Главные вкладки

    Методические рекомендации по внедрению музыкотерапии в повседневную жизнь дошкольников
    консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Колесникова Татьяна Александровна

         Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. 

    В рекомендациях дан список музыкальных произведений для прослушивания в различных режимных моментах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon muzykoterapiya_dlya_detey.doc53.5 КБ
    Microsoft Office document icon muzykoterapiya_dlya_detey.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по внедрению музыкотерапии

    в повседневную жизнь дошкольников

         Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

        Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

    1. звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
    2. духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
    3. музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
    4. струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
    5. вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.

        Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив тем музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.

        На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

        В детском саду музыка сопровождает детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Музыка прослушивается детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

    1. Утром рекомендуется  включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Приятный утренний музыкальный настрой положительно влияет не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.  Утренняя гимнастика тоже проходит с  музыкальным сопровождением. Этот вид деятельности детям очень нравится. Выполняя движения, они стараются передать музыкальный образ произведения.
    2. Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон используйте  благотворное влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. У них нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
    3. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
    4. И, конечно же, музыка должна звучать на праздниках и развлечениях. Наши сценарии являются небольшими театрализованными представлениями, в основе которых лежит сюжетная линия, объединяющая действующих персонажей и весь музыкальный материал. Вызывая радостные эмоции, праздники одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению эмоционально устойчивой личности ребенка.

    Музыкальная терапия использует различные терапевтические механизмы:

    •  Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка -  успокоить или, наоборот активизировать, настроить, заинтересовать.
    •  Помогает установить контакт.
    •  Содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей дошкольника.
    •  Повышает самооценку на основе самоактуализации.
    •  Способствует отреагированию чувств.
    •  Развивает эмпатию.
    •  Оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений.
    •  Формирует ценные практические навыки: игры на музыкальных инструментах, пения, слушания музыки и т.д.
    •  Помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, импровизацией.

    СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ

    Музыка для свободной деятельности детей

    Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»
             Брамс И. «Вальс»
             Вивальди А. «Времена года»

    Гайдн Й. «Детская симфония», 3-я часть, финал

    Глинка М. «Детская полька», «Вальс-фантазия»
             Кабалевский Д. «Клоуны»

    Прокофьев С. «Петя и волк»
             Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»,
             Мусоргский М. «Картинки с выставки»

    Римский-Корсаков Н. Вступление «Три чуда» к опере «Сказка о царе Салтане»

    Свиридов Г. «Веселый марш», «Музыкальный ящик»

    Сен-Санс К. «Карнавал животных»
             Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
             Шопен Ф. «Вальсы»
             Штраус И. «Вальсы», Полька «Трик-трак»

    Детские песни

    «Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)
    «Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
    «Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)
    «Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)
    «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)
    «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев)
    «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)
    «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)
    «Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)
    «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)
    «Танец маленьких утят» (французская народная песня)

    Музыка для пробуждения после дневного сна

    Бетховен Л. «Соната №14, 2-я часть»

    Боккерини Л. «Менуэт»

    Гречанинов А. «Бабушкин вальс», «Материнские ласки»
             Григ Э. «Утро»
             Мендельсон Ф. «Песня без слов»
             Моцарт В. «Сонаты»
             Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

    Римский-Корсаков Н. «Полет шмеля»

    Сенс-санс К. «Аквариум»

    Хачатурян А. «Вальс к драме «Маскарад»
    Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», «Танец маленьких лебедей»

    Музыка для релаксации

    Альбиони Т. «Адажио»
    Бетховен Л.»Лунная соната»
    Глюк К. «Мелодия»
    Григ Э. «Песня Сольвейг»
    Дебюсси К. «Лунный свет»
    Римский-Корсаков Н. «Море»
    Сен-Санс К. «Лебедь»
    Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
    Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
    Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»

    Использование музыкотерапии в детском саду дает следующие положительные эффекты:

    •  Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.
    •  Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.
    • Улучшается речевая функция.
    • Улучшается сенсомоторная функция.
    • Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения: она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.
    • Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования, развиваются его интересы.



    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по внедрению музыкотерапии

    в повседневную жизнь дошкольников

         Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

        Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

    1. звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
    2. духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
    3. музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
    4. струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
    5. вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.

        Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив тем музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.

        На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

        В детском саду музыка сопровождает детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Музыка прослушивается детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

    1. Утром рекомендуется  включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Приятный утренний музыкальный настрой положительно влияет не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.  Утренняя гимнастика тоже проходит с  музыкальным сопровождением. Этот вид деятельности детям очень нравится. Выполняя движения, они стараются передать музыкальный образ произведения.
    2. Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон используйте  благотворное влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. У них нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
    3. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
    4. И, конечно же, музыка должна звучать на праздниках и развлечениях. Наши сценарии являются небольшими театрализованными представлениями, в основе которых лежит сюжетная линия, объединяющая действующих персонажей и весь музыкальный материал. Вызывая радостные эмоции, праздники одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению эмоционально устойчивой личности ребенка.

    Музыкальная терапия использует различные терапевтические механизмы:

    •  Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка -  успокоить или, наоборот активизировать, настроить, заинтересовать.
    •  Помогает установить контакт.
    •  Содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей дошкольника.
    •  Повышает самооценку на основе самоактуализации.
    •  Способствует отреагированию чувств.
    •  Развивает эмпатию.
    •  Оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений.
    •  Формирует ценные практические навыки: игры на музыкальных инструментах, пения, слушания музыки и т.д.
    •  Помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, импровизацией.

    СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ

    Музыка для свободной деятельности детей

    Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»
             Брамс И. «Вальс»
             Вивальди А. «Времена года»

    Гайдн Й. «Детская симфония», 3-я часть, финал

    Глинка М. «Детская полька», «Вальс-фантазия»
             Кабалевский Д. «Клоуны»

    Прокофьев С. «Петя и волк»
             Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»,
             Мусоргский М. «Картинки с выставки»

    Римский-Корсаков Н. Вступление «Три чуда» к опере «Сказка о царе Салтане»

    Свиридов Г. «Веселый марш», «Музыкальный ящик»

    Сен-Санс К. «Карнавал животных»
             Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
             Шопен Ф. «Вальсы»
             Штраус И. «Вальсы», Полька «Трик-трак»

    Детские песни

    «Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)
    «Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
    «Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)
    «Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)
    «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)
    «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев)
    «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)
    «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)
    «Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)
    «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)
    «Танец маленьких утят» (французская народная песня)

    Музыка для пробуждения после дневного сна

    Бетховен Л. «Соната №14, 2-я часть»

    Боккерини Л. «Менуэт»

    Гречанинов А. «Бабушкин вальс», «Материнские ласки»
             Григ Э. «Утро»
             Мендельсон Ф. «Песня без слов»
             Моцарт В. «Сонаты»
             Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

    Римский-Корсаков Н. «Полет шмеля»

    Сенс-санс К. «Аквариум»

    Хачатурян А. «Вальс к драме «Маскарад»
    Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», «Танец маленьких лебедей»

    Музыка для релаксации

    Альбиони Т. «Адажио»
    Бетховен Л.»Лунная соната»
    Глюк К. «Мелодия»
    Григ Э. «Песня Сольвейг»
    Дебюсси К. «Лунный свет»
    Римский-Корсаков Н. «Море»
    Сен-Санс К. «Лебедь»
    Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
    Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
    Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»

    Использование музыкотерапии в детском саду дает следующие положительные эффекты:

    •  Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.
    •  Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.
    • Улучшается речевая функция.
    • Улучшается сенсомоторная функция.
    • Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения: она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.
    • Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования, развиваются его интересы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевой этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников

    Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками  и взрослыми людьми. Воспитатель должен убедить детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитию ...

    Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника.»

    В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ....

    Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников

    Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др...

    Методические рекомендации по внедрению ФГОС ДО

    Целесообразно при введении федеральных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) выстроить проектную модель, определяющую последовательность и содержание действий по введению нового...

    Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

    Дети очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому развивать музыкальные способности, пробуждать интерес к музыкальному искусству...

    Музыкотерапия в повседневной жизни

    Консультация для воспитателей....

    Консультация для воспитателей «Музыкотерапия в повседневной жизни».

    Музыкальный руководитель:Файзуллина Ирина Александровна...