Особенности гражданско-патриотического воспитания современного ребенка.
статья (старшая группа) на тему

Григорьева Нина Павловна

В статье рассмотрены основные моменты гражданско-партиотического воспитания и образования старших дошкольников в ДОУ на современном этапе развития общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности гражданско-патриотического воспитания современного ребенка.

В настоящее время наше общество находится на том этапе развития, когда наконец пришло осознание, что без пристального внимания к проблеме воспитания подрастающего поколения мы не сможем эффективно строить будущее своей страны, развивать ее социально-политический потенциал на мировой арене, сохранить целостность и суверенитет своей страны.

В связи с этим особенно важным становится именно гражданское воспитание и образование, обращенное к тем самым чувствам Гражданина великой страны, нравственным ценностям, значимым для россиян как носителей исторической традиции, нацеленное на формирование активного члена общества, воспринимающего идеи и механизмы гражданско-правового государства, отличающегося патриотизмом и толерантностью к народам своей страны.

Сегодня уже понятно, что воспитание Гражданина Отечества является объективной необходимостью, необходимостью, которая обусловлена политическими, экономическим, социальными реалиями современного мира. Но формирование Гражданина не может происходить само по себе, его нужно растить с самого раннего детства.

Если выделить в общей задачи воспитания частную задачу воспитания гражданского, то она, прежде всего, связана с необходимостью  научить ребенка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине; научить проявлять неравнодушие к существующим проблемам окружающего мира и желанию изменить ситуацию в лучшую сторону.

На самом деле понятия патриотизма и гражданственности так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны, и понимание значимости общегражданских и общедемократических ценностей и для своего государства, и для себя, в частности.

Наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов, потребностей позволяют сделать вывод, что современный ребенок старшего дошкольного возраста уже обладает достаточным количеством знаний и умений, а его интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. Он уже строит планы, высказывает суждения по тем или иным проблемам, которые его волнуют, пытается смоделировать ту или иную важную для него ситуацию.

На ребенка сегодня «обрушивается» огромное количество информации по телевидению, интернету, через общение с взрослыми, через компьютерные и развивающие игры, и он крайне рано входит в социально-политическую систему современного государства, начинает осознавать себя частью этой системы, большого мира.

Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находит отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании слушать рассказы воспитателя.

Вместе с расширяющимся кругом интересов к делам своей страны у ребенка зарождаются первые чувства гражданственности. Свой дом, двор, детский сад, улица, город – все это ощущение Родины. Пусть еще не осознанные, но эмоционально пережитые, они в дальнейшем явятся фундаментом большого чувства, имя которому – патриотизм.

Как отмечают все педагоги, привитие ребенку гражданственности и патриотизма не должно проходить в декларативной форме. Обрести собственный образ гражданина можно лишь тогда, когда в повседневной жизни востребованы патриотические чувства и навыки и умения гражданского поведения. Только так в последствие мы сможем актуализировать гражданские знания и сформировать навыки овладения демократическими и правовыми процедурами. Именно это и станет основой активного политического и общественного участия в жизни государства, ответственности за свои поступки, способности к критическому мышлению и проявлению патриотических качеств гражданина своей страны.

Работу  с детьми в этом направлении стоит начать с ближайшего окружения, которое в этот период наиболее значимо и понятно для ребенка: детский сад, свой город, село, поселок, семья – мама и папа.

Очень важно, чтобы любовь к этому близкому окружению была действенной, поэтому необходимо воспитывать у детей заботливое отношение к детскому саду, к своей группе, игровой площадке. Дети должны посильно участвовать в труде. Стремление дошкольников сделать свой детский сад, свою улицу еще красивее – это и есть начало действенной любви к своей малой Родине.

Воспитательная работа по ознакомлению с поселком, городом, селом, связана со всеми видами деятельности ребенка: впечатления от экскурсий дети передают в рисунках, лепке, аппликациях; обсуждают  увиденное с родителями и сверстниками; возвращаются к теме беседы через некоторое время, привнося в нее какие-то новые факты, узнанные у родителей и родственников и т.д.

Одним из основных средств воспитания любви к родному краю считается народное творчество. Большинство педагогов-психологов отмечали, что возможно и необходимо формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к миру. Одним из средств, обеспечивающих эту возможность, и является народное творчество.

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.

Приобщение к русской народной культуре можно начать с создания в детском саду уголка русского быта. Предметы русского быта – прялка, утюг, самовар, кухонная утварь – используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству, в сюжетно-ролевых играх.

Постоянное обращение детей к русскому фольклору, помимо основной патриотической направленности, выполняет так же функцию познавательного развития, способствует речевому развитию ребенка, делает речь детей богаче, образнее, развивает воображение и фантазию.

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма. Чтобы дети не только поняли произведение, но и прочувствовали его, следует использовать разные методы ознакомления с этим произведением с этим произведением (рассказывание с иллюстрациями, инсценировка, кукольный театр).

Одной из интересных и увлекательных форм знакомства дошкольников с произведениями народного творчества и декоративно-прикладного искусства является метод творческих заданий, позволяющий органически сочетать процесс восприятия народных образов детьми, формирования у них собственных культурных практик и развития у детей нестандартного творческого подхода.

Хотелось бы акцентировать внимание на том, что современные реалии российского общества построены таким образом, что ребенок еще в дошкольный период погружается в политическую жизнь страны и государства. Способствует этому, как уже отмечалось ранее, и политическая направленность телевидения, и свобода слова, и возможность поиска любой информации в сети Интернет. Не могу с уверенностью сказать, хорошо это или плохо, но то, что ребенку нужно помочь сориентироваться в этом политическом мире, скоординировать его как будущего политического субъекта, помочь разобраться в элементарной политике, это несомненно.

Лучше всего процесс адаптации маленького члена общества к миру большой политики проходит в процессе ситуационного моделирования и сюжетно-ролевых игр с проведением предварительной работы.

Примером подобных игр может служить выборный процесс. Особым успехом он пользуется в период обширных предвыборных кампаний в нашей стране. Здесь стоит отдельное внимание уделить предварительной работе с родителями дошкольников, донести до них важность происходящего для дальнейшего становления ребенка как гражданина своей страны.

Как неоднократно замечалось педагогами-психологами, в дошкольный период любой хоть немного значимый факт в жизни страны, города, семьи, если его правильно преподнести, становится для ребенка Событием, особенно, если ребенок принял в этом Событии непосредственное участие.

Участие, пусть и незначительное (родители дали поставить галочку в бюллетене или бросить его в урну для голосования), в такой социально признаваемой и одобряемой деятельности помогает ребенку осознать и оценить себя как часть страны, часть общества, формирует у него общественную мотивацию, позволяет приобрести уверенность в себе, в своих действиях.

Как правило, после проведения выборов старшие дошкольники сами провоцируют разговоры на социально-политические темы в рамках их мировоззрения, делятся впечатлениями, какими-то идеями. Здесь возникает уже и идентификация себя как гражданина страны, и настрой на будущую деятельность («А я буду президентом»), и именно на этой «волне» проявления гражданских качеств уместно будет провести свои «выборы» для закрепления понятия «демократии», «гражданского долга», «свободы выбора в стране».

Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать некоторые принципы конструирования гражданско-патриотического воспитания современного ребенка-дошкольника.

Во-первых, развитие гражданских и патриотических чувств ребенка стоит начинать с раннего возраста в сотрудничестве детского учреждения и семьи.

Во-вторых, для выполнения поставленных задач по воспитанию и образованию следует создавать такие условия для деятельности ребенка, в которые включаются знания, ценностные ориентации, способы познания и деятельности, без которых невозможно выполнение социальных ролей в современном обществе.

В-третьих, самым эффективным средством гражданско-патриотического воспитания является личный опыт ребенка через обращение к реальной политической, экономической, социальной ситуации в стране, городе, поселке. Исходя из этого, необходимо осуществлять синтез личного опыта и предлагаемой информации, что будет способствовать формированию не только востребованных гражданином знаний, но и отношений, ценностных ориентаций, принятых личностью образцов гражданственности.

Подводя итог всему выше изложенному, мне бы хотелось еще раз отметить, что гражданское воспитание и образование есть такая система подачи информации и мотивации ребенка на действия и мыслительную деятельность, при которой формируется гармонично развитая личность с определенным набором гражданских и патриотических качеств, ценностных ориентаций и политико-правовых навыков и умений, необходимых для жизни в современном обществе.

Список литературы:

  1. Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен. СПб, 2006.
  2. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1986
  3. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М.,1993
  4. Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание, 2005. № 10.
  5. Маханева М. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. // Управление ДОУ, 2005. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологическому воспитанию "Современный ребенок и природа"

Презентация по экологическому воспитанию "Современный ребенок и природа"...

Преемственность в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в контексте современных условий.

Выступление в рамках районного ежегодного патриотического месячника. Представлен опыт работы МДОАУ Детского сада №5 "Солнышко" п Серышево по преемственности в работе с МАОУ СОШ №1 им.Сергея Бондарева ...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ

Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей...

Консультация для воспитателей «ФГОС И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА»

Консультация для воспитателей «ФГОС И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА»...

ЭССЕ "Мой взгляд на воспитание современного ребенка"

Эссе на тему "Мой взгляд на воспитание современного ребенка"...

Диалог педагогики и художественной литературы о воспитании современного ребенка

quot;Диалог педагогики и художественной литературы о воспитании современного ребенка"Феномен воспитания художественной литературой ребенка-дошкольника. Художественная литература сопровождает чел...

Компетенции педагога для воспитания современного ребенка

Компетенции педагога для воспитания современного ребенка...