Программа личностно- интеллектуального развития детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему

Богнюкова Мирослава Николаевна

В программу включены занятия учителя-логопеда, музыкального руководителя, направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_na_konkurs.docx113.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»Обливского района Ростовской области

_________________________________________________________________

КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНАЦИЯ

на областной конкурс психолого-педагогических

 программ

«Личностно – интеллектуальное развитие

 детей 5-6 лет»

                                                            Составил:

                                                            педагог – психолог  Богнюкова

                                                           Мирослава Николаевна.                      

                                                           

Оглавление

1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3

2. Диагностика …………………………………………………………………...6

2.1. Диагностика развития познавательных способностей……………………6

2.2.Диагностика развития творческого воображения и творческого мышления…………………………………………………………………………7

3.Музыкальное развитие ………………………………………………………..8

4.Цель и задачи программы……………………………………………………..9

5.Организация обеспечения программы………………………………………10

6.Условия формирования группы ……………………………………………..11

7. Методы и техники, используемые в программе……………………………11

8. Структура занятий……………………………………………………………12

9.Развивающие занятия с детьми  5-6 лет……………………………………..13

10. Дидактический раздел………………………………………………………16

10.1. Содержание занятий музыкального руководителя……………………………………………………………………16

10.2. Содержание занятий педагога- психолога………………………………19

10.3. Содержание занятий учителя –логопеда………………………………...26

11.Вариант релаксационных упражнений с детьми 5-6 лет………………….38

12.Технологии отбора воспитанников  в коррекционные группы………… .40

13.Сведения о практической апробации коррекционно-развивающей программы «Развитие интеллектуально – личностного развития детей 5-6 лет» на базе МБДОУ «Детский сад «Сказка»…………………………………43

14. Результаты коррекционной работы………………………………………   43

Список литературы

Отзыв родителей

Отзыв руководителя

Приложение (фотографии)

Приложение (диск с записью мероприятия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей.

Прежде всего, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада.

        В настоящее время в нашей стране в свете закона РФ «Об образовании», концепции модернизации образования, а также широко внедряемого национального проекта «Образование» интенсивно развивается школьная психологическая служба, призванная обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования, содействовать интеллектуально – личностному развитию детей.

 Возникновение данной проблемы связано с изменением и ростом требований к содержанию и условиям развития детей дошкольного возраста.

     В 2011-2012 годах вышли два основных документа, определяющих содержание и условия работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ:

  1. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе;
  2. ФГТ к условиям реализации.

Анализ данных нормативных документов указывает на необходимость разработки и внедрения более совершенных условий развития ребенка в ДОУ. Поскольку умственное развитие всегда остается приоритетной задачей воспитания и развития детей дошкольного возраста, то актуальность выбора темы не вызывает сомнения.

      Опыт работы детского сада в этом направлении активно развивается, поэтому, соединив результаты теоретического анализа и достижений практики можно разработать такие средства и способы работы с детьми, которые на наш взгляд значительно дополнят и обогатят условия развития мышления детей.

      Наши исследования мышления детей показали, что на четвертом году жизни в умственном развитии ребенка происходят изменения, имеющие огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, начинает формироваться знаковая (символическая)  функция сознания.

Проведённое нами анкетирование родителей и наблюдения за детьми показало, что:

- не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию исследовательской деятельности у детей (нет времени, незнание и неумение);

- дошкольники старшей группы затрудняются или не умеют: ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой; формулировать гипотезы; анализировать проблемные ситуации; самостоятельно находить пути и способы решения проблемы; действовать вместе с другими; анализировать свою работу и работы других детей; добиваться конечного результата; выходить на следующую проблему.

Исходя из актуальности проблемы исследования нами определена тема развивающей психолого – педагогической программы «Интеллектуально – личностное развитие детей 5-6 лет».

Цель нашего исследования: выявление теоретических положений, объясняющих закономерности и условия развития мышления дошкольников.

Объект исследования: образовательный процесс развития мышления детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: интеллектуальные способности  дошкольников.

Методы исследования:общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

      В  нашем исследовании, мы опираемся на работы отечественных ученых, такие как:  В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн,  Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский  о единстве развития мышления и деятельности, как условия полноценного интеллектуального развития ребенка,программу интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой, И.А. Козловой, программу  «Мир открытий» под редакцией Петерсона  Л.Г, Лыковой И.А.

У дошкольника ведущую роль в его интеллектуальной жизни играет роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт дополняется зрительными представлениями, направляя словно – речевое развитие. Тем не менее развитие интеллекта осуществляется по мере овладения всеми тремя формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осуществляться разными способами (визуально-пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими). Предпочтение одного из способов подачи информации ведет к формированию поверхностного представления о мире. Для формирования объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо познакомить дошкольника с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий и т.п. Но эти значения не разрознены, а объединены в определённые структуры.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны  не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений.

Диагностика развития познавательных способностей детей, разработанная А. И. Савенковым «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы», при помощи     игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку», «Назови одним словом», «Разложи по полочкам» осуществлялась по тестам Т.Г. Макеева, субтест «Найди семью», «Последовательные картинки» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.Диагностические методики, выявляющие уровень умственного развития детей пятого и шестого года жизни:

Субтест1.Старшая группа

Мышление

 Цель:  оценка образно – логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.

1. Четвертое лишнее

Инструкция:  «На каждой из картинок 1 из 4 изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на них и определи, какой предмет и почему является лишним».

За каждый правильный ответ выставляется по одному баллу.

2. Аналогии.

Инструкция: «Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему, то есть найти ему пару».

Слова: ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …

            МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ…

            ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК…

            ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …

            ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ …

            УТЮГ – ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН -…

За каждый правильный ответ выставляется по одному баллу.

Оценка результатов:

5 – высокий

29 – средний

6-  низкий

Диагностика развития творческого воображения и творческого мышления:

№п/п

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

воображение

45%

25%

30%

Субтест 2. Старшая группа

 Речь. Причинно-следственные связи.«Последовательные картинки»

Цель: оценка возможностей составления связного рассказа по серии картинок, установления связи событий, отраженных на этих картинках.

Инструкция: перемешанные картинки (5 штук) положить перед ребенком со словами: «У меня есть картинки. Они все перепутаны.  Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)».

Оценка результатов:

  • Сам разложил – высокий уровень – 4 балла
  • Сам разложил, но ошибся и сам исправил – хороший уровень - 3
  • Если исправил с помощью педагога – средний уровень - 2
  • Не справился с заданием – низкий уровень – 1 балл
  • Разложил и содержательно рассказал – высокий уровень - 4
  • Разложил и рассказал, использовав 2-3 сложные предложения – хороший уровень  - 3 балла
  • Есть нарушения причинно-следственные связи (описывает все картинки отдельно) – средний уровень -  2 балла
  • Только отвечает на вопросы педагога – низкий уровень -  1 балл

Диагностика развития коммуникативных навыков: Два домика  (методика И. Вандвик, П. Экблад) диагностика сферы общения ребенка.  Методика предназначена для обследования детей 5-6 лет. 
Цель:  определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы 
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры). 
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета. 
На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (Радынова О.П.).

Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно.Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

        Предлагаемая программа творческой группы МБДОУ «Детский сад «Сказка» предназначена для коррекционной работы с детьми 5- 6лет по интеллектуально – личностному развитию.

Цель программы:создать условия для интеллектуально – личностного развития ребенка.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллекта дошкольников.

2.Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения.

3.Развивать личностную сферу - формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, появлении инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

4. Развивать интеллектуальную сферу – развитие мысленных умений,

  наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического,

творческого мышления.

5. Развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение.

6. Развивать музыкальное восприятие - мышление.

7. Развивать словесные формы мышления в процессе деятельности ребенка.

8. Развивать креативность ребенка.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия по программе может проводить педагог-психолог, учитель – логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.

Комплектование групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей:

Возраст

Число детей в группе

Время занятий

5-6 лет

10-12 чел.

25 минут

Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга.

Условия проведения:

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Оборудование:

- столы,

Стулья,

-ковер,

- мягкие модули,

- предметные игрушки,

-тетради,

- писчая и цветная бумага,

- краски, карандаши, фламастеры,

- пластилин,

- строительный материал,

-конструкторы,

- цветные мелки,

- настольно – печатные игры,

- аудиовидеотека,

- музыкальные инструменты.

Условия формирования группы

Группа формируется из детей 5-6 лет, отбор которых основан на наблюдении и диагностике в рамках интегративного подхода. Оптимальное количество участников в группе 10-12 человек. Это дети имеющие

  • по наблюдению воспитателей (характеристика группы);
  • по тесту Тест А.Керна,  И. Ирасека  (вербальный интеллект). Мышление. Кругозор.
  • тест И. Вандвик, П. Экблад– диагностика сферы общения;
  • тест «Дополнение фраз»- выявление способностей устанавливать причинно – следственные связи;
  • тест «Рыбка» определение уровня развития наглядно – образного мышления;
  • тест «Дорисовывание фигур» определение уровня развития воображения;
  • методика В.М. Когана «Классификация по заданному принципу», «Свободная классификация», «Самое непохожее»- логическое мышлений;
  • методика для исследования (из сборника Н.Я. Семаго, М.М. Семаго«Основы диагностической и коррекционной работы психолога»)вербального логического мышления: установление логических связей, исследование обобщающих операций, понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов, составление сюжетных  картин, составление рассказа по последовательному ряде картинок, объединенных единым сюжетом;
  • Методика оценки уровня развития общего и невербального интеллекта – стандартизированная методика "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равенна.

Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга, релаксацией.

Методы и техники, используемые в программе:

1.Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций «На корабле», «Вокзал», «Больница», «Школа» и т.д.

2. Методика Выготского – Сахарова для исследования сформированности понятийного мышления.

3. Дидактические игры.

4. Метод проектирования: наблюдение, анализ явлений, сравнение, обобщение, исследовательская работа (входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

5. Рисование – фантазирование по замыслу (самостоятельный поиск оригинального содержания, развитие творческого воображения, воспитание самостоятельности, инициативы, уверенности).

6. Аппликация силуэтная с элементами рисования (составление образов, «расшифровка» смысла).

7. Конструирование.

Структура занятия

1. Организационный момент.

2. Мотивационный: помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности.

3. Практическая часть занятия включает в себя промежуточную диагностику, работу в рабочих тетрадях по программе «Цвети-семицветикпод редакцией Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой, И.А. Козловой, пальчиковая гимнастика (пальчиковые музыкальные игры), музыкальное сопровождение, танец, слушание музыки, физкультминутка, игры и приемы, направленные на решение основных целей занятия.

4. Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо – мышечное напряжение.

5. Подведение итогов занятия, рефлексия является обязательным этапом занятия.

7. Прощание.

Приведенная схема не является жестко обязательной и в соответствии с целевой направленностью может изменяться.                                          

Развивающие занятия с детьми  5-6 лет

Цель программы: интеллектульно- личностное развитие детей 5-6 лет, содействие развитию саморегуляции, волевых процессов, навыков общения.

Задачи: развивать  познавательную  активность у детей, снятие утомления, негативных эмоциональных  состояний и их проявлений.

Адресат: воспитанники старшей групы.

Содержание: 1. Создать  атмосферу  психологической безопасности.

2. Формировать  у воспитанников приемов и способов познавательной, учебной, коммуникативной и других видов деятельности.

3. Развивать творческие способности, содействовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни.

Организация занятий: один раз в неделю по подгруппам.

Опорный источник: Крюкова С.В., Слободяник Н.П., « Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», «Я учусь владеть собой»,Хрящева Н.Ю. «Психогимнастика в тренинге», Дегтярев Ю.В., Литвонов В.Г. «Игры, обучение, тренинг, досуг».

Тематический план занятий

п/п

Тема

Цели и задачи

Ход занятия (формы, работы, упражнения)

Участники

1

«Знакомство»

Создание атмосферы психологической безопасности, сплоченности группы

Приветствие. Игра с именами. Игры «Путаница», «Разрезные картинки».Упражне

ние«Никто из вас не знает».Ритуал прощания

воспитанники, педагог-психолог

2

«Играем, общаемся, учимся вместе» ( в гостях у Тиши и педагога-психолога)

Знакомство с кабинетом психолога. Обучение общению через игру. Активизация творческого мышления и воображения

Приветствие. Знакомство с кабинетом психолога. Работа с альбомом успехов. Игра «Разрезные картинки».

воспитанники, педагог-психолог

3

«Правила вежливости»

Развитие творческого мышления и воображения. Обучение вежливым словами обращениям.

Приветствие. Беседа: «Вежливые поступки». Работа с альбомом. Игра

«Назови вежливое слово».

воспитанники,

родители, педагог-психолог

4

«Моя семья»

Понятие «семья». Помощь, забота друг о друге, уважение, сочувствие, любовь в семье. Обсуждение вопросов: из кого состоит моя семья?

Приветствие. Беседа:

 « Моя семья» (работа в альбоме успехов). Рисунок «Моя семья», « Хоровод». Ритуал прощания.

воспитанники,

педагог-психолог

5

«Мои друзья»

Обучение общению через игру. Развитие умения слушать другого, договариваться в совместной деятельности.

Приветствие (обыгрывание с Тишкой). Беседа «Что такое дружба», упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы», игра

« Если нравиться тебе, то делай

так», ритуал прощания.

воспитанники,

педагог-психолог, учитель-логопед

6

«Мышление»

Тренировка способности творчески самостоятельно мыслить, давать свои ответы на вопросы

Игра с клубочком: «Что сначала – что потом?». «Четвертый лишний». «Совместная история»

воспитанники,

педагог-психолог

7

«Воображение»

Знакомство с понятием «Фантазия». Развитие креативных способностей.

Снятие страха.

Приветствие с Тишей. Беседа «Что такое фантазия». Игра «Мы фантазеры». «Нарисуй увиденное». «Перечислить все возможные варианты», Ритуал прощания.

воспитанники, музыкальный руководитель, педагог- психолог

8

«Кто я? Какой я?»

Понятие «человек» в сравнении с другими живыми существами. Человек как часть природы и общества. Закрепление положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности

Приветствие. Беседа «Человек и другие живые существа»

( сходства и различия). Вопросы: Какой я? Каким я хочу быть?

«Комплименты», «Путаница»

воспитанники,

педагог-психолог

Дидактический раздел

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Занятие 1

Тема: Музыка в сердце.

Цель:развивать творческую активность детей в различных видах музыкальной деятельности, активизировать у детей музыкальное восприятие, воображение, представление о взаимосвязи музыкальных и речевых интонаций, развивать творчество в игре на музыкальных инструментах, обогащать словарный запас детей.

Оснащение: Запись И. Штрауса «Дружные тройки», Кабалевского «Злюка»,

музыка «Грустное настроение».

  1. Упражнение «Характер».

Инструкция:Давайте, посмотрим на свои ладошки, на ладошки других деток.  Видите все они разные. Вот и вы все разные, у вас у всех свой характер. Вот мы и поговорим о характере. Вы любите всякие истории? Садитесь поудобнее. В одном дворе жили – были девочки – подружки. У них были разные не только платье, туфли и т.д. А что еще, как вы думаете? (характер). Какие они были нам подскажет музыка.

  1. Звучит музыка И. Штрауса «Дружные тройки».

Анализ упражнения:

- Как вы считаете, какая это была девочка по характеру? (добрая, веселая).

- Во что она играла? (прыгала на прыгалке)

- А если бы у вас была волшебная рука, то какую бы вы нарисовали линию?(прямая, волнистая, прыгающая)

- Покажите рукой. И звали ее Резвушка. Скажем ее имя и посмотрим на портрет. (картинка)

3. Звучит музыка Кабалевского «Злюка».

- Какая это была девочка?(злая, недобрая)

- Нарисуй рукой линеечку. (ломаная)

- Какое имя можно дать этой девочке? (Злюка)

Звучит музыка «Грустное настроение» и появляется третья девочка.

- Какая это девочка (грустная). Когда человек плачет, как его называют? (плакса)

4. Ритмопластика «Танец кузнечиков».

 5.Тембро-шумовой аккомпанемент.(Дети самостоятельно выбирают инструменты. Звучит фонограмма и дет озвучивают.)

 5.Упражнение «Что я чувствовал сегодня на занятии?» (Волшебница сказала: «Посмотрите в зеркальце волшебного ручейка. У меня есть волшебный зонтик доброты, красоты и радости. Если его покрутить над собой, то человек станет хорошим, добрым. Покрутим зонтик.)

 6.Прощание.

 7.Упражнение «Ток». Взяться за руки и передать рукопожатие.

Занятие 2

Тема: Развитие личности ребенка в процессе интеграции гуманитарно – эстетических знаний.

Цель: развивать воображение и мышление детей с помощью искусства, художественно – творческие способности детей.

Предварительная работа: слушание музыки, чтение рассказов, беседы о птицах, их повадках, характере, изображение в художественно – продуктивной деятельности; разучивание игр, заучивание стихов, наблюдения, рассматривание картин.

Репертуар: «Молдавский танец», «Ария царевны- лебедь» (из оперы «Сказка о царе Салтане»), «Марш Черномора» Глинка, (из оперы «Руслан и Людмила»), «Дождик» (муз. Слонова, сл. Петровой).

Оборудование: краски, силуэты лебедя, вороны, жар – птицы, карандаши, кисточки, салфетки, репродукции женских образов, жар – птицы, вороны, лебедя.

Ход занятия:

1. Сказочница: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на мой наряд. Кто я?  А кто такая сказочница? А какие вы знаете сказки? А сегодня послушайте необычную сказку.  Жило – было пальчиковое государство.  Покажите свои пальчики.  На златом крыльце сидели: (загибают пальчики) Царь, Царевич, Король, Королевич, Сапожник, Потрной, Клоп, Клопица, Воображуля , Сплетница. Слушайте дальше. У царя было 3 дочери. А в государстве был сад. В том саду росли молодильные яблоки. Пошли дочери погулять по волшебному саду и съели по яблоку. Превратились они в птиц. Хотели бы вы послушать как эти птицы поют?  

2.Релаксация: закрыли глазки, звучит музыка, на фоне музыки звучит.

3.Соотношение музыки и птицы.

Посмотрите на птиц (картинки). Чей это был голосок? (лебедь) Посмотрите на лебедя, как он мог двигаться под эту музыку?Покажите рукой как эта птица взмахнет крылом? Похожа музыка на эту птицу? Скажем с вами ле-бе-душ-ка.

Послушайте еще музыку. Какая звучит музыка (веселая, яркая, светлая). Какая пела птица? (жар-птица). Почему? (Она несет свет, яркая, у нее красочный наряд). Скажем все жар-птица.

А еще послушайте музыку и скажите какая она? (важная, тяжелая) Какой птице она подходит? (вороне)

Первая дочь превратилась в лебедушку, вторая – в жар птицу, третья дочь – в ворону. Все дочери любили наряжаться. Выберите ткань для лебедушки (белая, нежная), а теперь дляжар – птицы (оранжевая, легкая). Почему?А теперь ткань для вороны (черная, темная).

  1. Царь хотел подарить дочерям шали, давайте подарим их птицам. Дети подходя к мольберту и украшают картины тканью.
  2. Звучит музыка. Дети закрывают глаза. Нужно выбрать дочь на портрете.(Звучит музыка Лебедушки, «Молдовеняска», «Марш Черномора»).
  3. Игра.
  4. Песня «Пение птиц» (английская  народная  песня).
  5. Прощание.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Занятие 3

Тема: «Я и моя семья».

Цель: воспитывать любовь и уважение к семье; расширять представления детей об обязанностях членов семьи; развивать мышление, речь, воображение, вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

Оборудование: альбомы с семейными фотографиями, музыкальное сопровождение, картинки с изображениями членов семьи,, мяч, карандаши, строительный материал (мозаика, кубики, конструктор.

Ход занятия

  1. Организационный момент, приветствие.

Психолог.

 Просыпается природа, (руки вверх)

Умывается росой, (умывающие движения)

И ребята, и зверята (руки на пояс, поворот с приседом влево)

Умываются водой.  (руки на пояс, поворот с приседом вправо)

Проснулся лес, проснулся луг, (руки вверх)

Проснулись бабочки вокруг, (руки опустить)

Проснулись травы и цветы,

Проснулись и с тобою мы!

Дети стоят по кругу, по цепочке здороваются с соседом и говорят, что рады его видеть.

  1. Повторение, сообщение темы занятия.

Психолог.

Отгадать ребус:  7 Я.

Сегодня мы будем говорить о наших родных, дорогих людях, которые живут с нами рядом.

  1. Игра «Семья».
  2. Фотовыставка, беседа.
  3. Чтение сказки «Сон».
  4. Анализ сказки.
  5. Подвижная игра «Заячья семья».
  6. Подведение итогов.

Занятие 4

Тема:  «Мои друзья»

Цель: развивать умения слушать другого; договариваться в совместной деятельности; обучать общению через игру, понятие о дружбе.

Оборудование: магнитофон, кукла Тишка, цветные листы бумаги А4, простые карандаши, краски, кисточки, салфетки, камешки различной формы и цвета, рабочие тетради.

  1. Приветствие. Взяться за руки в хороводе и по цепочке пожатием руки передать друг другу хорошее настроение (обыгрывание ситуации с куклой Тишкой).
  2. Беседа «Что такое дружба». (Звучит песня «Настоящий друг»)
  3. Упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы».
  4. Игра «Если нравиться тебе, то делай так».
  5. Работа в тетрадях.
  6. Рисование картины другу.

Дети выбирают любого цвета лист бумаги. Скажите, какого цвета вы выбрали лист бумаги. Цветовая гамма передает настроение человека.

Каждый рисует то, что захочет. Главное, чтобы картинки были очень красивые!»

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
  2.  Игра «комплименты»
  3.  Ритуал прощания.

Занятие 5

Тема:  «На помощь к Лунтику»

Цель:развивать интеллектуальную сферу  детей 5-6 лет, уровень самоконтроля.

Задачи: совершенствовать  внимание, мышление, память, восприятие, речь; снятие мышечного напряжения.

Оборудование: презентации к занятию, музыкальное сопровождение, конверт с письмом; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона; пиктограммы, мольберт, образцы домика для копирования, листы бумаги на каждого ребенка, простые карандаши; голубая бумага или ткань (для создания «водоема», листья кувшинки, бумажное полотно, с нарисованными разноцветными следами; фотографии Лунтика.

Ход занятия.

1.Приветствие.

Психолог

Поздороваемся друг с другом необычным способом-локоточками, носиками, носочками, коленочками и т. д.

Сегодня у нас с вами необычное занятие. Сотрудники детского сада пришли сегодня к нам. Давайте улыбкой поприветствуем наших гостей. Ребята, я знаю, что вы умеете угадывать настроение! А можете ли вы угадать, какое настроение сегодня у наших гостей? Как вы догадались?

2.Релаксационное упражнение «Улыбнись- рассердись».

3.Пиктограмма .

А какое настроение у вас? Давайте каждый выберет себе пиктограмму с настроением. И мы прикрепим ее на мольберт.

Заходит «почтальон» и вручает письмо.

4.Путаница из разноцветных следов. Отгадать загадку, чтобы узнать – следы какого цвета приведут нас на эту полянку.

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести.

(Зелёный цвет)

Дети проходят по следам соответствующего цвета.

5. Упражнение «Чего не хватает» (слайд )

6.Игра «Четвертый лишний» (слайды )

7.Игра «Какой фигуры не стало? »

8.Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»

9.Пальчиковаягимнастика «Пальчики здороваются», «Моя семья».

10. Нарисуем домик по образцу.

11.Подведение итогов.

                                                 Занятие 6

Тема:  «Герои волшебной страны»

Цель:развивать познавательных процессов: внимания, памяти, мышления; снятие психического и физического напряжения; воспитывать  умения сопереживать и помогать окружающим.

Методы:игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, элементы психогимнастики.

Оборудование: ткань, покрывало, коробка, картинки с «частями» Волшебной страны (солнце, цветы, радуга, дома и пр.) картинки с жителями Волшебной страны, запись с песней «Пугало» (Железнова) и любой подвижной музыкой, мягкий (можно обычный) мяч, письмо.

Ход занятия:

1. Приветствие.

 А поприветствуем мы друг друга сегодня так: мы все закроем глаза, и я поглажу по плечу своего соседа справа. Когда он почувствует, что я поздоровалась с ним, он передаст моё приветствие дальше точно таким же образом. И так наше приветствие обойдёт всех по кругу и вернётся снова ко мне».

2.Игра «Лови – не лови». Дети садятся напротив психолога, который кидает им мячик и при этом говорит «Лови! » или «Не лови! » и дети либо ловят мяч, либо отбивают его или прячут руки.

3. Зеркальный лабиринт. Психолог и дети играют в игру Зеркала»:водящий должен показывать различные движения, позы, выражения лиц, а все остальные – зеркала – должны повторять за ним. Сначала примером является психолог, затем в роли должен побывать каждый ребёнок.

4. Игра Снежный ком».

5. Игра-песенка «Пугало» (Железнова).

6.Релаксационное упражнение  «Воздушные шарики».

7. Работа с картинками. Опиши картинку.

8. Итог занятия. Психолог показывает детям закрытые лодочкой ладони.

«Сейчас я сдую каждому из вас светлую и тёплую благодарность жителей волшебной страны, а вы поймайте её и оставьте себе. Хорошо ребята, теперь она всегда будет с вами, и если вдруг вам будет грустно или плохо, вы сможете достать её, и она обязательно вас согреет и поможет вам!

Занятие 7

Тема: Правила вежливости и взаимопонимания.

Цель: развивать групповую сплоченность и положительное эмоциональное отношение участников друг к другу; развивать произвольное поведение;диагностику тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации.

Оборудование:мяч, колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик», подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши.
Ход занятия
1. Приветствие.

2. Упражнение «Вежливые слова»
Все встают в круг.
Психолог, передавая мяч стоящему справа от него ребенку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром Витя!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова».
В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов.
После того, как каждый ребенок выполнит задание, психолог звонит в колокольчик и произносит:
-  У меня в руках звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сядем,
Баловство свое оставим,
Нет, игрушки не бери,
Нам нужнее «Буквари»!
(Дети садятся за столы).
3. Упражнение «Школьные правила»
Психолог читает рифмовку:
- Учитель входит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь.
Ответить хочешь - не спеши,
А только руку подними.
4.Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описываемые в ней действия.
5.Игра «Трутень и пчелы»
Психолог говорит:
- Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.
Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!
Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.
6. Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел:
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
7.Задание для диагностики тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации
Дети садятся за столы.
Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок.

Занятие 8

Тема:Мышление.

Цель: тренировка способности логически мыслить; приучать к стандартным логическим операциям.

Задачи: развивать психические процессы: внимание, память, творческое мышление, креативность, коммуникативные навыки.

Оборудование:мячик,рабочие тетради,

1.Приветствие.Сегодня мы с вами будем здороваться с помощью воображаемого мяча. Кого я «поймаю» взглядом, тому брошу воображаемый мячик со словами «Здравствуй, (имя)!» (Ребенок ловит воображаемый мяч и бросает следующему).

2. Корректурная проба  «Закончи ряд цифр», «Исключение 4-ого».

3. Слова – невидимки.

4.Работа в тетради.

5. Пальчиковая гимнастика «Запомни, назови».

6.Игра с клубочком «Что сначала- что потом?», «Четвертый лишний», «Совместная история».

7. Пальчиковый театр. Одновременно идет работа по автоматизации звуков, по развитию фонематического слуха, обогащается лексика, запоминаются новые слова, родственные слова. Дети познают азы звукослогового анализа и синтеза

8.Прощальный ритуал.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ  УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

Занятие 9

Тема:         Твердые и  мягкие согласные        

(занятие по развитию звуковой культуры речи детей с ФФНР)

Педагогические цели:

образовательные: способствовать формированию понятия о твердых и мягких согласных, развитию интереса детей к звуковому анализу, целенаправленному практическому усвоению единиц речи (звука, слова, предложения), дифференциации гласных и согласных звуков, мягких и твердых согласных;

коррекционно-развивающие: содействовать развитию фонематического и речевого слуха, пальчиковой и артикуляционной моторики, высших психических функций (мышления, памяти, восприятия);

коррекционно-воспитательные: содействовать развитию стремления качественно выполнять задание; способствовать воспитанию доброжелательного отношения  со сверстниками в совместной деятельности.

Оборудование: методическое пособие «Домики», карточки с символами, ведерко, рыбка, ракушка, предметные картинки: корова, дятел, самолет, комар, предметы для игры «Какой предмет на ощупь?»: ключ (железный), пуговица (пластмассовая), мех, вата, бумажная салфетка, что-либо деревянное – 6 предметов, фишки- символы (квадратики) красного, зеленого, голубого цвета, раздаточный картинный материал.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

- Давайте прислушаемся. Какие звуки вы слышите?  

( Высказывания детей)

- А я слышу, как кто – то шуршит. (Достает ведерко с рыбкой.)

- Ой, ребята золотая рыбка! Какая красивая! Рыбка, расскажи нам, как ты сюда попала?

Наша рыбка-то молчит,                          Что-же делать?

Ничего не говорит.                                   Как нам быть,

Ротиком зевает,                                         Как нам рыбку

Пузырьки пускает,                                    Научить говорить?

  1. Сопряженная гимнастика

-Ребята, а рыбы издают какие-либо звуки?

-Давайте покажем, как рыбка ротиком зевает.

Рыбка ротиком зевает,

Только пузырьки пускает. (П-п-п)

- Но мы живем в мире звуков. Все предметы издают звуки. Давайте вспомним: кто как подает, кто как песенку поет.

                    Текст

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Корова так мычит,

Долго песенка звучит

Упражнение «Корова»

Сомкнуть губы, произносить звук (м)

Дятел клювом дуб долбил:

Мастерскую он открыл.

-Д-д-д-

Вот уютное дупло.

-Д-д-д-

В нем и сухо, и тепло

Одна ладонь – прямая, указательный палец другой «долбит» ее

Упражнение «Дятел»

Вот комарик прилетел,

Песню звонко он запел:

-«З-з-з» …

Круговые движения мизинцами

Упражнения: «Улыбка», «Заборчик»

В небе самолет летит,

Только слышно, как гудит

Складываем из пальцев «самолет»

Упражнение «Самолет»: прикусить язык, произносить «Л-л-л»

-Давайте вспомним, чьи песенки мы слышали? (Коровы, дятла, комарика, самолета.)

- Как вы думаете, какой предмет здесь «лишний»? («Лишний»- самолет, он не живой.)

- Значит, неживые предметы тоже могут издавать звуки.

3. Игра «Что пропало, кто пропал?»

- Я убираю предмет, а вы поете его песенку, издаете такой же  звук.

4. Знакомство с твердыми- мягкими согласными.

- Как разговаривают люди, что они произносят?

- Из чего состоят слова? ( Из звуков.)

- При помощи чего люди издают, произносят звуки?

- Как называются звуки, которые поют? (Гласные)

- А которые не поют? (Согласные)

- Молодцы, рыбке очень понравилось, как вы играли со звуками, рассказывали о них. И за это она вам дарит ракушку ( на круглую коробку с двух сторон наклеено изображение ракушки). Ой, тут что-то есть. Это разные предметы, рыбка пожелала, чтобы вы поиграли в игру «Какой на ощупь?» ( твердый или мягкий): ключ, пуговица, мех, вата, бумажная салфетка, деревянная палочка.

- На какие две группы можно разделить эти предметы? (Твердые и мягкие).

Согласные звуки могут быть тоже твердыми и мягкими.

На наборном полотне выставляются фишки-квадраты.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Гласные звуки обозначаем красным цветом.)

На верхнюю полоску выставляется красный квадрат.

- А сейчас давайте немного поиграем с пальчиками.

Травка мягкая была           Кулачки медленно раскрываются.

И зеленая была.                 Пальцы вверх, шевелят ими.

Травку мы ласкаем,          Гладят поочередно ладони.

Мягкость ощущаем.

Есть камень-

Голубой топаз.                  Сжимают кулачки.

Очень твердый

Он для нас.                       Стучат кулачками друг о друга.

- Травка какого цвета? (Зеленого)

- Она какая на ощупь? (Мягкая)

- А камень какого цвета? (Голубого)

- Он какой на ощупь? ( Твердый)

- Этими цветами мы будем обозначать мягкие и твердые согласные звуки.

- Мы с вами уже говорили о том, что гласные звуки тоже делятся на две группы и живут в разных домиках. Давайте вспомним, какие это домики? ( В одном домике живут «веселые» звуки.В другом

 « невеселые», которые не умеют улыбаться.)

- Правильно.

Если звук один стоит ,

Ему плохо он грустит.

- А в каком домике живут по два звука? (В веселом)

Согласные звуки

В гости к гласным пришли,

Стали твердыми и мягкими они.

Если гласный улыбается,

Согласный сразу же смягчается.

Игра «Как звучит согласный звук?»

- Давайте подружим согласные и гласные, я буду заводить «гостей» в домики, а вы называть, как будет звучать согласный звук, и показывать пальцами мягкость и твердость согласных.

Карточка символ «Комарик»: «З-з-з»

                                       ЗЫ           ЗИ

Карточка символ «Корова»: «М-м-м»

                                       МУ         МЮ

Карточка символ «Самолет»: «Л-л-л»

        ЛА        ЛЯ

Карточка символ «Дятел»: «Д-д-д»

        ДЭ        ДЕ

- Рыбке очень понравилось, как вы определяли твердость-мягкость согласных звуков.

- В ракушке есть еще подарок для вас: игра «Подскажи словечко». Вы должны догадаться. Какое слово подсказать, и определить. Как звучит повторяющийся слог.

Де, де, де                  Рыбки плавают в …(воде)

Да, да, да                  Всем нужна … (вода)

Ны, ны, ны              Для рыбалки удочки…(нужны)

Ня, ня, ня                 Я хочу поймать … (линя)

Сы, сы, сы                У щук длинные… (носы)

Си, си, си                  Щук боятся … (караси)

- Вспомним чистоговорки с мягкими слогами.

Динамическая пауза

Игра с мячом «Назови ласково».

Дети стоят в кругу.

- Ребята, а какой самый веселый гласный? Какой гласный звук всем своим друзьям подарил  улыбки?

Самый веселый гласный звук (и),

Всем своим друзьям улыбки подарил

Будем с вами мы играть,

Твердость звука смягчать

Веселый звук ик

В конце слова прибавлять

Кот-котик                                Сом-сомик

Хвост-хвостик                         Лом-ломик

Стол-столик                             Дом-домик

Глаз-глазик                               Куст-кустик

Рот-ротик                                  Нос-носик

-Вспомним слова, которые произнесли в игре с мячом, Какую рыбу мы называли? (Если дети затрудняются в ответе.То вспоминают пальчиковое упражнение « Кто в речке живет?»)

-Какие части головы мы называли?

-Давайте закроем глаза. Представим, что мы оказались у речки, ах, какой воздух!

Носом вдох                             А потом:

И выдох ртом.                         Руки вверх не спеша,

Дышим глубже,                      Как погода хороша!

5. Звуковой анализ слов.

 - Ребята, а ракушке еще есть картинки.

Карточки с изображением предметов раздаются каждому ребенку.

Слово ты произнеси,

Первый звук ты назови,

Его мягкость или твердость определи.

Дети по одному выходят к наборному полотну, произносят слово, называют первый звук, определяют гласный или согласный, мягкость или твердость согласного и выставляют возле соответствующей фишки. (На 1-й полоске-красный квадратик, на 2-й –зеленый, на 3-й голубой.)

Усложнение задания: выйдет тот,  у кого 1 –й звук-гласный, мягкий согласный, твердый согласный.

Когда все картинки выставлены на наборное полотно, дети называют все слова с 1-м мягким согласным, с 1-м твердым согласным.

Если звуки звучат твердо, то и слова звучат твердо, а если звуки в словах мягкие, то слова звучат мягко.

 Звуки, фразы и слова,

Начинается игра.

То, что будем говорить,

Пальчики помогут нам изобразить.

-Послушайте внимательно, как звучит фраза, повторяйте за мной пальчиковые  движения.

Щучки, лещики, лени,                 Нажимают на подушечки пальцев.

В речке плещутся они.                Имитируют плескание рыб.

Вышел камышовый кот,             Указательный и средний пальцы

Обеих рук «идут» по столу(4 лапы)

Круглый у кота живот.               Смыкают перед собой руки в кольцо

-Повторите ту фразу, которая прозвучала мягко.

- Повторить фразу, прозвучавшую твердо.

6. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

-Рыбке так понравилось, как вы занимались, что она заговорила.

- Спасибо, ребята, благодаря вам я научилась произносить звуки и складывать их в слова. А чтобы я не забыла, расскажите еще раз, чем вы занимались, о чем говорили, в какие игры играли?

«Портрет рыбки».

- А мы благодарим рыбку за подарки, которые она принесла, и нарисуем ее портрет.

1. Обвести по контору трафарет рыбки, определить, чего не хватает?

2. Дорисовать чешую, плавники, голову, хвостик, глазки…

3. Раскрасить.

4. Напечатать букву Р.

Скопировать слово – рыба.

Дома подобрать родственные слова к слову РЫБА, придумать сказку о том, как рыбка научилась говорить.

                                                      Занятие 10

Тема:Дифференциация звуков (З)-(З), (С)-(С), буквы З, С).

Педагогические цели: создать условия для отработки правильного произнесения звуков (с), (м) в словах, фразах, выполнения звукового анализа и синтеза, закрепления графического образа букв С, З, образования притяжательных прилагательных, слов-антонимов, слов-родственников; расширение словарного и лексического запаса; способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, артикуляционного аппарата.

Оборудование: пальчиковые куклы: лиса и заяц; картинный материал со звуками (с), (з); листы бумаги, карандаши; контурные буквы С, З.

Ход занятия

1.Вводная часть.

- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Лиса и заяц). Посмотрите, с каким красивым мешочком они пришли.

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке две буквы - С и З.

-Кому мы отдадим буквы С? З?

-Наши гости посмотрят, как вы умеете играть.

2. Сопряженная гимнастика.

              Текст

Движения пальцами

Артикуляционные упражнения

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Пальцы имитируют «уши». Выполняют движения вниз - вверх

Упражнение «Качели»

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Трут ладони

Упражнение «Лошадка»

Зайки стали замерзать,

Надо зайкам поплясать.

Имитируют дрожь,

Поднимают- опускают  «уши»-пальцы

Упражнения: «Заборчик», «Улыбка»

По снегу лисичка бежала,

Следы хвостом заметала.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

Упражнения: «Заборчик», «Улыбка»

Зайцы лису увидали,

От лисы они убежали.

«Уши»-пальцы:

Вверх -одна рука,

«лиса» - вторая рука.

Пальцы обеих рук «разбегаются»

Упражнения: «Дятел», «Индюк»

3. Подарки для лисы и зайца.

Педагог демонстрирует карточки с изображением предметов.

- Что подарим лисе и зайцу?

Лисе                         Зайцу

санки                       зонт

бусы                         замок (железный, серый)

сумку                       корзинку

апельсин                 занавеску (зеленая, ситцевая)

Определить мягкость-твердость звуков, место (с), (з) ( в начале, середине, конце слова).

Игры: «Назовите ласково», «Отгадай по признаку», «Что пропало?»

Динамическая пауза «Слова-антонимы»

Слушаем внимательно,

Играем увлекательно.

Мячик я бросаю,

Фразу называю.

Кто мячик получает,

Тот словечко добавляет.

Соседу мячик отдаем,

Всей фразы повторенья ждем.

Кто фразу повторяет,

Тот мне мячик возвращает.

  1. У зайца зубы тупые, а у лисы… (острые).
  2. У зайца уши длинные, а у лисы… (короткие).
  3. У зайца хвостик маленький, а у лисы... (большой).
  4. Зайцы-грызуны, а лисы… (хищники).
  5. Лиса рыжая, а заяц… (белый зимой, серый летом).

4. Упражнение «Запомни, повтори».

Зайцы зубками грызут,                  Пальцы- «зубки».

Грызунами их зовут.

У лисы зубы остры,                      Сложить из пальцев мордочку

Лисы зубасты и хитры.лисы.

Хвост пушистый у лисы,              «Метут ладонью по столу».

Лучше нет в лесу красы.

Зайцы с лисами не дружат,          Одна рука-«уши зайца»,

Лисы вокруг зайцев кружат.         Другая –«голова лисы».

Зайцы бегают от лис,                    Быстро перемещают пальцы

Лисы смотрят только вниз.по столу.

На снегу  следы зайчат,                Изображают лис, поочередно

Их лисы выследить хотят.           Соединяют пальцы. Рука ко

лбу, изображая слежку.

5.Упражнение на выявление слов-родственников.

-Какие слова звучат похоже в этом стихотворении?

- Следы, выследить- это слова родственники.

- Давайте еще подберем похожие слова к слову следы: ласково - следочки, огромные - следищи, кто идет по следам, что делает?- выслеживает, как называют этот процесс? - слежка.

Запоминаем по пальчикам.

Вот следы,                                      Все пальцы.

А вот следочки.                             Мизинцы.

Вот следищиЛадони.

В заснеженном лесочке.

Кто-то кого-то выслеживает,       Одна рука-«уши зайчика»,

Другая-«лисы».

А зима все снегом                          Одна рука-«куст», пальцы

Заснеживает.                                   в стороны, вторая-«посыпают

снегом».        

Чтобы не было спешки,                Грозят указательным пальцем.

Чтобы не было слежки.

  1. Знакомство с буквами С, З.
  1. Игра «Чудесный мешочек».

У лисы какая буква? (С)

А у зайца? (З)

-В мешочке есть еще главныеА, О. (сложить все буквы в мешочек).

- Давайте найдем на ощупь. (С, З, А, О)

-Сложим слоги:

За: за, за ,за. (Большой палец-«глаз» лежит на ладони. Остальные пальцы- «ресницы» (закрываются-открываются.)

Со: со, со.со. (Соединить полусогнутые ладони в колесо).

  1. Повторение стихотворения о буквах из пальчиков.

ЗС

Буква З-два завитка,                          Левую руку немного сгибаем,

Ладошки ты согни слегка.                 БуквуС мы получаем.

Руки мы соединяем,                           Месяц светит нам с небес,

Правую над левой располагаем.       Посмотри на букву С.

Букву Зтеперь мы знаем.  

  1. Работа с карандашом.

а) Дорисуй узор «Уши» (чьи?)  

Дорисуй забор из березы (какой?)

Дорисуй следы (чьи?)

Дорисуй сугробы из снега (какие?)

б) На каждой дощечке – З.

    В каждом сугробе – С.

Составление рассказа по рисункам.

Дома: закрасить, вырезать сугробы по контуру, пришить.

  1. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

- Чем занимались на занятии? В какие игры играли? Что рисовали?

Вариант  

релаксационных упражнений

                                           для дошкольников 5-6 лет

                                            «Воздушный шарики»

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится будто невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие – легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик…(Пауза- поглаживание детей). Обдувает шарик …ласкает шарик…Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

                                                     «Цветок распустился»

Я – бутон (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себеколени, опустили головы, мышцы напряжены). Светит теплое солнце, я расту (медленно поднимаются, улыбаются, расслабленно раскачивая руками). Солнце исчезло, темно, настала ночь, мои лепестки закрываются (исходное положение), и вновь всходит солнце… и т.д.

«Лентяи»

Сегодня вы много занимались, играли и , наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, нежитесь на мягком – мягком ковре. Вокруг тихо, спокойно, вы дышите легко и свободно.

  Ощущение приятного покоя и отдыха. Вы спокойно отдыхаете и ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги…(Пауза- поглаживание ног). Отдыхают ручки у …(имя ребенка), отдыхают ножки у … (имя ребенка). Приятное тепло по вашему телу, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание спокойное. Вы наслаждаетесь отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза.Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

                                                  «Шишки»

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама- медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот м медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела- лапки отдыхают. А мама медведица снова кидает шишки медвежатам…(2-3 раза).

«Облака»

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака - такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие. Все ваше тело становиться легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе.  И вот вы уже летите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако.. .. (Пауза-поглаживание детей). Гладит.. поглаживает.. Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

                                                    «Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад ваш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом, и чувствуете, как этот прекрасный белый свет струиться по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее…Белый свет течет по вашим плечам.. помогает им стать мягкими и расслабленными… (Пауза поглаживание детей). А нежный свет течет дальше по груди… по животу… по ногам, и вы чувствуете, как тело становиться мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струиться по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

                                                     «Бабочка»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает - подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка,  выбирает на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза)

Технологии отбора воспитанников  в коррекционные группы:

  1. Наблюдения воспитателей.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Психологическое обследование воспитанников по методикам:

- «Дополнение фраз» - направлена на выявление способности устанавливать причинно – следственные отношения;

- «Дорисовывание фигур»- направлена на определение уровня развития воображения;

- «Классификация по признаку», «Свободная классификация», «Самое непохожее» - на выявление логического мышления;

- «Рыбка»- направлена на определение наглядно – образного мышления;

         -  Методика "Нелепицы".

Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 5 - 6 лет.

Для организации обследования заранее готовится картинка:

Инструкция испытуемому.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь'",

- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?",

- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания.

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.
2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

                            Диагностика развития мышления

Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам – цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.

Инструкция. Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек.

Оценка выполнения
Не может подобрать ни одной пары .......................0
Правильно подобрал одну пару .............................. 2
Правильно подобрал две пары ................................ 2
Правильно подобрал 3-6 пар.................................……………………………….6

Если ребенок не выполняет задания, можно предположить, что у него недостаточно развито логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий).

Критерии оценки достижения результатов

Критерием эффективности коррекционно-развивающей работы является повторное проведение диагностического исследования:

-анкетирование родителей;

- психологическое обследование воспитанников по методикам:

- «Дополнение фраз»

- «Дорисовывание фигур»

- «Классификация по признаку», «Свободная классификация»,

- «Самое непохожее»;

- «Рыбка».

Сведения о практической апробации коррекционно-развивающей программы «Развитие интеллектуально – личностного развития детей 5-6 лет» на базе МБДОУ «Детский сад «Сказка».

Срок апробации программы 2 года.

Количество участников-40 воспитанников.

 Результаты коррекционной работы

Год

Методика «Дополнение фраз»

Методика «Дорисовывание фигур»

Методика «Рыбка»

Тест «Неоконченных предложений»

до прове

дения

работы

после прове

дения

работы

до провед. работы

после пров. работы

до провед. работы

после пров. работы

до провед. работы

после пров. работы

2011-2012

32%

49%

29%

43%

50%

60%

31%

40%

2012-2013

49%

56%

43%

64%

48%

58%

40%

55%

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о положительной динамике развития мышления, творческих способностей, познавательной сферы.

Критерием эффективности работы с дошкольниками по программе интеллектуально – личностного развития, формирования психологического здоровья является овладение детьми следующими нормами:

  • Умение положительно оценивать свои возможности, способности.
  • Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.
  • Умение словесно выражать свои желания, чувства.
  • Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).
  • Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям.
  • Умение конструктивно общаться с взрослыми и сверстниками.

Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психогимнастические, творческие, сюжетноролевыеигры,народные загадки, молчанка, запретное слово, игры-драматизации, мыслительные операции: обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей,  различные этюды и коррекционно-развивающие упражнения. Особая роль отводится индивидуальным, подгрупповым занятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.

Полученные данные коррекционной работы отразились на положительных результатах воспитанников

Развитие интеллектуальных способностей и ментального опыта тесно связано с воспитанием определенных личностных качеств:

- познавательные: инициативность, любознательность, самостоятельность;

- самооценочные: уверенность в себе, чувство интеллектуальной состоятельности;

- коммуникативные: доброжелательность, умение учитывать точку зрения другого человека, критичность в оценке "бесспорных" истин, способность к интеллектуальному диалогу;

- эмоциональные: характеризуют отношение к жизненным явлениям, окружающей действительности, искусству, творчеству, познанию, интеллектуальной деятельности.

Результаты коррекционно-развивающей работы способствовали позитивной динамике личностного развития воспитанников (см. таблицу 1).

Таблица 1

Показатель уровня интеллекта

Человек

%

высокий

10

25

средний

21

53

низкий

9

18

Список литературы

1.Богат В. Развивать творческое мышление/ В.Богат, В. Николаев // Дошкольное воспитание – 1994.- №1.- С. 2-5.

2.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский– М., 1996.- 420 с.

3.Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л.А. Венгер, Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер.-М.: Просвещение, 1998.- 220 с.

4.Петерсон Л.Г, Лыкова И.А. Программа  «Мир открытий» - М.,  2012г.

5.Давыдов В.В. Проблема развивающегося обучения/ В.В. Давывов.– М.: Просвещение,1986.- 160 с.

6.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гуревич. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.- 237 с.

7.Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника/ О.М. Дьяченко.- М., 1966.

8.Дошкольная педагогика / В.И.Логиновой и П.Г.Саморуковой. - М., 1983. - С.170-171.

9.Запорожец Л.В. Избранные психологические труды 2 т. / Л.В. Запорожец.-М., 1986.- 368 с.

10.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002.- 109 с.

11.Методические советы к программе «Детство». - СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 304 с.

12.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта: Генезис числа у ребенка. Логика и психология.- М., 1969.- 720 с.

13.Поддъяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника./ Н.Н.Поддьяков. -М., 1972.- 240 с.

14. Сборник Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Основы диагностической и коррекционной работы психолога»

                                                          Отзыв

От имени родителей детей посещающих занятия, консультации и родительские собрания с участием педагога-психологаБогнюковой Мирославы Николаевны, музыкального руководителяЕновой Натальи Александровны, учителя - логопеда Окуневой Натальи Сергеевны хотим высказать слова благодарности за оказанную помощь в воспитании наших детей.

Занятия всегда проходят необычно и детям на них нравится.Одно занятие не похоже на другое, ребята играют, рисуют, конструируют, научились способам нервно-мышечного расслабления.

Мы стали более психологически просвещенными родителями. И в этом заслуга специалистов МБДОУ «Детский сад «Сказка», в её умении разобраться в ситуации, подтолкнуть человека к решению проблемы.

Мы, родители, посещали  и будем посещать консультации, открытые занятия этой творческой группы. Надеемся, что их работа будет продолжаться и дальше в таком же творческом поиске решения проблем детей и родителей.

Инициативная группа родителей:

 ___________ Лащенкова Е.В.

___________ Лагунова Л.Н.

___________ Варламова В.Н.

___________Чучалин Е.В.

Отзыв руководителя

При непосредственном участии творческой группы были проведены такие значимые мероприятия, как:

  • районный семинар “Приоритетное направление современного образования”;
  • заседания творческой группы  по разработке отдельных аспектов совершенствования педагогического процесса;
  • “Копилка” педагогического мастерства “- открытые занятия в ДОУ для детей, педагогов, родителей;
  • разработка презентационных материалов;
  • разработана система консультирования и тренингов для педагогов с учетом полученной подготовки по проблеме интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

 Использование инновационных технологий  в образовательном  процессе, создание условий для обеспечения максимально благоприятного раскрытия интеллектуально – творческого потенциала воспитанников ДОУ способствовали развитию способностей группы детей в целом, что подтверждается результатами диагностических исследований:

В перспективе:

  • разработка новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных способов интеллектуально – личностного развития  детей;
  • методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования;
  • проведение районного семинара педагогов – психологов по данной проблеме.

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Сказка» _________Н.П. Кирик

                                                                                                    Приложение

Тест Керна-Йирасека

(вербальный интеллект)

Мышление. Кругозор. Развитие социальных качеств.


 Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
  Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так:

   “Сейчас я буду  задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”.

   Если ребенку  трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему

   несколькими     наводящими вопросами. Ответы  фиксируются в баллах, затем    суммируются:

 1. Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

    2. Утром мы завтракаем, а днем...
(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

    3. Днем светло, а ночью...
(темно = 0; неправильный ответ = -4)

    4. Небо голубое, а трава ...
(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

    5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1;  еправильный ответ = -1)

   6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
неправильный ответ = -1)

   7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

   8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

   9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

   10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)

   11. Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1;
одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

   12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

   13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

   14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

   15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...

  (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)

    16. Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)

    17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

    18. Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

    19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

    20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От - 1  до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,
необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста "Будущий первоклассник"

Пояснительная записка.В соответствии с пунктом 3.3.6. федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Содержание образовательно...

ПРОГРАММА «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Паспорт программы:   НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ:               «Интеллектуальное развитие детей   посредством...

Рабочая программа по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Цели данной программы: Формирование готовности к обучению в школе, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных навыков, развитие интеллектуальных качеств, развитие мышления...

Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»

Аннотация к программе дополнительного образования«Блоки Дьенеша. Цветная логика».Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению дет...

Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»по методической разработке ...

Программа «Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет» в средней группе с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Программа«Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет»в средней группес использованием кубиков Никитина «Сложи узор»по методической разработке Л.И.Сорокиной....