Проблемы игры детей дошкольного возраста.
статья на тему

Целью статьи  является выявление проблемы  игры современных дошкольников. В современном мире игра  теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grishina_n.v.docx21.63 КБ
Файл problemy_igry_detey.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Проблемы игры в дошкольном возрасте.

Гришина Наталья Викторовна

заместитель директора по воспитательно-методической работе

ГОУ Тульской области «Суворовская начальная общеобразовательная школа»,

Суворов, Россия

Аннотация: Целью статьи  является выявление проблемы  игры современных дошкольников. В современном мире игра  теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

Ключевые слова: игра, воспитание, современные дошкольники, развитие ребёнка.

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение  к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.  Уже на младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры  на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам.

Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Современная система воспитания и обучения не только выделила детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга. Телевизор или компьютер ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого. Получается,  что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.

Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин.  Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети? Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны. С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально - культурные ситуации и отношения.

В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность - риелторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного,  и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса. В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более типичный образ магазина – это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребёнок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы информации в игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы: «Книжный супермаркет», «»Туристическое агентство» и др.

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета

Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений,  но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается.

   Только ролевая игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Иначе в школу пойдут недоигравшие дети, не научившиеся регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания. В игре ребенок расширяет поле зрения, укрепляет уверенность в себе, веру в свои возможности и силы, формирует талант к общению, закладывает этические и нравственные основы поведения.

Изменение социокультурных  условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.

В ходе наблюдений обнаружилось, что у современных детей профессиональные и общественно политические сюжеты «вытесняются» телевизионными. Это говорит о том, что реальный опыт современных дошкольников ограничивается с одной стороны повседневным бытом, а с другой - сюжетами, связанными с боевиками или виртуальными персонажами, пришедшими с экрана телевизора. Реальная социальная и профессиональная жизнь взрослых становится закрытой для детей.

Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей дошкольного возраста  есть, и они очевидны:

 1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.

2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы.

3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.

4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.

 Сложившаяся ситуация  побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

Библиография

  1. Актуальные проблемы современного дошкольного образования. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
  2. Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2004
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 1988. – 336с. 
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 128 с. 
  5. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 2008. - 321 с.
  6. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:Просвещение, 1989. 284 с. 
  7. Медведева И.Я. Дети нашего времени. М., 2005.
  8. Роль игры в психическом развитии дошкольника http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=527925
  9. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проблемы игры детей дошкольного возраста» Гришина Наталья Викторовна, заместитель директора по ВМР ГОУ Тульской области «Суворовская начальная общеобразовательная школа»

Слайд 2

Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить. Александр Грин

Слайд 3

Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.

Слайд 4

Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника.

Слайд 5

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников .

Слайд 6

Чем старше становятся дети, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.

Слайд 7

Игра-деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом

Слайд 8

и гры современных дошкольников Появились игры, заимствованные из мультфильмов, большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач. Дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Современный рынок профессий, не понятных для ребёнка. Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий, часто на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде.

Слайд 9

Необходимая родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития . Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребенок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. К игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie07.htm

Слайд 10

Ребёнок 1. Приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками; 2. Стремиться познать социальную реальность, окружающую его.

Слайд 11

Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Жан-Жак Руссо

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики

основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики....

Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Материал презентации  отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также  задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...

Консультация для педагогов "Проблемы игры в дошкольном возрасте".

Иформация  для  воспитателей детских садов. Проблемы игры современных детей....

Консультация для педагогов "Проблемы игры в дошкольном возрасте".

Информация для педагогов дошкольного учреждения.Современные проблемы игры детей....

«Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

ull;Цель программы: создание условий для формирования базовой культуры личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения (организации).•Задачи:•- усвоение детьми норм и ц...

Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье говорится о технологии, которая  позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...