Мониторинг (контроль) готовности ДОУ к введению ФГОС ДО
методическая разработка на тему

Савкина  Светлана Сергеевна

Материал содержит анкеты для педагогов, родителей, руководителей ДОУ. а также карты самоанализа. Разработан на основе материалов ЛОИРО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг  готовности  ДОУ  к  введению  ФГОС дошкольного образования

Направление  мониторинга:  определить  уровень  готовности  ОУ и педагогов к  введению ФГОС ДО

 

Цель:  выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов специалистов  ДОУ при введении ФГОС ДО

Задачи:

-  определение основных рисков введения ФГОС ДО в ДОУ

-  получение  информации  о готовности  педагогических кадров ДОУ к работе в новых условиях, умении проектировать и реализовывать образовательный процесс  с учетом ФГОС ДО,  в т.ч. на основе современных ИКТ-технологий ,

-  выявление  основных  проблем, испытываемых  руководителями и  педагогами  ДОУ в ходе  введения ФГОС ДО,

- уточнение содержания запросов педагогов на необходимые  информационные  и научно-методические ресурсы,

- выявление мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития  педагога в условиях  введения ФГОС  ДО,

-  определение основных направлений и форм  методической поддержки специалистов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО

- разработка (корректировка) программ методического и нормативного сопровождения процесса введения ФГОС ДО и программ саморазвития педагогов.

Основные критерии мониторинга:

     - принятие педагогом концепции изменений, производимых в системе методического и нормативного сопровождения  на основе ФГОС ДО

   -  наличие системы методического сопровождения специалиста ДОУ в процессе перехода на новые образовательные стандарты, условий  включения  в нее педагогов, работающих в ДОУ

    -   соответствие  уровня  готовности  педагогических кадров к введению ФГОС (в частности, уровень развития  проектировочных умений, владение современными  технологиями,  реализуемые программы,  использование современных форм представления детских результатов (портфолио, творческих работ и пр.),

    -   качество  документации  педагогов ДОУ (какие документы разработаны  им  и (или) используются),

    - соответствие материально-технического обеспечения ДОУ (группы) требованиям ФГОС  ДО (в т.ч. методическая оснащенность педагогов),

    -   уровень  удовлетворенности  результатами  работы  педагога  родителями воспитанников, администрации  ДОУ,

    -    степень удовлетворенности  педагога  условиями труда,  соответствие их требованиям ФГОС  ДО.

Сроки  мониторинга:  

Участники мониторинга:

-  воспитатели  разных групп  ДОУ,

- педагоги  и специалисты ДОУ ( музыкальный руководитель, руководитель  физического воспитания, руководитель  изостудии,   учитель-логопед, психолог, медицинский персонал) ,

-  руководитель ДОУ,  зам. зав. по ВМР ,

-  родителей  воспитанников  ДОУ.

Мониторинг  готовности  ДОУ и педагогов ДОУ по введению ФГОС ДО  проводится на основе  заполнения  имеющихся в приложениях к  программе  мониторинга:

Приложение № 1 – Вопросник, заполняют  воспитатели, руководители  и другие специалисты ДОУ

Приложение № 2 – Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС ДО», заполняют воспитатели, руководители и другие специалисты ДОУ,

Приложение № 3 – Самоанализ  «Характеристика изменений в деятель-ности  педагога, реализующего требования  ФГОС ДО»  заполняют воспитатели, руководители и другие специалисты ДОУ

Приложение № 4 – Самоанализ «Характеристика  изменений в деятельности  воспитанника в соответствии с ФГОС ДО» заполняют воспитатели и другие специалисты ДОУ ,

Приложение № 5 –  Схему  «Карта  самоанализа готовности образовательных учреждений к введению ФГОС ДО» заполняют руководитель ДОУ, зам. зав. по ВМР

Приложение № 6 – «Результаты  анкетирования   родителей  воспитанников»   заполняют родители  воспитанников ДОУ.

Приложение №1

Вопросник

Уважаемые педагоги и руководители ДОУ, просим  Вас ответы на предлагаемые вопросы  дать в развернутом виде.

Цели вопросника:

  1. Выявление профессиональных затруднений  руководителей,  педагогов и специалистов в период перехода на ФГОС НОО.
  2. Использование полученной информации  для  составления плана методической работы  ДОУ на учебный год  для  устранения  выявленных проблем.

Ф.И.О ,должность участника мониторинга

_____________________________________________________________________________

  1. Ваше отношение к введению ФГОС ДО.

  1. Какие профессиональные трудности у  Вас возникли в связи с введением ФГОС?

  1. Какие вопросы по введению ФГОС Вы считаете наиболее освоенными? Какие результаты профессиональной деятельности предполагаете использовать в условиях введения ФГОС ДО?

  1. Ваши  пожелания по организации методической работы по введению ФГОС на следующий учебный год?

  1. Оцените по трехбалльной шкале свою готовность к введению ФГОС, где: 0 – низкая готовность, 1 – готовность к решению отдельных задач, 2 – готовность к реализации задач ФГОС в полном объеме

0        1         2

Благодарим  Вас  за участие.

Приложение №2

Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС ДО»

Уважаемые педагоги, просим ответить на предлагаемые вопросы!

Ф.И.О, должность участника мониторинга   

  _____________________________________________________________________________

№п/п

Вопросы

ответ

1.

Считаете ли вы, что введение ФГОС ДО положительно скажется  на развитии и  образовательных результатах воспитанников?

2.

Считаете ли вы, что введение ФГОС ДО положительно скажется  на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?

3.

Как вы считаете, какие положительные изменения произошли (произойдут) в образовательных учреждениях с введением ФГОС?

4.

Сформулируйте основные отличия ФГОС от федеральных государственных требований к ДО

5.

Перечислите основные требования к документации  педагога  ДОУ

6.

Как вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС ДО?

- воспитатель,

- специалисты  ДОУ

- заведующий ДОУ

- зам. зав. по ВМР, ст. воспитатель, методист ДОУ

- руководитель МО в районе

- специалисты муниципального управления образования

- родители воспитанников

- иные лица (социальные партнеры, попечители)

- представители органов контроля и надзора в образовании

7.

По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?

8.

На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС? Оцените степень готовности в баллах от 1 до 5

9.

Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете ( можете испытать) ?

10.

Какую помощь по преодолению педагогических затруднений  вы хотели бы получить?

11.

На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?

12.

Перечислите основные результаты вашей профе-ссиональной  деятельности на сегодняшний день

Приложение № 3

                                                                           Самоанализ                              

Характеристика изменений в деятельности педагога, реализующего требования  ФГОС ДО

Уважаемые коллеги, просим Вас заполнить предлагаемую таблицу, сопоставив основные изменения в профессиональной деятельности руководителя и педагога ДОУ в условиях введения   ФГТ   и  ФГОС ДО

Ф.И.О, должность участника мониторинга 

Предмет изменений

Деятельность педагога по

ФГТ

Деятельность педагога после введения  ФГОС ДО

Особенности  планирования воспитательно - образова-тельной работы

Особенности организо-ванного  обучения

Цели и  задачи воспитательно- образова-тельной  деятельности

Применяемые методики и технологии (обучения, воспитания,  коррекции,

развития  детей)

Формы НОД и ООД

Характер взаимодействия с родителями воспитанников

Роль образовательной среды ДОУ и группы в решении  педагогических  задач

Результаты взаимодействия  с воспитанниками, особен-ности их  изучения и диагностики

Приложение № 4

Самоанализ

Характеристика  изменений в деятельности  воспитанника в соответствии с

 ФГОС ДО

Уважаемые коллеги, просим Вас заполнить предлагаемую таблицу, сопоставив основные изменения в  деятельности воспитанников ДОУ в контексте     ФГТ и  ФГОС ДО

Ф.И.О, должность участника мониторинга

_____________________________________________________________________________        

Предмет изменений

Деятельность воспитанника по ФГТ

Деятельность воспитанника о ФГОС ДО

Общая  характеристика деятельности  педагога  и ребенка

Основные формы работы:

Используемые средства и материалы:

Роль педагога, специалиста:

Роль воспитанника:

Основные формы работы:

Используемые средства и материалы:

Роль педагога, специалиста:

Роль воспитанника:

Особенности взаимодействия   педагога и воспитанника

Особенности  деятельности педагога по  адаптации ребенка  в  ДОУ

Результаты воспитательно-образовательной, коррекционно-развивающей работы

Оценка  деятельности воспитанников


Приложение №5

Схема «Карта самоанализа готовности образовательных учреждений к введению ФГОС ДО»

Коллеги, просим  Вас заполнить схему самоанализа, выбрав один из предложенных вариантов ответа ( 0 – отсутствует или представлено мало, 1- представлено частично, 2- представлено в полном объеме) по каждому показателю, критерию или индикатору.

Просим суммировать общее количество полученных баллов.

В каждой группе критериев следует также самостоятельно охарактеризовать текстом  дополнительные условия – индикаторы, ответив на вопрос «Что ещё?»

Ф.И.О, должность участника мониторинга

_________________________________________________________________________________________________________________________

№ п/п

Показатели

Критерии

Индикаторы

балл

Управленческие условия

1.

Готовность администрации к нововведениям

Наличие опыта инновационной деятельности

ДОУ является (являлось) базовой площадкой по внедрению инновационных процессов

ДОУ является (являлось) экспериментальной площадкой по внедрению инновационных процессов

ДОУ принимало участие в конкурсе инновационных учреждений ( проектов)

ДОУ имеет опыт участия в иных конкурсных мероприятиях ( в т.ч. являлось получателем грантов) и т.п.

Что ещё?

Администрация Д ОУ инициирует обсуждение и проектирование нововведений

Проведение педагогических советов, совещаний, конференций по проблемам готовности  к реализации  ООП на основе ФГОС

Что ещё?

Включенность администрации ДОУ в обсуждение, проектирование и реализацию нововведений

Представители администрации ДОУ входят в состав рабочих (проблемных, проектных) групп

Личное участие администрации ДОУ в работе с субъектами образовательного процесса (родители, педагоги, воспитанники) в части согласования требований к новому результату образования

Личное участие администрации ДОУ в работе с внешними заинтересованными сторонами (другие ОУ, в том числе ВУЗы,  представители общественности и др.) в части согласования требований к новому  результату образования

Что ещё?

Наличие административной команды

Каждый член управленческой команды имеет четкое представление о своих задачах, ответственности и полномочиях в процессе нововведений

Что ещё?

Наличие системы «обратной связи»

В ДОУ имеется  опыт мониторинга изменений

В ДОУ разработаны свои способы (элементы)  мониторинга изменений

Что ещё?

2.

Участие родителей в управлении реализацией основной обще-образовательной программы

Наличие системы государственно – общественного управления образовательной деятельностью

В ДОУ создан и работает Совет учреждения (управляющий совет, попечительский совет и т.п.)

Совет учреждения ( творческая группа)  принимал участие в разработке образовательной программы (её части)

Совет учреждения имеет возможность влиять на процесс реализации образовательной программы

В ДОУ имеется опыт внедрения позитивных родительских (детских) инициатив

Администрация представляет результаты деятельности ДОУ общественности

Встречи с родителями имеют диалогический, конструктивный характер

Что ещё?

3.

Управление процессом реализации основной общеобразовательной программы

Внедрение инноваций в процесс реализации ООП в целях удовлетворения образовательных потребностей всех воспитанников

Образовательная программа ДОУ разработана (скорректирована) на основе информации, полученной в результате измерений, исследований, анализа результатов деятельности ОУ

Члены административной команды готовы к гибким изменениям режимов дня (в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями воспитанников)

Сайт образовательного учреждения является элементом управления процессом реализации основной  общеобразовательной программы ДОУ

Что ещё?                                                                                  Итого:

Педагогические условия

1.

Уровень профессиональной компетентности педагогов

Владение педагогами современными технологиями организации образовательного процесса

Большая часть педагогов может создавать педагогические ситуации с целью развития и коррекции уровня подготовки и развития воспитанников: гибко перестраивать свою социальную и ролевую позиции; решать стихийные ситуации, выявлять, предупреждать и разрешать конфликты; применять способы физиологической и психологической разгрузки при создании благоприятного психологического климата

Большая часть педагогов  ДОУ владеет информационными технологиями и использует их в образовательном процессе

Большая часть педагогов ДОУ владеет способами организации интерактивных форм обучения (диалог, дискуссия, проектирование, исследование, решение проблем, игры) и использует их  в  воспитательно-образовательном процессе

Большая часть педагогов владеет способами  организации  разнообразных  образовательных ситуаций и  форм  деятель-ности  воспитанников  ( НОО и ООД: экскурсии, путешествия, проект, мастерская, развлечение,  исследование, эксперимент, выставка и др.) и использует их в образовательном процессе

Большая часть педагогов владеет современными методами диагностики  развития детей, использует их в образовательном процессе, в том числе для внесения  корректировки  в  рабочие программы

Что ещё?

2.

Условия профессиона-льного развития и самореализации персонала ДОУ

Поддержание и развитие компетентности педагогов

Наличие в ДОУ системы повышения квалификации

Возможность участия педагогов в стажировках на базе других ДОУ, в иных формах профессионального педагогического общения

Образовательное учреждение является площадкой для проведения семинаров, мастер-классов, стажировок педагогов, в том числе из других ДОУ

Что ещё?

Система мотивации педагогов к введению инноваций в образовательный процесс

Педагоги вовлечены в процесс обсуждения, проектирования и реализации нововведений

Педагоги активно участвуют в работе проблемных (рабочих, проектных) групп, МО

Что ещё?

Система поддержки и развития педагогических инициатив

В ДОУ регулярно проводятся творческие конкурсы педагогов  («Лучшая методическая разработка», «Лучший участок ДОУ» и др.)

В ДОУ имеется «Банк продуктивного педагогического опыта»

Педагоги ДОУ представляют свой опыт на конференциях, семинарах, форумах

В ДОУ разработана система морального и материального поощрения педагогов

Что ещё?                                                                                  Итого:

Организационно – содержательные условия

1.

Организация процесса реализации ООП

Организация образовательного процесса в ДОУ обеспечивает реализацию индиви-дуальных  учебных планов и образовательных траекторий обучающихся

В ДОУ имеется опыт формирования индивидуальных  учебных планов для воспитанников ( по инициативе специалистов ДОУ или родителей)

В ДОУ имеется опыт проведения  занятий (обучающих и воспитательных мероприятий) в других ОУ, в смешанных группах и в различных формах (экскурсии, походы, пленэры, экспедиции)

В ДОУ имеется опыт учета в индивидуальных маршрутах воспитанников особенностей их образовательной траектории (учет художественной, музыкальной или спортивной, иной тематической деятельности в сфере дополнительного образования)

В ДОУ имеется опыт использования систем дистанционного обучения, Интернета, ИКТ, ЭОР

Что ещё?                                                                                  

2.

Обеспечение реализации ООП

Программно - методическое

Все  образовательные области обеспечены методическими разработками

Методическая библиотека (в том числе электронная) постоянно пополняется с учетом развития науки и практики

Что ещё?

Дидактическое

Мероприятия  с детьми в рамках НОД обеспечены системой дифференцированных заданий, позволяющих педагогу организовать совместную и самостоятельную деятельность воспитанников  в соответствии с их интересами, возможностями и социальной ситуацией развития

В ДОУ имеются возможности использования воспитанниками ресурсов мультимедиа среды

В ДОУ есть опыт использования электронных  учебно - наглядных пособий и оборудования

Что ещё?

Оснащенность образовательного процесса

Есть  помещения,  оборудованные  современными ТСО, ИКТ

Имеются специализированные помещения, оборудованные в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО (физкультурный . зал,  библиотека, мастерские, изостудии, бассейн, кабинеты специалистов и пр.)

В ДОУ имеется музей, кафе (столовая), фонотека, видеотека, медиатека и т.д.

В ДОУ организована возможность доступа учащихся к компьютерным и информационным сетям (интернет)

Что ещё?                                                                                  Итого:

                                                                                                                                                                               

 Общее количество баллов:


Приложение №6

Результаты  анкетирования   родителей  воспитанников групп, принимающих участие в  инновационной  работе

Ф.И.О группа №______________________________________________________________

В анкетировании  приняли  участие:    ……..    чел/……   % родителей

Дата  проведения  анкетирования:

Мониторинг  профессионально – общественного  мнения относительно  введения и реализации новых образовательных стандартов дошкольного  образования

  1. Основными  источниками информации о  ходе  введения и реализации  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования  (ФГОС ДО) для  Вас   являются  (выберите не более трёх  вариантов  ответа):

       а) воспитатель группы  и (или) администрация образовательного учреждения

Чел/ %

б)  родители других воспитанников группы детского сада

в) печатные  средства  массовой  информации ( газеты, журналы и т.д.)

г) электронные  средства массовой  информации ( телевидение, радио и т.д.)

д) Интернет-сайт  ДОУ;

е) другое (указать)_____________________________________________________________

2. Можете ли  Вы  сформулировать  основные  отличия  ФГОС ДО  от  федеральных государственных требований к дошкольному  образованию до введения  стандарта?

а) да

Чел. / %

б) нет

в) затрудняюсь  ответить

3.  Учитывалось  ли   Ваше  мнение  при   организации   воспитательно-образовательной   деятельности  ( кружков,  секции,  клубов,  общественно-полезных  практик, экскурсий и др.) в образовательном  учреждении, в целом, при  проектировании основной  общеобразовательной  программы ДОУ( планировании воспитательно-образовательной работы с детьми на группе)?

а) да

Чел. / %

б) нет

4.  Какое  участие  Вы  принимаете  в реализации воспитательно-образовательного  процесса в целом в ДОУ и в группе, которую посещает ваш ребенок? ( возможен выбор более  одного варианта  ответа)? Как взаимодействуете с педагогами ДОУ?

а) присутствую  на мероприятиях

 Чел. / %

б)  участвую  в  организации  мероприятий,  дополнительных занятий  кружков,  секций, в походах  и т.д.;

в) обеспечиваю  создание  нового  «уклада жизни» группы и ДОУ ( совокупности норм, правил,  сохраняющих и развивающих  устойчивый, сложившийся порядок отношений  между участниками образовательного процесса,  знаю функции  специалистов ДОУ,  поддерживаю традиции детского сада)

г) участие не принимаю

д)  другое ( указать)

5.  Кем  Вы  себя  ощущаете  в  ДОУ ? Своё  положение в системе отношений  «детский сад-родители» Вы  можете  охарактеризовать как ( необходимо выбрать только один вариант ответа):

а)  мы  можем  совместно решать общие проблемы

Чел. / %

б) от меня ничего не зависит

в)  детский сад  сегодня  обязан обеспечить конкурентоспособное  качество образования, и моя  задача это контролировать

6..  Что  изменилось  в жизни  Вашего ДОУ ( группы, которую посещает  ваш ребенок) с  введением нового  ФГТ к дошкольному образованию?

Улучшение материально-технической базы школы.

Чел. / %

 Расширение сети кружков.

Вовлечение  родителей в образовательный процесс

7.  Считаете ли Вы, что с введением и реализацией ФГОС ДО произойдут положительные изменения в деятельности  ДОУ и педагогов?

а) да,

Чел. /%

б) нет,

в) затрудняюсь  ответить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»:

·         определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;·         составление перечня изменений, которые след...

Самоанализ готовности МБДОУ "Детский сад № 13" к введению ФГОС дошкольного образования

Информационная справка ДОУ, реализация требований к программно-методическому обеспечению, к кадровым условиям, к созданию психолог-педагогических условий, требования к предметно развивающей среде, мат...

Готовность к введению ФГОС в дошкольных группах при школе

Выступление на конференции и готовности к введению новых ФГОС...

Готовность к введению ФГОС в дошкольных группах при школе

Выступление на конференции о  готовности к введению новых ФГОС...

Мониторинг - важная часть воспитательного процесса при введении ФГОС 3 поколения

Для успешного развития  и совершенствования воспитательного процесса в образовательных заведениях необходимым условием является мониторинг.Главной целью мониторинга является управление качеством ...

«Организация внутреннего контроля в учреждении дошкольного образования в условиях переходного периода введения ФГОС ДО»

Контроль - специфический вид управленческой деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса, т. е можно сказать, что это систем...