДОУ, - охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ здорового образа жизни, а также физическое и личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

  Накопленный педагогическим коллективом методический материал по организации оздоровительной работы в детском саду позволил расширить рамки традиционных форм деятельности и активно реализовать инновационные проекты, направленные на внедрение в образовательный процесс новых технологий, а также повысить качество оказываемых услуг, привлекать родителей воспитанников к более тесному творческому сотрудничеству ради здоровья детей.

  В нашем ДОУ метод проектов реализуется более 4 лет. За это время «родилось» большое количество проектов, как кратковременных, так и долгосрочных. Большой упор в реализации проектной деятельности мы делаем на сохранение здоровьесбережения детей. За это время были реализованы следующие проекты: «Движение + движение = формула здоровья», «Неделя здоровья», «Азбука здоровья», «К здоровью через сотрудничество». Эти проекты поднимают многие вопросы: как заинтересовать и привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ, активизировать участие родителей в различных мероприятиях; сформировать знания у родителей, позволяющие воспитывать сознательное отношение детей к ЗОЖ; повысить роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.

  В одном из таких совместных проектов «Азбука здоровья» принимали участие педагоги, воспитанники, родители и представители социума (работники ДОЦ, детской поликлиники, пожарной части, полиции, сотрудники ППС, тренера ДЮСШ)

  Цель проекта:

  • воспитывать здорового ребёнка с совместными усилиями ДОУ и семьи;
  • сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность в здоровом образе жизни.

  Задачи:

  • развивать потребность в здоровом, активном образе жизни;
  • воспитывать осознанное отношение к своему здоровью;
  • создать правильное представление о здоровом образе жизни; обучить детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

  Участники проекта: дети от 2 до 7 лет, педагоги ДОУ, родители.

  Проект среднесрочный, состоит из 6 подпроектов. Каждая возрастная группа определила для себя тему подпроекта, сформулировала задачи проектной деятельности, разработала перспективный план работы с детьми и родителями.

  Темы подпроектов:

  • «Растишка» (для детей от 2 до 3 лет)

Задачи:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, различного вида массажа, закаливания
  3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
  • «Витаминный калейдоскоп» (для детей от 3 до 4 лет)

Задачи:

1.Учить детей различать обобщающие понятия «овощи» и «фрукты».

2. Закреплять понятие о том, где произрастают овощи и фрукты, чётко различать их форму и цвет.

3.Дать знание о пользе фруктов и овощей. Раскрыть понятие «витамины» и в каких продуктах они содержатся.

4.Вызвать интерес у родителей к теме «Витаминный калейдоскоп» и привлечь их к сотрудничеству в совместном воспитании здорового ребёнка.

  • «Уроки безопасности. Ребёнок дома» (для детей от 4 до 5 лет)

Задачи:

1.Закрепить у детей представления о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

2.Закрепить у детей представления об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.

3.Обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасной шалости с огнём, о страшных последствиях пожара в доме.

4.Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни.

5.Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

  • «Познаём своё тело» (для детей от 5 до 6 лет)

Задачи:

1.Дать детям знания об элементарном анатомическом строении и функциях частей тела, органов и систем организма человека, условиях, в которых человек может быть здоровым.

2.Содействовать становлению у детей привычки закаливания организма и правил ухода за своим телом.

3.Сформировать понятия об условиях вредных человеческому организму.

4.Воспитывать у дошкольников правила поведения в обществе, умение сопереживать старым и больным людям, проявлять чуткость и заботу о близких, нуждающихся в помощи.

  • «Уроки безопасности. Ребёнок и улица» (для детей от 5 до 7 лет)

Задачи:

1.Учить детей находить правильное решение выхода из возникающих опасных жизненных ситуаций.

2.Сформировать правила безопасного поведения дошкольников: на улице, при встрече с различными домашними животными и насекомыми, на природе, во время грозы, пожара.

3.Закрепить представления о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.

4.Воспитывать навыки самосохранения и самозащиты.

  • «Разговор о правильном питании» (для детей от 6 до 7 лет)

Задачи:

1.Сформировать у дошкольников представления о необходимости заботы о своём здоровье и, в первую очередь, важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

2.Расширить у детей представление о продуктах и их значении для человека.

3.Способствовать приобщению семей воспитанников ДОУ к традициям здорового питания.

  Особенностью проекта является то, что родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники оздоровительных мероприятий, организуемых в ДОУ. Создание практико-ориентированной системы оздоровительной работы, предусматривающей приобщение семьи к участию в оздоровительном процессе, позволяет привить элементы культуры здоровья дошкольникам и повысить качество их оздоровления; приобщить дошкольников к безопасной жизнедеятельности в окружающей среде.

  Проект, реализуемый на протяжении 6 недель предусматривает несколько этапов. Целью подготовительного этапа является исследование профессиональных возможностей педагогов, знаний, умений, навыков воспитанников, педагогической просвещённости и культуры здорового образа жизни родителей. На этом этапе проводилось анкетирование родителей, что позволило установить, какое место занимает физкультура в семье, определить потребность взрослых в приобретении навыков оздоровления. Были изучены условия здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье. На основе изучения методической литературы по здоровьесбережению были созданы микрогруппы, в которых обсуждались и разрабатывались сценарии проведения Дней и Недель здоровья, работала творческая лаборатория педагогов по созданию цели, задач, перспективного плана работы с детьми и родителями. Всё это способствовало повышению мотивации и профессионализма педагогов в области оздоровительной деятельности.

  Целью практического этапа было привитие детям и родителям навыков укрепления и сохранения здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни, повышения уровня оздоровительной работы в детском саду и дома. В каждой группе были созданы «Центры физической культуры и здоровья», разработаны Дневники здоровья, Дерево здоровья семьи, варианты цветовых рефлексий «Радуга настроений». На этом этапе оздоровительная работа строилась по трём направлениям: работа с детьми, с родителями, с социумом. В проектной деятельности «Растишка»  воспитатели 1-ой младшей группы большое внимание уделяли культурно-гигиеническим навыкам, двигательной активности детей, закаливанию, пальчиковой и дыхательной гимнастикам. Совместно с родителями оформлен фотоальбом «Этот удивительный мир движений малыша», проведено анкетирование родителей на тему «Здоровый малыш», разработан календарь самочувствия ребёнка на неделю «Дерево здоровья». В проектной деятельности «Витаминный калейдоскоп» воспитатели 2-ой младшей группы провели цикл занятий на тему «Овощи и фрукты. Их польза для организма», а также провели физкультурное развлечение «Спортивные витамины» и музыкальный досуг «Бабушка-Загадушка». Совместно с родителями оформлена стенгазета «Витаминный калейдоскоп», оформлены папки-передвижки и ширмы на тему «Витамины – наши друзья». В проектной деятельности «Уроки безопасности. Ребёнок дома» воспитатели средней группы провели экскурсии в пожарную часть, цикл занятий на тему «Ребёнок дома» и «Огонь – наш друг, огонь – наш враг», был проведён физкультурный досуг «Юные пожарные». Родители принимали активное участие в спортивном празднике «Пожарные на учении». Для родителей был оформлен стенд «Осторожно: огонь!», оформлена выставка детских рисунков «Не играй со спичками», оформлены папки-передвижки и ширмы о мерах пожарной безопасности. В группе был пополнен уголок ОБЖ различными пособиями играми, методической литературой, дидактическими играми. В проектной деятельности «Познай своё тело» воспитатели старшей группы провели ряд тематических занятий по валеологии, приобрели ряд плакатов «Познаём своё тело», просмотрен видеофильм «Я и моё тело», ходили на экскурсию в кабинет биологии МБОУ СОШ № 8 и в детскую поликлинику в кабинет Лора и Окулиста; проведён совместно с родителями спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья»; оформлен консультативный материал для родителей по данной теме; в группе оформлены тематические альбомы «Скелет и осанка», «Органы чувств», «Органы дыхания»,  «Кровеносная система» и другие. В проектной деятельности «Уроки безопасности. Ребёнок и улица» воспитателями смешанной группы старшего возраста провели цикл занятий на тему «Ребёнок и улица», проведены целевые экскурсии к светофору, пешеходному переходу, к остановке; совместно с представителем ППС было проведено спортивно-музыкальное познавательное развлечение «Безопасная дорога»; была оформлена выставка детских работ на тему «Машины на нашей улице». Для родителей оформлены  папки-передвижки «Правила поведения в городе» и проведено родительское собрание на тему «Безопасность детей на улицах города». В проектной деятельности «Разговор о правильном питании» воспитатели подготовительной к школе группы познакомили детей с рабочими тетрадями Программы К.М. Безруких, Т. Филипповой «Разговор о правильном питании», проведено цикл практических занятий по приготовлению овощных и фруктовых салатов, цикл бесед на тему «Питание в жизни человека»; в группе была оформлена мини-библиотека «Чтоб ребёнок рос здоровым»; проведена экскурсия с детьми в кафе, на пищеблок ДОУ и МБДОУ СОШ № 8 ; разучена настольная игра «Путешествие по улице Правильного Питания». С родителями проведено анкетирование «Как мы питаемся», совместно с родителями организована выставка поделок из солёного теста и организовано чаепитие  «Пирог моей мамы и бабушки».

  Цель заключительного этапа проекта «Азбука здоровья» заключается в анализе эффективности реализации проекта путём определения состояния здоровья воспитанников, сформированности мотиваций к здоровому образу жизни детей и родителей. На данном этапе педагогический коллектив разрабатывал методы оценки уровня знаний в рамках проекта, организовал обмен опытом между его участниками. Анализу полученных результатов посвящался итоговый педсовет на тему: «Безопасность в жизни и здоровье наших детей» через отчёт и просмотр презентаций воспитателями каждой возрастной группы работы над подпроектной деятельностью.

  Данный проект позволил достичь поставленные коллективом цели. В нашем ДОУ было создано единое здоровьесберегающее социопространство. Родители больше внимания стали уделять вопросам физического воспитания детей. мы надеемся, что со временем занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни войдут в повседневную жизнь каждой семьи.

Литература

  1. Правдов М.А. Здоровьеразвивающее образовательное пространство в дошкольном учреждении. // Медработник ДОУ. – 2011. - № 1. – с.46-48
  2. Степанова М.Ю., Котряхова Е.В., Вострикова Г.В. Проекты оздоровительного направления в работе с дошкольниками // Инструктор по физкультуре. – 2011. - № 7. – с. 94-103.
  3. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровый ребёнок – в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставрополь. 1999.- 320 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность

Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - самый благородный; путь подражания - самый ...

Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.

Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...

Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"

Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...

Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность

Презентация для педагогов :"Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность"...

Применение здоровьесберегающих технологий в рамках проектной деятельности ДОУ

Решение задач укрепления физическо­го и психического здоровья ребенка, формирования основ двига­тельной и гигиенической культуры, задач валеологического про­свещения дошкольников становитс...