Конфликтные ситуации и их разрешение (родитель-воспитатель) – практикум.
статья на тему

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktnye_situatsii_i_ikh_razreshenie_21.11.2014.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликтные ситуации и их разрешение (родитель-воспитатель) – практикум.

   Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.

   Проблема взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. В современной ситуации это объясняется прежде всего крупными социально-экономическими преобразованиями в России, которые не могли не коснуться системы образования. Наряду с формированием новых моделей отношений семьи и учреждений образования растет взаимное недоверие этих воспитательных институтов. Разобщенность и критика в адрес друг друга неизбежно ведут к конфликтным ситуациям в системе «педагог-родитель». Конфликтные ситуации могут возникать в работе даже высокопрофессиональных, опытных воспитателей. А страдает в результате наиболее уязвимое звено – ребенок.

   Как показывают данные научных и эмпириметрических исследований, современному педагогу для решения этой и многих других проблем во взаимоотношениях с семьей недостает психологической и коммуникативной культуры.  

   Современному воспитателю нужна специальная подготовка, направленная на формирование более высокого уровня профессионально-педагогической культуры, благодаря чему у педагога появится осознание необходимости преобразования профессиональной деятельности на основе замены одних приемов взаимодействия с родителями другими и овладение новыми технологиями общения с ними.

                                                          Практикум

«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

                                                  Ход семинара:

                                             Упражнение «Яблоко и червячок»

Ведущий (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту,   будто вы – яблоко, спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Чтобы вы ответили червяку? Откройте глаза  и запишите свой ответ.

        Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель»

Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог-родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило,  о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

                     Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций. Умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

                     Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

                     Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

  • возникновение конфликта (появление противоречия);
  • осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы из одной сторон;
  • конфликтное поведение;
  • исход конфликта.

                     Конфликт «педагог-родитель» обычно предполагает протекание по типу        «начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того,  подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

                          Предложения способов разрешения конфликтных ситуаций

Ведущий: Для описания способов разрешения конфликтов К.Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.

(Ведущий раздает участникам заранее приготовленные распечатки модели «Способы выхода из конфликтной ситуации»)

Внимание к своим интересам

Внимание к интересам собеседника

                                         Способы выхода из конфликтной ситуации (по К.Томасу)

Ведущий:  Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих  интересах, полное игнорирование интересов партнера.

                     Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

                     Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

                     Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

                      Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб другого.

Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта.

Испытание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения.

Уклонение

Уход от ответственности за принятие решений.

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время.

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов.

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание    собственной неправоты. Отсутствие власти.

Нерешенность конфликта.

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок.

Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей.

Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта.

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников.

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников.

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха.

Ведущий: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными  способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество,  однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

                      А теперь, когда, вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

                (Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)

                             Примеры ответов участников семинара:

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»

Избегание: «Вон, посмотри, какая симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым  хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видно, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Выполнение антистрессового семинара:

Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

                   Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги, если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

                   В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Литература: 
1. Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.
 
2. Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006
 
3. Павленко Т., Рузская А. «Почему они конфликтуют?» // Дошкольное воспитание, 2003, №1, с. 72-78.
4. Р. С. Немов Психология, т -2. - М., 2003.

5. Г. В. Ложкин Практическая психология конфликта. - К., 2000.

6. Е. М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости. - М., 2005.