семинар-практикум
методическая разработка на тему

Рубежная Светлана Юрьевна

 

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon семинар-практикум66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум.

«Социально-коммуникативное развитие детей   дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС». 

Форма проведения:  деловая игра ««Звездный час»

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»

     Задачи: 

    -  развивать аналитические, конструктивные и  коммуникативные умения педагогов;

    -  способствовать благоприятной адаптации  молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы  творчества.

Оборудование и материалы:  мутимедийный проектор,  фломастеры, листы с ситуациями, темами  для написания конспекта, чистые листы бумаги по количеству участников игры,   лепестки трех цветов ( красный, желтый, синий) , колокольчик,  кегли 3-х цветов: красный,синий, желтый, сигнальные зеленые карты, звезды.

Предварительная работа:

-подготовка мультимедийной презентации по теме семинара;

-оформление методической выставки

-  подбор литературы и оформление выставки для педагогов.

1. Вводно-организационная часть.

1.1. Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю».

-  Правила  данной игры: по кругу мы  передаём мяч. У кого в руках мяч, продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю…» .

Вы называется какой-либо  факт  о себе, которым вы занимаетесь  в свободное время и  который большинству  коллег неизвестен.

- Инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС требует от педагога повышение профессиональной компетентности. Сегодня востребован педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных образовательных программ и технологий, умело использовать нововведения.  Деловая игра  «Зведный час»  поможет определить Вашу профессиональную компетентность в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

1.2.Игра «Ручеек» -

-  Разделиться  на команды вы сможете с помощью игры  «Ручеек».   В каждую команду назначается эксперт, который в течении  игры отмечает, кто принимает активное участие в игре. Оценивать вашу работу будет жюри, в которое войдут : заведующий , старший воспитатель, воспитатель по предшкольной подготовке.

(Воспитатели делятся на две команды с помощью игры).  

1.3. «Назови команду»

- Каждой команде необходимо за минуту придумать название команды , девиз в соответствии с темой нашей игры,  выбрать капитана.

Каждая команда  за правильно выполненное задание или ответ получает звезду. Победителем игры становится команда, набравшая большее количество звезд.  

Оценивать нашу игру будет компетентное жюри.  Представляю вам членов жюри: заведующий, старший воспитатель, учитель калмыцкого языка.

  1. Теоритическая часть.

Проведем блиц-турнир.  На экране  вам представлен вопрос. На обсуждение каждого вопроса команде дается одна  минута.  Команда, готовая дать ответ, поднимает сигнальную  зеленую карту.

2.1. Блиц-турнир

- В каких областях знаний должен быть компетентен педагог

для полноценной работы  по   реализации  образовательной  

области «Социально-коммуникативной   развитие» ?

(медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика)

- Необходимо определить  основные направления  по задачам, реализуемых в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»  

-Задачи, реализуемые в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие».

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

-формирование  позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

-Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

 Развитие игровой деятельности;

Патриотическое воспитание;

Формирование основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе; Трудовое воспитание 

- Какова роль игры в   свете ФГОС  в  реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»?

- Какие  игры, на ваш взгляд, позволяют реализовать  данную  образовательную область?  

 Сюжетно-ролевые; Подвижные, Дидактические ; Игры- драматизации; Словесные; Строительные ; Игры-забавы; Настольно-печатные; Театрализованные,  режиссерские…

2.2.  Разбери ситуацию.   «Дай ответ » 

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации, Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.

1часть ситуации. (1команда)

«Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в зоопарк”. Но дети ни в тот, ни в последующие дни “в зоопарк” не играли.  Почему?

2 часть ситуации -  « Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей,  уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру “в зоопарк”, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, “звериная кухня” с поваром, “звериная больница” с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняя. Что послужило  развитию  игры?

1 часть ситуации: (2 команда)

«Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала.  Почему?»

2 часть ситуации:  

Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра “в железную дорогу”, в которой участвовали знакомые им персонажи. Что послужило  развитию  игры?

2.3. .Блиц-турнир 

Продолжим наш блиц-турнир.

-  Определите,  в   чем заключается  роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры.

-   Какие задачи патриотического воспитания решаются в каждой возрастной группе: младшей, средней, старшей, подготовительной Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

Развивать интерес к  традициям и промыслам;

Формировать элементарные знания о правах человека;

Расширять представления о городах России;

Знакомить детей с символами государства, родного края (герб, флаг, гимн);

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;  

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

-На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в нравственном воспитании, детей на воспитателе, который вводит элементы нравственного  воспитания во все виды деятельности детей или родителях? Докажите свою точку зрения .

- Назовите формы работы с детьми, позволяющие  решать задачи по трудовому  воспитанию.

Дежурство: по столовой;

По подготовке к занятиям;

 по уголку природы.

Поручения: Индивидуальные; Коллективные.

Коллективный труд:

- Назовите методы и приёмы руководства трудового воспитания объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешекпоговорок,  положительный пример сверстникарассматривание иллюстрацийчтение художественной литературыпоказ инсценировок с помощью игрушек  «Кукла Катя умывается» решение проблемных ситуаций ,  личный примеррассказы на этические темы, поощрение успехов, взаимопомощь, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми

-  Какие  виды труда  вы используете  в работе с детьми?

 Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе;

Ручной труд

-  Какие формы работы с детьми по формированию основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе используете в работе сдетьми?

 Непосредственно организованная  деятельность детей,  совместная деятельность взрослых и детей,  свободная  самостоятельная   деятельность детей .

 - Приведите примеры организованной деятельности  детей  по формированию основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе. 

Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости?

 НОД,  сюжетно-ролевые игры, игры на развитие  коммуникативных качеств, дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы,   пословицы, поговорки, игры подвижные, игры - драматизации; словесные; строительные ;  игры  настольно-печатные; театрализованные,  режиссерские,  …

Какие   виды деятельности позволяют реализовать   процесс социально-коммуникативного  развития дошкольников?

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов,  закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.  

- Назовите формы работы с семьей по данному направлению. Приведите  примеры из практики:

собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, день открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок,   проведение совместных праздников, досугов с приглашением родителей, участие родителей в акциях…

3.Практическая часть.

В данной игре вам предстоит продемонстрировать  свои практические навыки работы с детьми. Капитаны  каждой команды    проводят   игру на развитие эмоций  с командой противника, которая должна оказаться в роли детей.  Затем  участники игры должны ответить: что легче - проводить игру или самому принимать участие?  Испытывали  ли  вы затруднения? В чем они проявились?

3.1Игра «Тренируем эмоции»

Задание для воспитателей 1 команды.

 Попросите ребенка нахмуриться - как:

  -  осенняя туча

-   рассерженный человек,

-         злая волшебница.

улыбнуться, как:

-    кот на солнце,

-    само солнце,

-   как Буратино,

-   как хитрая лиса,

-   как радостный ребенок,

-  как будто ты увидел чудо.                                   

позлись, как:

-  ребенок, у которого отняли мороженое,

-   два барана на мосту,

-   как человек, которого ударили.

задание воспитателей 2 команды

испугайся, как:

-         ребенок, потерявшийся в лесу,

-         заяц, увидевший волка,

-         котенок, на которого лает собака.

устань, как:

-         папа после работы,

-         муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

-         турист, снявший тяжелый рюкзак,

-         ребенок, который много потрудился, но помог маме,

-         как уставший воин после победы.

устань, как:

       папа после работы,

        муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

       турист, снявший тяжелый рюкзак,

        ребенок, который много потрудился, но помог маме,

        как уставший воин после победы.       

3.2.Составление   план –конспекта занятия

 Следующее практическое задание заключается в составлении плана  конспекта занятия, темы которых  находятся вконверте. Капитан команды выбирает  любой конверт. Время для работы 5 минут.

Темы :  «Россия – Родина моя»».

- «Дружат дети всей земли»

-« Все работы хороши – выбирай на вкус»

- «Элиста- степная жемчужина».

3.3.  игра  «Разброс  мнений» 

- Вам предстоит ответить на данный вопрос , используя

карточки с началом предложения:

«Я не задумывалась над этим вопросом раньше, но могу сказать, что…..»

«Мне кажется, что в этом вопросе главным является….»

«Я могу применить это в своей работе так как…»

« Я считаю, что заниматься этим следует потому, что…»

«Меня в этом вопросе больше всего смущает…»  

«Значимость этого вопроса в том…»  

3.4. Упражнение «Дружественная ладошка». 

 Участникам раздаются листки бумаги.

-  Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из

пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.

 Представить   слово экспертам, которые дают оценку участия в игре педагогам, отмечают самых активных в каждой команде.

3.5. Релаксация. «Цветок настроения» 

Просим оценить наш семинар: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то выложите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены – синий.  Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

- А сейчас предоставляем слово председателю жюри, заведующему ДОО для подведения итогов деловой игры.

(Посчитывается количество звезд каждой команды, объявляется команда победитель)

- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!

Литература:

  1. Новгородцева  Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.
  2. Чеснокова  Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.
  3. Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.
  4. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.
  5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г. . Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010
  6. . Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013

Электронная литература:

  1. Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.  http://festival.1september.ru.

Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. http://pedsovet.org.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...