Развивающая среда в ДОУ
консультация на тему

Прозорова Татьяна Васильевна

Статья о развивающей среде в рамках ДОУ.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

1 Смена дидактических игр.

2. Проектная деятельность в конструировании (использование детьми разного конструктора с объяснением (как архитектор), что за модель, зачем и почему была сконструирована.

3. Перестановка мебели изменение в окружающей среде (внос в группу различной атрибутики).

4. Оформление тематических уголков и проведение бесед с детьми по представленной теме.

5. Привлечение фантазий родителей в изменении развивающей среды (костюмы, дидактический материал…).

6. Просмотр (до 10-15 мин) видео материала по изучению какой-нибудь темы.

7. Посадка, наблюдение и уход за растениями силами детей, высаженными в уголке природы (овощи, цветы).

Введение: 

В комплексе актуальных социально-педагогических проблем, связанных с преобразованием системы народного образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена - дошкольного воспитания.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды в ДОУ, который во многом предопределил подходы к решению проблемы настоящего исследования: - обеспечение преемственности психического развития детей в их деятельности (Т.И. Белова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, А.Ж. Овчинникова и др.); - создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста (Н.Т. Гринявичене, Е.В. Зворыгина, Г.Г. Локуциевская, Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.); - формирование архитектурно-планировочных решений интерьера и экстерьера ДОУ с целью создания наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых (О.А. Барханова, Н.М. Браиловская, Г.Б. Маркизова, Н.В. Михеева, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, Ю.П. Филенков, Н.Н. Щетинина и др.); - преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения развивающей среды, формирование системы развивающей предметной среды детского сада и УВК ! • ^ (О.В. Артамонова, Л.М. Кларина, Л. Новоселова, В.А. Петровский, f, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.).

Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к построению предметно-пространственной среды как развивающей, (г что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Значимость новых подходов к моделированию развивающей среды вызывает необходимость поиска путей и средств управления современным до^ школьным образовательным учреждением.

В связи с этим перед руководителем ДОУ встает задача осмысления особенностей развивающей среды, формирования новых взаимоотношений с педагогическим коллективом, родителями, школой, другими социальными институтами с позиции рационального использования тех ресурсов, которы' .* ми располагает дошкольное учреждение. При этом возрастает значимость организации как функции управления, направленной на регулирование внутренних процессов и построения таких организационных структур, которые Л обеспечивали бы создание условий для более рационального построения развивающей среды как фактора повышения эффективности педагогического процесса.

В практике работы заведующих ДОУ наблюдаются попытки на эмпирическом уровне изменить свою организационно-педагогическую деятельность посредством использования нетрадиционных методов взаимодействия с педагогами, родителями, детьми в системе функционального пространства ДОУ, обеспечивающего психологический комфорт, развитие творческого потенциала, мотивацию коллективной и индивидуальной деятельности.

Анализ состояния организации развивающей среды в практике позволил выявить ряд проблем в реализации этой управленческой функции: недостаточное осознание руководителями ДОУ значения и сущности организации развивающей среды как функции управления ДОУ, ее возможности влияния  на результаты построения развивающей среды посредством совершенствования организационных структур, отработки технологии организационнопедагогической деятельности.

Разнообразие содержания образовательного процесса приводит к тому, что существующая организация развивающей среды недостаточно обеспечивает организационно-педагогические, материально-технические и социальнопсихологические условия для эффективного взаимодействия детей и взрослых в рамках целостного педагогического процесса. Это ставит перед руководителями ДОУ проблему поиска новых средств и методов взаимодействия участников педагогического процесса в организации развивающей среды для достижения поставленной цели.

Возрастающее значение организации развивающей среды в деятельности руководителя ДОУ и проблемы в практической реализации этой управленческой функции обусловили рассмотрение ведущих положений теории социального управления, теории управления дошкольными образовательными учреждениями.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по теории социального управления и организационных систем (В.Г. Афанасьев, В.П. Боголепов, О.С. Виханский, Н.С. Данакин, П.М. Керженцев, И.С. Мангутов, А.И. Пригожий, Л.И. Уманский и др.), теории управления образовательными учреждениями (Т.М. Давыденко, В.И. Зверева, И.Ф. Исаев, А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, Н.С. Сунцов, В.Н. Селюкова, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.) показал, что на современном этапе разработаны различные аспекты управления обществом, предприятиями, общеобразовательными учреждениями; созданы теоретические предпосылки для решения различных проблем управления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...