Организация развивающей среды в ДОУ
статья по теме

Малышева Татьяна Алексеевна

"Организация развивающей среды в ДОУ - как важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей и сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другой. 

        Современные философы трактуют понятие «среда», как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера.

        Одной из отличительных особенностей работы коллектива нашего  детского центра, является создание предметно-развивающей среды, как условия личностно-ориентированного подхода в развитии ребенка. Новая организация развивающего и образовательного пространства стала основой для увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого воспитанника.

        Предметно-пространственная среда важна прежде всего потому, что выполняет по отношению к детям информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

        Осознавая значимость среды в становлении личности, мы определяем требования к ее организации. На наш взгляд, она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром. Все эти требования позволяют нам:

  • Способствовать познанию ребенком ценности своего «Я»;
  • Заниматься физической культурой и сохранением здоровья ребенка;
  • Создавать условия для социально-эмоционального благополучия и адаптации ребенка в социуме взрослых и сверстников;
  • Воспитывать потребность и готовность войти в мир людей, культуры, знаний;
  • Инициировать творческие проявления ребенка в современной социальной действительности;
  • Развивать личность ребенка через познание ценностей жизни;
  • Организовывать экологически чистое пространство.

Так как приоритетным направление в работе нашего учреждения является физкультурно-оздоровительная направленность, большое внимание уделяется созданию развивающей среды, которая помогает обеспечить оптимальную двигательную активность ребенка в течение дня, чтобы ребенок не просто удовлетворял желание двигаться, а познавал себя и окружающее пространство через движение, которое становится средством получения информации. В каждой возрастной группе оборудован физкультурный уголок или уголок юного спортсмена. Где наряду с традиционным оборудованием много нестандартного спортивного оборудования, которое помогает проявлению творческой инициативы воспитанников. При подборе оборудования в спортивный уголок воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей На игровых участках также имеется спортивное оборудование, что позволяет детям самостоятельно организовывать различные игры во время прогулки.

Обязательными элементами предметной среды нашего детского сада являются природно-экологические и архитектурно-ландшафтные объекты. Большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за рыбками и растениями играют уголки природы в группах. При их организации мы учитываем следующие моменты:

  • Содержание в уголках 1 – 2 типичных комнатных животных;
  • Создание благоприятных условий для существования животных;
  • Подбор комнатных растений с учетом их биологических характеристик и возрастной группы детей;
  • Выделение в уголке природы места (полочка или шкаф) для хранения корма и оборудования по уходу за растениями и животных, книг, иллюстраций, содержащих информацию о животных и растениях, а также календарей природы, дневников наблюдений.

Содержание аквариумных рыбок и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Кроме того, постоянное общение ребенка с живым существом приучает его заботиться о нем, чувствовать ответственность за свои действия.

 В подготовительной группе оборудован уголок экспериментирования. В этом уголке имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов. Создание такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по интересующей его теме.

На территории детского сада имеются огород и цветники. В которых дети под руководством воспитателя производят посев, уход и наблюдения за ростом и развитием растений.

        Краеведение – это изучение родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории, культуры. Работа в центре краеведения расширяет кругозор, способствует нравственному проявлению личности, пробуждает любовь к родному городу, краю, России. Для этого в ДОУ оборудована «Русская горница». Также в горнице оборудованы мини-музей кукол и мини-музей старинных вещей. В группах детей старшего возраста есть патриотические уголки, в которых присутствуют символика страны, сведения о Воронежском крае, родном посёлке, его достопримечательностях, знаменитых людях .Материал в уголок подбирается с учетом возрастных особенностей детей и их интересов.

        Уголки игр и игрушек в группах – предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. Уголки оформляются педагогами совместно с детьми. Игры, атрибуты и другие пособия подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

         В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы: театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых  и плоскостных фигур, куклы-бибабо) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы  с головками насадками, разные маски, декорации);  готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок; атрибуты-заместители.

        В группе детей раннего возраста оборудован уголок ряженья.

        Здесь же располагаются полки с книгами – по 5 – 6 наименований из прочитанных книг и по 1 – 2 новых, незнакомых детям; столик, на котором есть карандаши и бумага (за ним дети могут посмотреть книги, нарисовать иллюстрации к ним).

        В каждой группе есть зоны творчества. Здесь имеется различный изобразительный материал (краски гуашевые, акварельные, цветные карандаши, пастельные мелки), материал для творчества из бумаги, природный материал, пластилин, что позволяет детям в продуктивной деятельности отображать собственное художественное восприятие, видение мира его понимание.

        Также есть музыкальные уголки. Здесь дети могут выбрать музыкальный инструмент по своему интересу.

        Во всех возрастных группах созданы зоны отдыха – мягкие диваны и кресла.

        В группах оборудованы личные уголки для хранения любимых игрушек и значимых для ребенка вещей.

        В нашем центре оборудован «Автоуголок», здесь дети имеют возможность познакомиться с различными дорожными знаками, с различными видами транспорта. Дети с удовольствием организуют различные сюжетные игры, которые позволяют им в доступной форме постичь навыки поведения на улицах города, в общественном транспорте.

        Детский сад – огромный путь развития ребенка. Именно в этот период он овладевает всем, что требуется человеку. Он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, радоваться и переживать, желать и делать, ходить и бегать, говорить; в короткий срок он познает окружающий его мир.

        Призыв великого педагога-гуманиста Ф.Фребеля к родителям и воспитателям: «Будем жить для наших детей» - и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей, подчеркивает единство поколений, требует пристального внимания к детству и бережного руководства развитием ребенка – самого дорогого и ценного что есть на земле.

        В любом случае, любовь к детям, знание их индивидуальных психомоторных особенностей и базовых потребностей, душевное созвучие помогут воспитателям успешно ввести детей в мир движений, игр, фантазий, радости и здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Организация развивающей среды на участке детского сада - важное условие воспитания познавательной активности детей

Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание созданию познавательно-развивающей среды на участке детского сада. Ежегодно облагораживается территория детского сада силами сотрудников и родител...

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП

Презентация для воспитателей-тематическое планирование для самостоятельной деятельности детей....

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5

Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему:Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5 «Сказка».«Ве...

Организация развивающей среды в старшем дошкольном возрасте

Материал предназначен для педагогов, которые стремятся сделать жизнь детей в группе интереснее и разнообразнее.(по новым ФГТ)...

Организация развивающей среды в разных возрастных группах.

Организация развивающей среды в разных возрастных группах....

Организация развивающей среды в младшей группе детского сада.

Статья раскрывающая основные принципы построения развивающей среды с учётом восприятия детей младшего дошкольного возраста....