Разработка НОД на основе системно-деятельностного подхода.
методическая разработка на тему

В помощь воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_nod.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Разработка НОД на основе системно-деятельностного подхода.»

Напомним себе, что такое НОД?

Это НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

При организации совместной деятельности взрослого и детей в процессе НОД и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:

  •  включать воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения):
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);
  • основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение), или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Приступаем к следующему термину –системно-деятельностный подход.

Деятельностный подход– это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника.

                          Деятельностный подход предполагает:

  •  наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
    выполнение детьми определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  •  выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  •  формирование у дошкольников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  •  включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

                                   Структура НОД(пошагово):

1.Ситуация(проблема). Мотивационный план.

2.Цели,задачи. Целевой план.

3.Деятельность. Операциональный план.

4.Итог.Ресурсный план.

Рассмотрим  последовательность деятельностных шагов на примере структуры  НОД

  • Ситуация(проблема) -создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в образовательную деятельность ("хочу”); организуется мотивирование к  деятельности.
  • Цели, задачи. На данном этапе дети соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют причину затруднения. Воспитатель   организует коммуникативную деятельность дошкольников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные  алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы НОД.
  • Деятельность. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: дети самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению детей в дальнейшую познавательную деятельность.
  • Итог. На данном этапе организуется самооценка детьми деятельности на НОД. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

                       Базовые современные технологии

  • Информационные и коммуникативные технологии

  • Технологии, основанные на реализации проектов
  • Игровые технологии

Ключевые  слова в  характеристике  деятельностного подхода: искать,  думать,  сотрудничать,  приниматься  за  дело,  адаптироваться.

  Расшифруем  так:

  • ИСКАТЬ – опрашивать  окружение,  консультироваться  у  воспитателя,  получать  информацию;
  • ДУМАТЬ – устанавливать  взаимосвязи  между  прошлыми  и  настоящими  событиями,  критически  относиться  к  тому  или  иному  высказыванию,  предложению,  уметь  противостоять  неуверенности  и  сложности,  занимать  позицию  в  дискуссиях  и  вырабатывать  своё  собственное  мнение,  оценивать  социальные  привычки,  связанные  со  здоровьем,  а  так  же  с  окружающей  средой,  оценивать  произведения  искусства  и  литературы;
  • СОТРУДНИЧАТЬ – уметь  работать  в  группе,  принимать  решения,  улаживать  разногласия  и  конфликты,  договариваться,  разрабатывать  и  выполнять  взятые  на  себя  обязанности;
  • ПРИНИМАТЬСЯ  ЗА  ДЕЛО – включаться  в  работу,  нести  ответственность,  войти  в  группу  или  коллектив  и  внести  свой  вклад,  доказать  солидарность,  организовывать  свою  работу,  пользоваться  вычислительными  и  моделирующими  приборами;
  • АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать  новые  технологии  информации  и коммуникации,  стойко  противостоять  трудностям,  находить  новые  решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности детей во второй младшей подгруппе на основе системно -деятельностного подхода по теме: «Моя любимая мамочка»

Возрастная категория: вторая младшая группа (3-4 года).{C}{C}{C}1.     {C}{C}{C}Цель: развивать связную диалогическую речь на основе знакомства с новым    с литерату...

Механизмы формирования предпосылок универсальных учебных действий на основе системно- деятельностного подхода

Концептуальная идея формирования УУД ,принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения и проходят сл...

Консультация для педагогов «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»

Системно - деятельностный подход – это организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной...

«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....