«Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»
статья на тему

Веселова Надежда Акимовна

Основные направления в работе с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»

Веселова Надежда Акимовна,

зам.заведующего МБДОУ Д/с

общеразвивающего вида №77 «Сказка»

       

Детство – один из самых светлых и беззаботных периодов жизни каждого человека, когда мир сулит множество открытий. Детство – это самая счастливая  и самая лучшая пора. И кто, как не мы, взрослые, должны сделать его счастливым.

1 сентября 2013 года в Российской Федерации ознаменовалось вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ», согласно которому дошкольное образование является уровнем общего образования. В соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ» с  1 января 2014 года  вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где прописаны основные принципов, одним из которых является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевыми составляющими в воспитании маленького человека являются семья и детский сад, благодаря которым формируется наше будущее поколение.

Республика Саха (Якутия) отличается своей многонациональностью, здесь проживают представители 120 национальностей из более чем 90 стран мира и всех субъектов Российской Федерации. В связи с этим, семьи наших воспитанников отличаются друг от друга не только по составу, но еще культурным традициям и взглядам на воспитание. А также ни все родители владеют знаниями возрастных и интеллектуальных особенностей развития детей дошкольного возраста. Но всех объединяет единое желание – видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным.

Создание благоприятного климата в детском саду для ребенка зависит от профессиональных и качественных отношений взрослых: педагогов и родителей - их отношения к себе, друг к другу, к ребенку. И поэтому, на сегодняшний день, главной задачей нашего коллектива для достижения положительного результата в воспитании и личностном развитии ребёнка, является привлечение родителей к совместной деятельности и создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья», подразумевающего повышение компетентности родителей в области воспитания,  взаимодействие и сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.  

Без участия самых близких людей невозможно воспитание и развитие ребёнка. И поэтому необходимо убедить родителей в том, что они должны стать нашими помощниками, научиться понимать и развиваться вместе со своим ребёнком. Поэтому взаимодействие детского сада и семьи  возникают не сразу. Это длительный,  долгий и  терпеливый  процесс в поиске  новых путей сотрудничества с родителями. 

Для того чтобы правильно спланировать работу с родителями, нужно  хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому работа с родителями в нашем детском саду носит дифференцированный подход, где при планировании работы учитываются  запросы, социальный статус, микроклимат семьи, заинтересованность  деятельностью детского сада. Информационно-аналитическая работа в детском саду направленная на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление контакта между педагогами, родителями и детьми, начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Анкетирование, беседы, а также анализ присутствия родителей на мероприятиях, проводимых в детском саду (посещение родительских собраний, консультаций, «Дня открытых дверей»; присутствие на детских праздниках, тематических занятиях; участие в конкурсах, выставках;  помощь родителей), помогают выстраивать работу с родителями, делать ее более эффективной, подбирать интересные формы взаимодействия детского сада и семьи.

Благодаря информационно-аналитической работе в детском саду определились следующие категории родителей:  

  • Родители, которые  с удовольствием участвуют в жизни детского сада
  • Родители, которые принимают участие, когда у них есть  заинтересованность
  • Родители, которые наблюдают за всем со стороны

И для того, чтобы изменить отношение родителей  к работе детского сада и сделать их нашими партнерами, педагогами нашего детского сада проводятся разнообразные формы работы с родителями,  которые включают в себя все образовательные области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

  • Фотовыставки, выставки детских работ, поделок, изготовленные  вместе с  родителями,  позволяют познакомиться с увлечениями родителей и внедрение опыта в другие семьи («Мастерская Деда Мороза», «Лучшая новогодняя открытка», «Новогодний сундучок», «Сказка – чудо», «Кукла в национальном костюме», конкурс «Мини - музеев», «Волшебная осень», «Детский сад моей мечты», «Мой любимый город», «Животные Арктики», лучший спортивный уголок дома)
  • Семейные проекты с целью обобщения опыта семейного воспитания, пропаганды здорового образа жизни, выявления талантливых семей («Моя профессия», «Я и мир вокруг меня (герб семьи)», «Со спортом мы дружны», «Семья талантами богата», «Я выбираю здоровый образ жизни» и т.д.)
  • Посещение семьи, с целью выяснения условий жизни ребенка в семье,  интересов семьи, ознакомления родителей с приемами воспитания и выявления опыта семейного воспитания.
  • Консультативный пункт, как одна из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
  • Дни открытых дверей, общие и групповые собрания с открытым показом НОД, где родители знакомятся  с работой в детского сада, содержанием и методами. Такие посещения детского сада дают возможность родителям понаблюдать за своими детьми в коллективе сверстников, видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитания.
  • консультации и индивидуальные беседы с родителями, где проявляется искренняя заинтересованность в развитии личности ребенка; содержатся советы и рекомендации родителям с учетом  индивидуального характера ребенка, а также расширяются педагогические знания родителей
  • совместное создание предметно-развивающей среды, как в помещениях, так и на территории детского сада помогает вовлекать родителей в совместную деятельность, устанавливать теплые взаимоотношения между педагогами и родителями, объединять взрослых для достижения единой цели (конкурсы на тему: «Предметно-развивающая среда группы», «Лучшая приемная», городской конкурс по оформлению территории «Новогодний Якутск», всероссийский конкурс по оформлению  детского сада «Новогодний сундучок» и т.д.)
  • совместные мероприятия, праздники с привлечением родителей, для теплых и  доверительных  отношений, а также эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Благодаря таким встречам с родителями на праздничных мероприятиях у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно повышается авторитет детского сада (ярмарки, тематические праздники, национальный праздник Ысыах и т.д.)
  • Стенды для родителей, папки-передвижки с информацией в которой содержатся сведения о детском саде, режиме дня, задачах развития, мероприятиях. проводимых  в  детском саду и др. Красиво оформленная информация привлекает внимание родителей и

необходима, так как у педагога не всегда  имеется возможность довести информацию до родителей по воспитанию детей.  

Успех в процессе воспитания полноценного человека, достижения высокого качества в развитии, создания единого пространства, удовлетворения интересов родителей и детей зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей, что возможно при систематическом взаимодействии детского сада и семьи. И на сегодняшний день, детский сад всегда должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, в результате чего у родителей проявляется инициативность, ответственность, изменяется отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для воспитателей "Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО" Выделены 4 основных направления....

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС

Консультация для воспитателей детского сада....

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

В материалах консультации раскрыта важность взаимодействия между детским садом и семьёй. Задачи педагогического коллектива в привлечении родителей к взаимодействию с ДОУ. Раскрыты основные направления...

Презентация " Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС в ДОУ"

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для сво...

«Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»

Текст выступления на региональном семинаре в рамках работы " лаборатории сельских образовательных организаций" (2016 г.)...

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС

• Как заинтересовать родителей в совместной работе?• Как сделать их участниками воспитательного процесса?4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, инфор...