Главные вкладки

    Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре «Особенности организации спортивных игр и спортивных упражнений с детьми дошкольного возраста»
    методическая разработка на тему

    Яковлева Светлана Николаевна

    Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т.д.), а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т.д.). Они проводятся летом и зимой, в основном, на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_mo.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре

    Тема: «Особенности организации спортивных игр и спортивных упражнений с детьми дошкольного возраста»

    1. Заполнение информационных листов

    2. Ознакомление с темой семинара.

        Уважаемые коллеги, мы начинаем работу нашего семинара.    Тема нашей сегодняшней встречи «Особенности организации спортивных игр и спортивных упражнений с детьми дошкольного возраста».

    3. Сообщение «Организация спортивных игр и спортивных упражнений с дошкольниками»  

        Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т.д.), а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т.д.). Они проводятся летом и зимой, в основном, на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

    Спортивные упражнения носят циклический характер и способствуют укреплению основных групп мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Кроме того, у детей развиваются физические качества, а также ритмичность, координация движений, ориентировка в пространстве. Катание на велосипеде, коньках развивают вестибулярную устойчивость.

       Также занятия спортивными упражнениям помогают детям полнее познавать явления природы (свойства снега, ветра, льда, воды и др.), приобрести понятия о скольжении, торможении, а также знания об устройстве велосипеда и др.

    Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.

    Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.  Необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играм и упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, специфики работы дошкольных учреждений.

    В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сен-сомоторный опыт, развивается творчество.

    Спортивные игры и упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

    Познакомить детей с правилами спортивных игр помогают настольные игры (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.).

        Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия. Основной целью таких занятий является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.

        Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

    Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

        Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возиможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем – выполнение передачи с высокой траекторией, далее – передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются. Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то лостаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.

    Подводящими упражнениями могут служить:

    1. отдельные части изучаемого двигательного действия
    2. имитация изучаемых двигательных действий
    3. непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях
    4. само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе.

      Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры). Упражнения с элементами соревнования можно проводить в следующей последовательности усложнения: в начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий, затем – на скорость выполнения движений сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей.

       Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным упражнениям и играм. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку.

    Структура занятия спортивными играми и упражнениями, как и у занятия обучающее основным движениям (вводная часть, основная, заключительная).

        Существует несколько вариантов занятий спортивными играми и упражнениями. Наиболее распространенные занятия, в которых игры и упражнения сочетаются. Но особенно привлекательным для детей является такой вариант занятия, который строится только на играх. Занятия, содержание которых состоит только из игр, чаще всего проводится с целью закрепления и совершенствования двигательных действий. Особо благоприятные условия проведения занятий такого типа создаются в старших группах, когда дети знают много игр и имеют соответствующий арсенал двигательных навыков.

        Занятия спортивными играми и упражнениями отличаются многообразием форм проведения. Они обычно начинаются с разминки, в основной части проводятся контрольные упражнения в виде состязаний, и заканчиваются занятия малоподвижной, спокойной игрой, спокойной ходьбой в сочетании с дыхательными упражнениями, сбором инвентаря и подведением итогов.

         Вашему вниманию предлагается открытое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, по теме: «Сильные, ловкие, быстрые!».  

    4. Просмотр занятия

    5. Самоанализ занятия

    6. Анализ просмотренного занятия

        Повышение квалификации педагога во многом зависит от умения анализировать свою и чужую деятельность. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности педагога и детей на занятии, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.

           Как правило, эстафеты для дошкольников – это подвижные спортивные игры. Эстафеты для дошкольников могут проводиться для детей и их родителей. Сами по себе эстафеты для дошкольников представляют соревнования, в которых участвуют 2 или более команд. Эстафеты для дошкольников бывают: простые, с определенными препятствиями, по парные и др. Какими бы не были эстафеты для дошкольников, они всегда плодотворно влияют на настроение детей.

    На самом деле, эстафеты для дошкольников – это огромное поле для вашей фантазии. Можно сообразить огромное множество эстафет и конкурсов для дошкольников. Сами же дети признаются, что эстафеты для дошкольников лучшая забава.

    В спортивных играх немаловажное значение имеет техника выполнения движений. Что же такое техника -  Техника ― это способ выполнения движения для решения двигательной задачи.

     Детали техники ― это второстепенные особенности выполнения упражнения, которые могут изменяться, не нарушая основы техники. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с техникой владения мячом…

    7. Мини мастер-класс «Техника владения мячом»

    Есть ли вопросы, уточнения?

     8. Мини мастер-класс «Техника владения ракеткой»

    Есть ли вопросы, уточнения?

    9. Практическая работа

    А сейчас я предлагаю несколько практических упражнений:

    №1 Сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание: вам необходимо заполнить табличку «Спортивные игры и спортивные упражнения»

    Итак, спортивные игры — самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.

    №2 Второе задание – карточка, «Усложнение спортивных содержания упражнений по возрастам»

    С какого возраста вводятся спортивные упражнения? (2 мл гр.)

    А с какого возраста начинаются спортивные игры? (ст.гр.)

    №3 Третье задание – карточка, распределите виды спортивных игр по возрастам.

    №4  Заполнить схему: Определи порядок подготавливающих упражнений.

    Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину:

    1. Передача мяча
    2. Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).
    3. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.
    4. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.
    5. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.

    Упражнения, подготавливающие к ведению мяча:

    1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.

    2. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.

    3. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).

    4. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.

    5. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.

    10. Итог семинара, рефлексия.

    Приложения

    Анализ физкультурного занятия

    Вопросы для изучения

    Комментарии

    1

    Имеются ли в занятии задачи:

    • оздоровительная
    • воспитательная
    • образовательная

    Какие превалируют?

    2

    Доступно ли содержание занятия детям?

    3

    Поддерживается ли интерес к занятию на всем его протяжении?

    4

    Присутствует ли на занятии дух сопереживания и соперничества?

    5

    Эмоциональны ли дети в эстафетах?

    6

    Моторная плотность (ее реализация в соответствии с возрастом детей)?

    7

    Нагрузка (соответствующая индивидуальным особенностям детей)?

    8

    Сформированы ли у детей основные движения:

    • бег
    • отбивание мяча
    • ползание
    • прыжки
    • метание

    9

    Какие упражнения являются подготовительными к спортивным играм:

    • бег
    • отбивание мяча
    • ползание
    • прыжки
    • метание

    10

    Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом состояния их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности.

    Карточка – задание №1

    Заполните таблицу, используя предложенные варианты: ходьба на лыжах, баскетбол, бадминтон, катание на велосипеде, катание на санках, хоккей, катание на коньках, футбол, плавание, скольжение, городки, настольный теннис.

    Спортивные упражнения

    Спортивные игры

    Карточка – задание №2

    Заполните таблицу: Отметьте, какой возрастной группе принадлежит перечисленные спортивные упражнения.

    Спортивные упражнения

    2 мл.гр.

    средняя

    старшая

    подг.гр.

    СКОЛЬЖЕНИЕ

    • скользить самостоятельно по ледяным дорожкам

    • скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослого

    • скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и присев, на одной ноге, с поворотом

    • скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения

    Карточка – задание №2

    Заполните таблицу: Отметьте, какой возрастной группе принадлежит перечисленные спортивные упражнения.

    Спортивные упражнения

    2 мл.

    средняя

    старшая

    подг.гр.

    КАТАНИЕ НА САНКАХ

    • скатываться на санках с горки, поднимать-ся с санками на гору, тормозить при спуске

    • катать на санках друг друга; кататься с невысокой горки

    • поднимать во время спуска заранее положенный предмет; выполнять разнообразные игровые задания; участвовать в играх с санками

    • катать друг друга, кататься с горки по двое; выполнять повороты при спуске

    Карточка – задание №3

    Заполните таблицу, используя предложенные варианты: 1)элементы баскетбола, 2)бадминтон, 3)элементы хоккея, 4)элементы футбола, 5)городки, 6)элементы настольного  тенниса.

    Старшая группа

    Подготовительная группа

    Карточка – задание №4

    Заполните схему, определив порядок подготавливающих упражнений:

    Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину:

    Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).

    Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.

    Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.

    Передача мяча

    Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

    Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС  ДО....

    Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС ДО"

    На данном семинаре педагогам раскрываются основные требования предъявляемые к РППС, подробно к ОО Физическое развитие....

    ​ Сценарий ​ Автор: Татарина Т.Н. , инструктор по физической культуре МАДОУ№20 ​ ​ Познавательно-спортивно-музыкальное развлечение ​ для детей среднего дошкольного возраста «Птицы рядом с нами - о них заботиться должны мы с вами»

    Цель: приобщать дошкольников к делу сохранения природы через самовыражение в творчестве.Задачи: ознакомить детей с наукой орнитологией, вызывать чувство порицания неправильного обращения с дикой приро...