Работа по созданию программы развития ДОУ
статья по теме

Собакинских Оксана Владимировна

Статья содержит материал о том, как приступить к формированию программы развития ДОУ, какие этапы содержит данный процесс, чем они характеризуются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_sozdaniyu_programmy_razvitiya_dou_1.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

         Работа по созданию программы развития ДОУ.

Согласно пункту 7 статьи 28 федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Данное условие открывает перед образовательной организацией ряд возможностей, а именно:

- определить перспективные направления развития учреждения,

- выявить потенциал организации,

- наметить стратегию развития  в соответствии с запросами государства и общества,

- значительно повысить качество предоставляемых образовательных услуг.

На сегодняшнем этапе развития системы образования дошкольная организация является развивающейся открытой системой, нацеленной на активное взаимодействие с социумом. Основываясь на данном принципе, ДОУ способно стать эффективным инструментом развития личности ребенка. В этом отношении особую значимость приобретает планирование работы  ДОУ, четкое видение перспективы и возможностей дошкольного учреждения. Принимая во внимание вышеизложенное, можно утверждать, что программа развития ДОУ является одним из важнейших управленческих документов, основой для принятия стратегических и оперативных  управленческих решений в деятельности образовательного учреждения. Особую актуальность программа развития приобретает на этапе введения нового стандарта дошкольного образования,  когда речь идет о системной перестройке, о согласованности работы многих людей для достижения максимального результата.  

        Как руководителю выстроить работу по созданию программы развития дошкольного образовательного учреждения?  Какие задачи первостепенны? С какими трудностями, возможно, столкнется учреждение при подготовке проекта программы? Какой подход будет наиболее результативным? Важно заранее ответить на данные вопросы, чтобы эффективно спланировать и организовать работу.

        Можно определить три основных этапа работы над программой:

  1. Подготовительный этап.
  2. Непосредственная разработка программы.
  3. Этап согласования (внутренней и внешней экспертизы)

Каждый из этапов характеризуется решением определенных задач.

На подготовительном этапе важно учесть ряд ключевых вопросов.

Прежде всего, необходимо вовлечь большинство членов коллектива в разработку программы. Надо учитывать при этом, что мотивы принятого решения о необходимости разработки документа могут быть различны –  директива вышестоящих инстанций, личная инициатива руководителя организации или созревшее осознанное решение коллектива. Важно проанализировать и результативно использовать возможности вовлечения большинства сотрудников  в разработку программы.

Огромную роль играет планирование работы, организация управленческого обеспечения.

Также в задачи данного этапа входит организация рабочей группы, определение ее функционала. Такая группа может быть не одна, а несколько, в этом случае должны быть четко установлены направления работы для каждой группы, разграничены обязанности.

При подготовке к следующему этапу важно определить стратегические ориентиры развития учреждения исходя из требований государства и актуальных запросов общества; сформулировать тему программы, обозначить проблему, на решение которой и будет направлена вся последующая работа.         

Этап непосредственной  разработки  программы предусматривает три основных последовательных стадии  – это анализ, формирование концепции и разработка стратегии (планирование).

Проблемно-ориентированный анализ позволяет определить существующее положение дел в образовательном учреждении, выявить, что должно измениться, чтобы ДОУ соответствовало требованиям, которые   к нему предъявляются.

При организации данной процедуры  необходимо:

- составить подробную информационную справку о дошкольной организации, отражающую численность и состав контингента, особенности образовательной деятельности, существующие традиции, состояние материально-технической базы, кадровый состав и т.д.

- рассмотреть социальную среду, окружение, в котором функционирует образовательная организация и его влияние; возможности изменения социального заказа;

- проанализировать внутренние ресурсы организации: кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые, нормативно-правовые психолого-педагогические -  в свете перспектив, обозначенных программой развития.

Выявленные при анализе сильные либо слабые стороны работы ДОУ могут сказаться на корректировке темы Программы развития, важно чтобы она была четко сформулирована при переходе к следующему этапу –  формированию концепции.

При формировании концепции необходимо указать, какие ценности легли в ее основу, обозначить «видение» желаемого будущего – наиболее совершенного состояния дошкольного учреждения, сформулировать цель – прописать, на какой результат выйдет учреждение, реализовав программу.

Самым важным моментом на этом этапе можно назвать создание «миссии» образовательной организации. Необходимо определить, на реализацию какой части социального заказа  ориентировано данное дошкольное учреждение.

Именно миссия лежит в основе концептуальных преобразований учреждения, в основе видения как образа нового детского сада, так и новой системы управления данным учреждением.

Описывая образ нового учреждения необходимо дать характеристику как «по-новому» будет осуществляться организация учебно-воспитательного процесса, какие технологии, методики и программы будут применяться.

Представляя образ новой системы управления, мы описываем организационную структуру, перечень субъектов управления и механизмы или методы их работы.

Необходимым элементом концепции также является модель выпускника ДОУ – таким, каким его создаст новое учреждение.

Не менее важно прописать цель – как формулировку того, что мы хотим получить в результате реализации данной программы. Цель определяет новое качество образования, она должна быть понятна и близка всем участникам программы – только в этом случае возможна ее полноценная реализация.

 Конкретизируется цель постановкой задач, как более видимых результатов работы. При этом становится возможным выделить более простые и доступные для выполнения операции; создать последовательность их выполнения с учетом их связи, сложности и времени выполнения, то есть выработать тактику достижения цели, смоделировать весь объем работы.

Цель программы тесно связана с предполагаемым результатом, который также необходимо прописать при разработке программы. Он должен быть конкретным и наглядным, придавать цели черты определенности.

Обозначив цель и результаты необходимо перейти к планированию. План представляет собой систему мероприятий, в которой обозначены порядок и  сроки их выполнения.

Исходя из вышеизложенного, становится видна определенная последовательность, которая ложится в основу структуры программы развития. Такая структура достаточно вариативна, главное условие – чтобы все части программы соотносились между собой. Примерно структура программы развития дошкольного образовательного учреждения может выглядеть следующим образом:

  1. Аннотация (паспорт программы).
  2. Информационная справка о ДОУ.
  3. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды

и социального заказа на образование.

  1. Проблемно-ориентированный анализ внутренних ресурсов ДОУ.
  2. Концепция развития ДОУ.
  3. Стратегия, этапы, основные направления и задачи перехода к новому состоянию ДОУ.
  4. План мероприятий по каждому направлению.
  5. Механизм контроля результатов реализации программы.

В дальнейшем при внесении корректировок важно учитывать взаимозависимость всех элементов программы, оценивать ее внутреннюю согласованность.

Этап согласования предусматривает внутреннюю (осуществляемую экспертами ДОУ) и внешнюю экспертизу Программы - данная функция возложена на Учредителя. Задача этого этапа – получить независимую оценку, позволяющую документу стать реальным механизмом развития учреждения, проявления ДОУ в новом качестве, способствующую формированию конкурентоспособности и результативности функционирования дошкольной образовательной организации.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология создания и использования в практике работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Материалы статьи предназначенны руководителям учреждения. В технологии прописаны этапы, цель и содержание работы на каждом этапе разработки программы ДОУ; прописан управленческий комплекс сопровождени...

Опыт работы по реализации программы развития ДОУ

Данный опыт  по теме программы "ДОУ - муниципальный центр физического развития и приобщения к здоровому образу жизни" был представлен на коллегии управления образования в марте 2011 года....

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...

Семинар-практикум «Флипчарты – средство создания программ для работы на интерактивной доске»

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это может обеспеч...