рекомендации по внедрению программы "ребёнок и дорога"
методическая разработка на тему

Позднякова Наталья Александровна

 рекомендации по внедрению программы "Ребёнок и дорога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_realizatsii_programmy.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по внедрению программы «Ребёнок и дорога» в ДОУ

Прежде чем переходить к рекомендациям по внедрению программы в ДОУ, хотелось бы сказать, чем обусловлено её создание. Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» предусмотрено создание целевой системы обучения населения безопасному поведению на улицах и дорогах. В соответствии со статьей 29 Федерального закона система непрерывной подготовки граждан к их безопасному участию в дорожном движении должна включать в себя следующее:

•        непрерывность и систематичность в обучении людей безопасности с того момента, когда человек начал самостоятельно ходить;

•        наличие соответствующей требованиям времени мощной учебно-методической и материально-технической базы для обучения;

•        обучение граждан правилам безопасного поведения проводиться в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм;

•        положения об обязательном обучении граждан правилам поведения на дорогах включаются в соответствующие государственные образовательные стандарты.

При организации работы дошкольного образовательного учреждения по обучению детей правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма выделяются следующие основные аспекты:

​ Ребенок-пешеход; (правила безопасного поведения на улице и дороге)

​ Ребенок – пассажир городского транспорта; (правила поведения  в транспорте)

​ Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката и других).

Организационно - педагогическая работа включает в себя:

1. Методическая работа с кадрами:

¬ Обучение педагогов правилам дорожного движения;

¬ Расширение знаний о формах и методах работы с детьми;

¬ Организация различных видов деятельности с детьми;

¬ Методические мероприятия: семинары, семинары-практикумы, педагогические пробеги, брейн-ринги, мастер-классы, деловые игры, дни открытых дверей, педагогические и творческие мастерские, конкурсные мероприятия, тестирования, анкетирования, лектории.

2. Работа с детьми:

¬ Практические занятия на территории автогородка под руководством взрослого – вождение транспортных средств, ориентировка по дорожным знакам, выполнение заданий;

¬ Разработка и презентация проектов, беседы, составление рассказов. Чтение художественной литературы, художественно-творческая деятельность, игры, моделирование, целевые прогулки, культурно-досуговая деятельность, труд по расстановке и уборке игрового оборудования.

3. Создание предметно-развивающей среды:

¬ Смотры, конкурсы, выставки (изготовление лучшей дидактической игры, самого интереса макета по ПДД, оснащение родительских уголков).

4.  Взаимодействие с семьями воспитанников:

¬ Проведение тематических акций: «Обращение к водителям», «Обращение к пешеходам»;

¬ Привлечение родителей к участию в творческих конкурсах: конкурс рисунков «Дорога глазами взрослых и детей», «За безопасность дорожного движения – всей семьей», «Мой друг Светофорчик».

¬ Организация семейных творческих мастер-классов;

¬ Проведение родительских собраний, клубов, семейных гостиных;

¬ Наглядность для родителей: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками.

5.  Сетевое взаимодействие с учреждениями социума:

¬ Домами культуры;

 ¬ Автошколой;

¬ Средствами массовой информации;

¬ Образовательными учреждениями посёлка.

В основу работы дошкольной организации входит проект «Ребёнок и дорога» по профилактике дорожно-транспортного травматизма. 

Главная цель проекта: формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи:

​ Создать оптимальные условия для формирования устойчивых навыков осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города;

​ Всесторонне использовать практические формы и методы обучения;

​ Повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса по профилактике дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;

​ Развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность работников ГИБДД, педагогов, родителей, представителей общественных организаций;

​ Повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах детской безопасности;

​ Привлечь внимание общественности, родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

На основании этого проекта государственным образовательным автономным учреждением Амурской области дополнительного образования детей  «Центр детского (юношеского) технического творчества»  разработана областная образовательная ПРОГРАММА  для дошкольников «Ребенок и дорога». В её основе лежит программа Т.И. Даниловой «Светофор»: обучение детей дошкольного возраста, издательство «Детство-пресс», 2009 год.

Наше образовательное учреждение являлось  одной из пилотных площадок по  внедрению  программы в практику. Нельзя сказать, что формирование безопасного поведение на дорогах стало нашим главным направлением деятельности, как физкультурно-оздоровительное, экологическое. Нет, но в процессе внедрения этой программы мы стали намного больше уделять внимания основам безопасного поведения детей на улице и дорогах. Прежде всего, провели семинар по изучению предложенной программы. Особое внимания было отдано изучению подпунктам   разделов  программы

Раздел 1 Организация и содержание обучения и воспитания  дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Раздел 2 Планирование

А именно:

1.Материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных учреждений для организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Что должно быть в ДОУ для реализации программы. Поэтому   изыскав средства закупили игрушки – разные виды транспорта, материал для изготовления дорожных знаков, светофоров, конструкторы, дидактические и настольно-печатные игры, методическую литературу, наглядные средства по дорожной тематике. Разработали схему маршрута безопасного движения в детский сад для родителей, создали дорожную разметку на территории ДОУ для практических занятий. Много материала было найдено и скачено в интернете. (мультфильмы, презентации, художественная литература,  познавательные уроки «Уроки тётушки совы», «Смешарики», «Торопышка на дороге» и т.д. большинство дидактических настольно-печатных игр были так же найдены в интернете).

Далее  разработали мониторинг для каждой возрастной группы, начиная со 2-й младшей.

На семинаре изучили примерную тематику  занятий с дошкольниками разных возрастных групп.

В соответствии с ней воспитание дошкольников осуществлялось:

во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, наблюдений, экскурсий,

во-вторых, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Внесли изменения в циклограмму воспитательно-образовательной работы каждой возрастной группы. Старались использовать каждую возможность   в процессе игр, прогулок, в утреннее и вечернее время и прочих мероприятий, чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону правил.

Согласно этой программы, в младших группах необязательно проводить специальные занятия по ПДД, достаточно использовать различные виды деятельности, предусмотренные в данной возрастной группе. Для ознакомления детей с терминами и понятиями, видами транспорта, светофором, так же некоторыми правилами безопасного поведения на улице и дороге и т.д.  можно использовать как часть занятия по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности и конструированию, физической культуре, при проведении сюжетно-ролевых и дидактических игр, а также на прогулке. Что мы и делали.

Со средней группы помимо проведения комплексных занятий, прогулок,  уже вводится  специальное занятие по ПДД  один раз в месяц.  В подготовительной группе учебные занятия по БДД проводятся два раза в месяц. Это предусматривает корректировку учебного плана, добавление дополнительных часов. Но изучив тематику занятий, выяснили, что они очень просты и их можно включать как часть образовательной деятельности.  По этому мы поддерживали принцип проведения в младших группах.  

Провели повторный мониторинг.

Работа по внедрению в работу ДОУ программы «Ребёнок и дорога» принесла положительные результаты:

1.  Обогатились знания детей по правилам безопасного поведения.

2.  Существенно пополнилась материальная база групп атрибутами по данной программе.

3. Появилась площадка с дорожной разметкой, для практических занятий.

         В начале учебного года  в ДОУ,  за участие в реализации программы «Ребёнок и дорога», появился свой «Автогородок» - с разметкой, знаками, светофорами, стендами, комплектом жилетов  для сюжетно-ролевых игр. Оборудование «Автогородка» является переносным и позволяет в игровой форме проводить в образовательном учреждении занятия с детьми по изучению основ безопасности дорожного движения, как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе.   

В летний период планируем закреплять пройденный материал после каждого года обучения, используя сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, подвижные игры, состязания, конкурсы, эстафеты и др. познавательные, спортивные и развлекательные мероприятия, привлекая к деятельности родителей, как участников дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.

Надеюсь, что наш опыт поможет вам в работе, достичь ещё больших высоких показателей в обучении  юных участников дорожного движения, безопасному поведению на улице и дорогах, в транспорте и во дворе, чтобы дорога у наших детей стала БЕЗОПАСНОЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по внедрению в практику педагога здоровьесберагающих технологий.

Рекомендации по внедрению в практику педагога здоровьесберагающих технологий....

Методические рекомендации по внедрению ФГОС ДО

Целесообразно при введении федеральных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) выстроить проектную модель, определяющую последовательность и содержание действий по введению нового...

Методические рекомендации по внедрению музыкотерапии в повседневную жизнь дошкольников

   Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедея...

Рекомендации по внедрению профессионального стандарта в ДОУ

В последнее несколько лет педагогические коллективы детских садов уделяли серьезное внимание изучению закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дош...

Консультация для родителей "Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах"

Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах....

Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах.

Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть сообщение об авариях с участием детей. Родители с самого раннего возраста должны расска...

Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах.

Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть сообщение об авариях с участием детей. Родители с самого раннего возраста должны расска...