Информационно-коммуникационные технологии – неотъемлемая часть образовательного процесса современного ДОУ
статья на тему

Гладких Татьяна Николаевна

Статья об использовании информационно-коммуникационных технологий в дошкольной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gladkikh_t._n.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гладких Татьяна Николаевна,

старший воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №8 «Малышок»

г. Краснокаменск

Забайкальский край

Информационно-коммуникационные технологии – неотъемлемая часть образовательного процесса современного ДОУ

Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Эти позиции  провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования Закон Российской Федерации «Об образовании». [1, с. 55]

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, города, района, страны; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании.

Как показывают научно-педагогические исследования в области создания и применения информационных ресурсов образовательного назначения (А.А.Андреев, Я.А.Ваграменко, О.А.Козлов, М.П.Лапчик, Д.Ш.Матрос, Н.И.Пак, С.В.Панюкова, И.В.Роберт, Н.В.Софронова и др.), использование мультимедийных образовательных материалов, информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет: представить обучающие материалы в графической, звуковой, анимированной форме, что дает многим педагогам реальную возможность преподнести материал на более высоком уровне; автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний детей; автоматизировать процесс закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий; осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к учению, что также определяет качество обучения; получить доступ и оперировать большим объемом информации.

Для создания, развития информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования.

Для работы с детьми в группе, за неимением компьютера, доступны другие элементы информационно-коммуникационных технологий – телевизор, DVD, цифровой фотоаппарат, сканер и др., мы предлагаем использовать их в образовательном процессе.

Для достижения наибольшей эффективности в работе, мы рекомендуем педагогам включать элементы ИКТ и мультимедиатехники в занятия:

а) Презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы - это наглядность, дающая возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить другую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

        б) Видеофрагменты, интерактивные схемы и модели - их задача показать детям, например, те моменты из жизни животных, растений, наблюдение которых непосредственно  вызывает затруднения (дикие животные, животные и растения различных природных зон и т.д.).

        в) Аудиоматериалы – незаменимый элемент музыкальных занятий, а также многих других, их использование позволяет организовать работу по правильному звукопроизношению – они могут помочь смоделировать звучащую речь.

        г) Обучающие игры с элементами грамоты и математики – они развивают и поддерживают интерес к занятиям, способствуют формированию положительной мотивации к учению.

д) Просмотр некоторых мультфильмов, например «Улица Сезам», «Азбука-малышка» способствует мотивации к чтению. Кроме того, на наш взгляд, просмотр мультфильмов целесообразно устраивать после знакомства с соответствующим произведением художественной литературы.

е) Создание слайд-шоу – дети вместе с педагогом подбирают картинки на заданную тему, сканируют их и вставляют в слайд-шоу. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. И в каждый следующий раз дети подбирают картинки, иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников.

        ж) Использование цифровых технологий в фотосъемке – это очень актуально для  детей младшего возраста. Дело в том, что включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, запускаются сразу несколько психических процессов. Во-первых, узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для малышей это немаловажно.  Во-вторых, способствует развитию операций обобщения (и МОЙ стол – тоже СТОЛ). В третьих, обратный процесс, когда встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (ассоциативная память). [2, с. 74]

        Мы считаем, что при использовании в своей работе любых технических средств обучения воспитатели, в первую очередь, должны помнить о сохранении здоровья детей и поэтому соблюдение норм СанПИНа – главное условие.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу детей.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. А это имеет большое значение в рамках преемственности со школой, так как, имея базовые навыки по сбору, обработке и сохранению информации с помощью информационно-коммуникационных технологий, детям легче осваивать школьную программу, в том числе овладевать компьютером. [3, с. 48]

Литература:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М. Академия. -  2008.

2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Издательский центр "Академия". - 2002.

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Толстикова С.Н. Детский сад будущего: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и управлении

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важный социальный заказ общества...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

Отчет об использовании современных образовательных информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии....

Консультация для педагогов ДОУ «Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе современного ДОО»

Консультация  для педагогов ДОУ «Использование информационно-коммуникационных технологий  в воспитательно-образовательном процессе современного ДОО»...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе современного ДОО»

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе современного ДОО»...