Памятка ФГОС ДО. В ногу со временем.
учебно-методический материал по теме

Яценко Татьяна Владиславовна

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_fgos_do_2.docx286.02 КБ

Предварительный просмотр:

(англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов»

«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану»

Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Теория «амплификации» (А.В.Запорожец)

Термин «амплификация» был использован Запорожцем применительно к психическому развитию ребенка. Амплификацию он противопоставлял искусственной акселерации, выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременном превращении младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д.

 Амплификация, по Запорожцу, — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.

В рамках этой концепции он выдвигает требования к решению трех фундаментальных задач:

1) необходимость учета не только того, что ребенок этого возраста может усвоить при интенсивной тренировке, но и каких физических и душевных сил это от него потребует;

2) выстраивание оптимального режима работы, обеспечивающего развитие специфических для данного возраста видов детской деятельности, в которых наиболее успешно усваивается содержание и формируются новые физиологические и психологические функции;

3) определение ядра таких ценнейших человеческих качеств, которые наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве и войдут в «Золотой фонд зрелой человеческой личности».

       Такие требования позволяют сущностно по-новому определить содержание дошкольного образования. Оно базисно, поскольку позволяет формировать базис развития личности человека, и многоаспектно (а не предметно, как в школе). В такое содержание входят и информация из разных областей действительности, которая в результате активного присвоения ребенком становится знанием; и способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой); и способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях; и набор определенных личностных качеств (активность, инициативность, самостоятельность, толерантность, сопереживание и радость, аккуратность и умение следить за своим внешним видом); родной язык и русский как второй (требование современной ситуации).

       Решение базисных образовательных задач связано с реализацией деятельностного подхода, с организацией специфически детских видов деятельности (А. В. Запорожец). И прежде всего это относится к развитию подлинно самодеятельной игры, в которой ребенок познает разные смыслы - функционирования предметов, человеческих отношений, в ней формируются мотивы других видов деятельности (рисования, конструирования, экспериментирования с объектами и т.п.) и потребность познания, способы общения.

Лекторий №1

«В ногу со временем:

Изучаем проект ФГОС ДО

Руководитель рабочей группы

по разработке проекта ФГОС ДО,

директор  Федерального института развития образования (ФИРО)

Александр Григорьевич Асмолов

ЭТАПЫ создание ФГОС ДО:

1) 30 января 2013 г. – начало разработки ФГОС ДО

(Приказ Минобрнауки РФ № 57 от 30.01.2013 г. «О разработке ФГОС дошкольного образования»);

2) июнь 2013 г. – Проект ФГОС ДО выносится на широкое общественное обсуждение;

3) июль 2013 г. – общественные слушания Проекта ФГОС дошкольного образования в Общественной палате РФ;

4) 28 августа 2013 г. Совет Минобрнауки РФ по ФГОС утвердил ФГОС дошкольного образования;

5) сентябрь 2013 г. – ФГОС направлен в юридическую службу Минобрнауки РФ;

6) ФГОС ДО подписывает министр образования Ливанов Д.В.;

7) ФГОС ДО  отправлен для подписания в Минюст;

8) окончательный вариант размещен на сайте Минобрнауки РФ.

ФГОС дошкольного образования  разработан на основе:

  • Конвенции ООН о правах ребенка
  • Конституции РФ
  • Законодательства РФ

СТАНДАРТ обеспечивает  возможность учета:

  • Региональных,
  • Национальных,
  • Этнокультурных и др. особенностей народов РФ.

Методологическая основа ФГОС дошкольного образования:

  • Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского,
  • Амплификация развития (А.В. Запорожец).

Введение Стандарта планируется

с 1 января 2014 г.

в соответствии с Законом «Об образовании».

Переходный период составит

НЕ МЕНЕЕ 3-Х ЛЕТ!

Основные положения культурно-исторической

 концепции Л. С. Выготского:

Сознание (и психика вообще) предстало в концепции Л. С. Выготского не как замкнутый мир явлений, открытый только самонаблюдению субъекта (как «непосредственная данность»), а как вещь принципиально иного («сущностного») порядка. Если бы явление и сущность совпадали, напоминал Л. С. Выготский известное положение К.Маркса, не нужна была бы никакая наука. Сознание требует столь же объективного научного опосредствованного изучения, как и любая иная сущность, и не сводится к интроспективно данному нам явлению (переживанию) субъектом какого-либо его содержания.

Л. С. Выготский определял психику как активную и пристрастную форму отражения субъектом мира, своего рода «орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать». Он неоднократно подчеркивал, что психическое отражение отличается незеркальным характером: зеркало отражает мир точнее, полнее, но психическое отражение адекватнее для образа жизни субъекта — психика есть субъективное искажение действительности в пользу организма. Особенности психического отражения следует, поэтому объяснять образом жизни субъекта в его мире.

Л.С. Выготский стремился раскрыть, прежде всего, специфически человеческое в поведении ребенка и историю становления этого поведения, его теория требовала изменения традиционного подхода на процесс психического развития ребенка. По его мнению, односторонность и ошибочность традиционного воззрения на факты развития высших психических функций заключается «в неумении взглянуть на эти факты как на факты исторического развития, в одностороннем рассматривании их как натуральных процессов и образований, в смешении и неразличении природного и культурного, естественного и исторического, биологического и социального в психическом развитии ребенка, короче—в неправильном принципиальном понимании природы изучаемых явлений».

Л. С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. И формируются они в ходе социальных взаимодействий. Высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. Для того чтобы четко обозначить проблему, автор сближает три фундаментальных понятия, ранее рассматривавшихся как раздельные - понятие высшей психической функции, понятие культурного развития поведения и понятие овладения процессами собственного поведения.

По Л. С. Выготскому, необходимо выделять две линии психического развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловленными прежде всего биологическими, или природными (впоследствии в школе А. Н.Леонтьева стали говорить — органическими), факторами (органическим созреванием и функционированием мозга). В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые — высшие психические функции (ВПФ), которые характеризуются тремя основными свойствами:

1) социальностью (по происхождению),

2) опосредствованностью (по строению),

3) произвольностью (по характеру регуляции).

Литература:Культурно-историческая теория // Психология. Словарь. М., 1990/ под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Про Олимпиаду много надо знать, чтобы в ногу со временем шагать"

Проект разработан Дементьевой Валентиной Михайловной инструктором по физическому воспитанию и воспитателем Ермаковой Ларисой Асхатовной.  Представлен материал бинарных занятий  для детей под...

Консультация для родителей "В ногу со временем:изучаем ФГОС ДО!"

С 2014г. будет проходить постепенный переход всех ДОУ на новыйфедеральный государственный стандарт - ФГОС ДО....

"В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО"

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной  образовательной  программы  дошкольного  образования...

«В ногу со временем». ИКТ в социально-коммуникативном развитии дошкольника.

Жизнь во все времена была и есть динамична, изменчива, с определенными взлетами и падениями. Время опережает события. Никто и не мог предположить, что каких-то 20 лет назад компьютеризированный поток ...

Семинар «В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО»

Цель: подготовить педагогов ДОУ к применению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в своей практической деятельности....

Презентация "В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО"

Материал расчитан на педагогов дошкольных образовательных учреждений, реализующих ФГОС ДО....

"Шагаем в ногу со временем. Успешная реализация ФГОС" (из опыта работы)

quot;Шагаем в ногу со временем" Успешная реализация ФГОС, воспитателя средней группы "Смешарики" Евтеевой Л.В. за учебный 2016-2017 год...