«В ногу со временем». ИКТ в социально-коммуникативном развитии дошкольника.
статья (подготовительная группа) на тему

Авершина Оксана Владимировна

Жизнь во все времена была и есть динамична, изменчива, с определенными взлетами и падениями. Время опережает события. Никто и не мог предположить, что каких-то 20 лет назад компьютеризированный поток охватит все уровни и структуры общества. Ведь совсем в недавнем прошлом информатика рассматривалась как специфическая наука, а использование компьютеров будет применяться в обычной обыденной жизни. Сегодня уже ясно, что человеческая жизнь будет затруднена, если она не будет компьютеризирована. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В ногу со временем». ИКТ в социально-коммуникативном развитии дошкольника

Жизнь во все времена была и есть динамична, изменчива, с определенными взлетами и падениями. Время опережает события. Никто и не мог предположить, что каких-то 20 лет назад компьютеризированный поток охватит все уровни и структуры общества. Ведь совсем в недавнем прошлом информатика рассматривалась как специфическая наука, а использование компьютеров будет применяться в обычной обыденной жизни. Сегодня уже ясно, что человеческая жизнь будет затруднена, если она не будет компьютеризирована. Компьютер многофункционален, его устройство таково, что он может быть полезен человеку любой профессии. Уже к середине 80-х годов 20столетия был накоплен достаточный опыт, который показал, что в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей педагогического процесса всех заведений – от детского сада до средней школы и вуза. Компьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, тем чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным.

Таким образом, преодолевая ряд дискуссионно-проблематичных вопросов в воспитательно - образовательном пространстве о пользе и вреде компьютеризации, всё-таки приоритетным направлением в системе образования остается применение информационно-коммуникативных технологий.

Использование компьютеров в современных условиях выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А. В. Запорожцем концепцией амплификаци (обогащения) , является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности: нравственной, интеллектуальной, эстетической. Свою работу по направлению использования ИКТ я начала на базе МБДОУ №6 «Улыбка»               г. Пролетарска. Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому я активно использую разработки в этой области. Использую презентации MS Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей с природой, демонстрируя всю ее естественную эстетическую красоту. Ввести ребенка в мир прекрасного – это прежде всего научить его эмоциональной чуткости, бесконечному богатству красок, звуков, форм окружающего мира. Развитие эстетического вкуса поможет выработать у детей иммунитета против пошлости, серости, примитива, в чем бы они не проявлялись: в искусстве, поведении, внешнем облике.

Но самое главное – пробудить у дошкольника творческие силы, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь

Соприкосновение с прекрасным обостряет все чувства ребенка, делает его более чутким к окружающей жизни, создает радостный, мажорный настрой и хорошее настроение. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Поэтому в своей педагогической деятельности разрабатываю и использую мультимедийные презентации, которые построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении НОД, на примере - «Как прекрасен этот мир».

Целью которого, было формирование нравственных и эстетических чувств дошкольника через приобщение детей к прекрасному миру цветов.

При реализации НОД ставилась необходимость решения следующих задач:

- создание атмосферы доброжелательного отношения детей к окружающему миру, друг другу;

- обогащения словаря формулами словесной вежливости и созидательности: «здравствуй мир», «доброе утро», «доброжелательность»;

- развитие воображения и познавательного интереса детей через виртуальное (интерактивное) путешествие «В гости к Фее Цветов», что способствовало закреплению первичных естественнонаучных и экологических представлений о цветах и их эстетическом значении;

- активизирование психических процессов дошкольника: восприятия, внимания, памяти, образного и логического мышления;

- закрепление знания детей о классификации цветов на луговые (дикорастущие) и культурные (возделываемые человеком) ;

- формирование навыков и умений детей в составлении звуковых схем слова;

- корректирование четких представлений детей о эстетическом значении цветов, о нравственном и гуманном отношении человека к миру природы, друг другу.

К НОД было разработано электронное приложение, состоящее из анимационных слайдов и соответствующее содержанию конспекта.

В должностных требованиях к педагогам ДОУ одним из условий соответствия квалификационным характеристикам является владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Поэтому, на мой взгляд, использование ИКТ в работе педагога в т. ч. и для организации НОД является актуальным и перспективным. Так как применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Мы, педагоги ДОУ не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых сигналов и видеозаписей, презентациями, слайд-шоу, мультимедийными, фотоальбомами. Все это нам и обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Из личного опыта работы педагога-психолога МБДОУ №6 «Улыбка»

Ростовской области, г. Пролетарска

Авершиной Оксаны Владимировны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации

Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...

Игровое пособие "Радуга-MIX"и его образовательный потенциал в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»...

Техника ЛЕГО – конструирование как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Презентация по использованию техники лего- конструированиядля развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста...

Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...

Доклад "Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников"

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Сегодня оно приобретает особую актуальность, поскольку в современных условиях возникли особенности социального ...