Консультация для педагогов "Партнёрские отношения с семьёй и формирование социальной ответственности. Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями".
консультация на тему

Литвинова Светлана Ивановна

Описана ситуация, сложившаяся в работе с семьёй в последнее время. Приведены формы работы, задачи и рекомендации по работе с родителями на основе обебщения и систематизации научно методической литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 43 «Колобок»

(МБДОУ ДС № 43 «Колобок»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ

на тему:

Партнёрские отношения с семьёй и формирование социальной ответственности. Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями.

Подготовила: педагог-психолог Литвинова Светлана Ивановна.

Г. Белая Калитва

2014

Партнёрские отношения с семьёй и формирование социальной ответственности.

Разговор о партнёрских отношениях начнём с обоснования необходимости педагогической поддержки современной российской семьи.

Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно – нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

  1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:

- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристратия человека к своему «Я»;

- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака;

- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

  1. Повреждены устои семьи:

- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

- утрачен традиционный уклад семейной жизни;

- нарушены родовые и семейные связи между поколениями;

- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

  1. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привёл к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов;

- растёт численность совершённых абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи;

- увеличилось число нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей, социальных сирот.

  1. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:

- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

- не имея навыков совместного проживания с ребёнком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребёнком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;

- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно – нравственного мира ребёнка;

- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;

- представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приёмами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

  1. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:

- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально – волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением семейных родительских и детско- родительских отношений;

- нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей даёт существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определённой системой нравственных правил и ориентиров, в молодёжной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

- духовно – нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;

- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьёй, обществом, нацией, государством;

- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

  1.  Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:

- тема целомудрия, любви, верности очень мало звучит в содержании образовательных программ;

- в учебном плане школ отсутствуют предметы «духовно-нравственные основы семьи», «Основы нравственности»;

- до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков;

- очень медленно идёт процесс преодоления отчуждения образовательных учреждений и семьи, в ряде учреждений работа с родителями сведена к бюрократическим формальностям.

  1. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:

- в социокультурном пространстве СМИ темы семейной воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;

- массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм, всевозможные искажения в сфере семейных отношений.

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи. Культ наслаждений и порока, искусственная беззаботность, «психология Диснейленда» с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий – все это ожесточённо атакует неокрепшие души.

Очевидно, что приоритет земных интересов над культурно- историческими и духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.

Также следует отметить, что в течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелание её преодолевать. Родители допускались в ДОУ,  когда требовалась их помощь в благоустройстве помещения, озеленении, их приглашали на праздники, собрания. В остальные дни двери детского сада были для них закрыты. Педагоги искренне полагали, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьёй с доминированием монолога педагога. Это вызвало ошибки в общении педагога с родителями (торопливость в оценке ребёнка с акцентом на негативные проявления, игнорирование настроения собеседника и т.д.). Такие ошибки – свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая сводит на нет его педагогическую профпригодность.

Так30% воспитателей убеждены, что они обращаются к родителям по поводу развития их ребёнка, и лишь 2% родителей припомнили такое общение.

25% родителей на вопросы об образовательных программах, об уровне развития своего ребёнка отвечают: «Не знаю».

Эти и многие другие данные указывают на то, что взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы, то для родителей наиболее значимо – как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребёнок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «партнёрские отношения», «сотрудничество» и «взаимодействие».

Партнерство - это добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль. В честных партнерских отношениях права и ответственность сторон четко проговариваются, а еще лучше - прописываются. Так в  детском саду имеется договор между МБДОУ и родителями (лицами их заменяющими) ребёнка.

Партнерские отношения - отношения, где партнеры уважают друг друга и осознанно друг с другом сотрудничают, где каждый заботится не только о своих интересах, но и об интересах партнера. Партнерство - это проявление цивилизованных отношений, в отличие от нечестного манипуляторства и паразитизма.

В партнерских отношениях обязательно присутствует уважение партнеров, признание ценности партнера и его мнения, интерес к партнеру, наличие общей цели, диалог между партнерами, понимание (соблюдение) собственных прав и прав партнера, разделение ответственности - принятие на себя ответственности за свои действия и партнера и передача ответственности партнеру за него и его действия.

Уважение - обязательный момент партнерских отношений, но поскольку партнерство не предполагает равенства, то и мера уважения в реальном партнерства может быть различна. Если в семье все стремятся к партнерским отношениям, то уже с пяти лети родители спрашивают мнение ребенка, его мнение - учитывается. Однако желание ребенка, пока оно не подкреплено вкладами с его стороны и его ответственностью, "весит" меньше, чем слово взрослого.

Партнерские отношения прекращаются, когда сотрудничество становится невыгодным; когда одна из сторон в принципе перестает что-либо вкладывать в отношения или общее дело, либо количество неприятностей от сотрудничества начинает перевешивать получаемые преимущества. Партнерство в отношениях прекращается, когда одна из сторон начинает обманывать другую сторону.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

  • Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
  • Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. Перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

Главный момент  в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. Перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада.

Открытость дошкольного учреждения

Реализовать открытость ДОУ «внутрь» - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого нужно создать следующие условия:

- личностную готовность педагога открыть самого себя в какой –то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства;

- вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательной или музыкальной школой, спортивным комплексом и т.д.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

  1. Психологии доверия. Родители, должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии, не использовать выражения типа «ваш Саша», «ваш ребёнок», подчёркивая отстранённость от проблем воспитания.
  2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, например: «Галина Алексеевна, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли».
  3. Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи, но плакаты и фотографии. Не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках –передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6- иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

     Следует также создать резерв для обмена информации. Каждый день должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую выучили, и т.д. Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители могли бы обратиться с каким-нибудь предложением к другим родителям, поделиться опытом, информацией, советом (возможно кулинарным рецептом).

  1. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребёнок. При этом они не обязаны ставить в известность воспитателя о своём посещении.
  2. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остаётся неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
  3. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания). Например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон.
  4. Линия воздействия на семью через ребёнка. Если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, ребёнок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

Прежде чем начинать взаимодействие с родителями, воспитателям следует провести детальный опрос и изучение семей через различные анкеты, беседы.

Необходимо учесть:

  • тип семьи: (многопоколенная, нуклеарная (родители и дети), неполная, полная, псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, школе, на работе и т.д.));
  • сущностные характеристики ( проблемная семья, зрелая семья, традиционная или современная семья);
  • образ жизни (характер и стиль семейных отношений, кому принадлежит доминирующая роль.

При организации взаимодействия с семьями целесообразно использовать следующие фазы планирования:

- Педагоги должны чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её.

- Каждый работник ДОУ должен четко представлять, какую пользу он получит от этой работы.

- Обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, долгосрочные программы, учет своего воздействия через какой то промежуток времени (годы).

В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования:

- задачи информационного плана

- задачи обучающего плана.

  • Изучение семьи и установление контактов с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребёнка ( анкетирование, опрос, беседы с членами семьи, наблюдение за ребёнком, создание педагогических ситуаций, анализ детских рисунков, анализ рассказов на заданную тему, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему» Мой ребёнок», фиксация дня ребёнка, и т.д.)

Чтобы заслужить доверие родителей ( по В.А.Петровскому)

Этапы работы:

  1. «Трансляция родителям положительного образа ребёнка». Педагог никогда не жалуется на ребёнка, даже если он что- то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребёнок лучше всех».
  2. «Трансляция родителям знаний о ребёнке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребёнка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «Ваш ребёнок лучше всех» - каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется.
  3. «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученный от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать её только для организации позитивного взаимодействия.
  4. «Совместное исследование и формирование личности ребёнка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Общая продолжительность всех этапов занимает около полутора – двух месяцев.

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ ВНУТРИ ДОУ

  • Презентация дошкольного учреждения.
  • Открытые занятия с детьми для родителей.
  • Педагогический совет с участием родителей.
  • Посещение семьи.
  • Педагогические беседы с родителями.
  • Тематические консультации.
  • Групповые собрания родителей.
  • «Круглый стол» с родителями.
  • Конференция с родителями.
  • Общие собрания родителей.
  • Наглядная пропаганда.
  • Вечера вопросов и ответов
  • Устные журналы
  • Встречи с интересными людьми.
  • Клубы.
  • Индивидуальные поручения.
  • Переписка.
  • Викторины.
  • Турпоходы.
  • Выпуск газет (совместно с родителями).
  • Фотовыставки.
  • Памятки-приглашения.

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДОУ

  • Университет педагогических знаний и лекторий.
  • Киноуниверситет или кинолекторий.
  • Школы для родителей.
  • Читательские конференции по книгам о воспитании.
  • Тематические выставки.
  • Информационные бюллетени.
  • Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях.
  • Родительские конференции.
  • Консультации для родителей.
  • Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях.
  • Выступления воспитанников детских садов.
  • Выступления педагогов.

Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи.

  1. Единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи.
  2. Преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи.
  3. Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания.
  4. Планирование педагогами ДОУ в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм.
  5. Наличие в ДОУ документации, раскрывающей работу педагогов с родителями (протоколы родительских собраний, консультации, наличие материалов наглядной педпропаганды).
  6. Подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам
  7. Участие педагога-психолога и педагогов ДОУ в педагогической пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей – дошкольников.

Стоит отметить, что родителей необходимо ознакомить с правами и обязанностями родителей, которые определены в статьях 38,43 Конституции Российской Федерации; главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Ведь РОДИТЕЛЬ несёт персональную ответственность за воспитание ребёнка, а социальные институты призваны ему оказывать помощь. В свою очередь и педагоги дошкольного учреждения должны знать не только свои права, но и обязанности, а также ответственность по закону за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями.

Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию с родителями (Д.Б.Филонов).

  1. Стадия накопления согласия.

Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете, что он неприятен родителю. Поэтому задача первого этапа – нейтрализация настороженности, тревожности партнёра, разведывательный поиск общих тем. Для того чтобы расположить к себе партнёра, следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном аспекте разговора. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями.

  1. Поиск совпадающих интересов.

Выясняется всё, что указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.

  1. Взаимное приятие для обсуждения личностных качеств и принципов.

К этому этапу общение уже приобретает эмоциональную окраску, когда можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь воспитателю следует показать , что, независимо от фактического состояния дел, он принимает те принципы воспитания, стиль взаимоотношений в семье, которые предлагает родитель. Главное – подвести собеседника к мысли, что вас связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.

  1. Выявление качеств, опасных для взаимодействия.

Благодаря пройденным стадиям, настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств, заняться сомокритикой, причём иногда признание делается в косвенной форме. У родителя проявляется потребность раскрыться перед педагогом.

  1. Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации.

На этой стадии психологический фундамент уже настолько прочен, что можно приступить к той цели, которую ставил перед собой педагог изначально, и открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспитания ребёнка.

  1. Согласованное взаимодействие.

Теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, взаимопонимание установлено, родитель начинает прислушиваться к доводам и доказательствам без недоверия и психологических барьеров.

Используемая литература:

  1. Научно- практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением. // № 3 2008.
  2. Научно- практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением. // № 5 2004.
  3. Научно- практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением. // № 4 2006.
  4. Научно- практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением. // № 4 2008.
  5. Приложение к научно- практическому журналу «Управление дошкольным образовательным учреждением. «Работа с родителями в ДОУ»// Творческий центр СФЕРА Москва 2005.
  6. Библиотека журнала «Управление ДОУ» . «Детско- родительский клуб «Весёлая семейка» Практические материалы.// Творческий центр СФЕРА Москва 2012.
  7. «Детский сад и семья» под редакцией Т.А.Марковой. Москва.» просвещение» 1986.
  8. «Психология современной семьи» С.В.Ковалёв. Москва «Просвещение» 1988.



Предварительный просмотр:

Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями.

Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию с родителями (Д.Б.Филонов).

  1. Стадия накопления согласия.

Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете, что он неприятен родителю. Поэтому задача первого этапа – нейтрализация настороженности, тревожности партнёра, разведывательный поиск общих тем. Для того чтобы расположить к себе партнёра, следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном аспекте разговора. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями.

  1. Поиск совпадающих интересов.

Выясняется всё, что указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.

  1. Взаимное приятие для обсуждения личностных качеств и принципов.

К этому этапу общение уже приобретает эмоциональную окраску, когда можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь воспитателю следует показать , что, независимо от фактического состояния дел, он принимает те принципы воспитания, стиль взаимоотношений в семье, которые предлагает родитель. Главное – подвести собеседника к мысли, что вас связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.

  1. Выявление качеств, опасных для взаимодействия.

Благодаря пройденным стадиям, настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств, заняться сомокритикой, причём иногда признание делается в косвенной форме. У родителя проявляется потребность раскрыться перед педагогом.

  1. Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации.

На этой стадии психологический фундамент уже настолько прочен, что можно приступить к той цели, которую ставил перед собой педагог изначально, и открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспитания ребёнка.

  1. Согласованное взаимодействие.

Теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, взаимопонимание установлено, родитель начинает прислушиваться к довадам и доказательствам без недоверия и психологических барьеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с родителями

Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций в работе с родителями...

тренинг для педагогов " Конфликтные ситуации в работе с родителями"

В данном материале я постаралась в доступной форме рассказать коллегам о конфликтах, часто возникающих между воспитателями и родителями!...

Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».

Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения  дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...

Консультация для воспитателей ДОУ «Педагогам – о преодолении сложных ситуаций в работе с родителями воспитанников»

Основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте,...

Консультация «Педагогам – о преодолении сложных ситуаций в работе с родителями воспитанников»

Консультация для воспитателей  по использованию техники  "Я-сообщения" в работе с родителями....

"Дошкольник - волонтёр, как средство формирования социальной ответственности, инициативы и самостоятельности"

В наше время современное российское общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, м...

"Модель формирования социально-ответственной личности ребенка в условиях дошкольного учреждения"

Социально-личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают форми...


 

Комментарии

Антипова Татьяна Ивановна

Спасибо, Светлана Ивановна, очень нужный материал!