Главные вкладки

    Семинар - практикум «Планирование и проведение исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста»
    методическая разработка на тему

    Скочилова Наталья Тарасовна

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_starshego_vospitatelya_skochilova_n._t.docx30.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление старшего воспитателя

    Скочиловой Н. Т. на педагогическом семинаре по теме 

    «Планирование и проведение исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста»

            С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».

            Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы- ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.

            Интегрированный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла- с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов и т.д.

    Вариативность использования

    интегрированного метода обучения

            Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы).

            Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).

            Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса.

            Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

            Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления.

            Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

            Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

    • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
    • комплексные блочно-тематические занятия;
    • интеграция:
    • частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);
    • полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
    • метод проектов:
    • форма организации образовательного пространства;
    • метод развития творческого познавательного мышления.

    Примерный план работы воспитателя

    по подготовке проекта

    1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
    2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
    3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
    4. Составление плана-схемы проекта.
    5. Сбор, накопление материала.
    6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
    7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
    8. Презентация проекта, открытое занятие.

    Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях

    является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

            Задачи развития:

    1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
    2. развитие познавательных способностей;
    3. развитие творческого воображения;
    4. развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого

    возраста.

            В младшем дошкольном возрасте- это:

    • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
    • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
    • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте- это:

    • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
    • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
    • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она

    распределяется следующим образом по этапам проекта:

    Этапы проекта

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    I этап

    1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).
    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
    3. Формулирует задачу (нежестко).
    1. Вхождение в проблему.
    2. Вживание в игровую ситуацию.
    3. Принятие задачи.
    4. Дополнение задач проекта.

    II этап

    1. Помогает в решении задачи.
    2. Помогает спланировать деятельность.
    3. Организует деятельность.
    1. Объединение детей в рабочие группы.
    2. Распределение амплуа.

    III этап

    1. Практическая помощь (по необходимости).
    2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
    1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

    IV этап

    1. Подготовка к презентации. Презентация.
    1. Продукт деятельности готовят к презентации.
    2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

            Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Младший дошкольный возраст

            Задачи обучения:

    1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
    2. приобщать детей к процессу познания;
    3. формировать различные представления;
    4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
    5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

    Совершенствование психических процессов:

    1. формирование эмоциональной заинтересованности;
    2. знакомство с предметами и действиями с ними;
    3. развитие мышления и воображения;
    4. речевое развитие.

    Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

    1. осознание поставленной цели;
    2. овладение различными способами решения поставленных задач;
    3. способность предвосхитить результат, основываясь на своем прошлом опыте;
    4. поиск различных средств достижения цели.

    Воспитание личности

    Физическое воспитание:

    • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
    • формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»).

    Социальное воспитание:

    • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).

    Умственное воспитание:

    • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
    • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
    • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»).

    Художественно-эстетическое воспитание:

    • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
    • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

    Старший дошкольный возраст

            Задачи обучения:

    1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
    2. развивать специальные способы ориентации- экспериментирование и моделирование;
    3. формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
    4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

    Формирование предпосылок учебной деятельности:

    1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
    2. потребности в создании собственной картины мира;
    3. навыков коммуникативного общения.

    Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

    1. выявить проблему;
    2. самостоятельно искать нужное решение;
    3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
    4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

    Воспитание личности

            Социальное воспитание:

    • развитие самопознания и положительной самооценки;
    • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
    • высокий уровень коммуникативной компетентности;
    • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»).

    Физическое воспитание:

    • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
    • формирование потребности в здоровом образе жизни;
    • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

    Умственное воспитание:

    • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
    • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской», «Москва: век нынешний и век грядущий»).

    Художественно-эстетическое воспитание:

    • углубленное приобщение к искусству, многообразии художественных образов;
    • овладение различными видами художественной деятельности;
    • развитие способности к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», творческий проект «Рябины России», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

    Этапы работы методической службы

    в рамках проектного метода

    1. Составление перспективного плана проектной деятельности на год.
    2. Составление схемы взаимодействия воспитателей, педагогов дополнительного образования и специалистов различных служб в процессе работы над проектом.
    3. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
    4. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
    5. Консультирование и обучение педагогов на практических тренингах.
    6. Подбор необходимого оборудования, пособий, материалов.
    7. Контроль за ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками.
    8. Подведение итогов. Обобщение опыта работы.

    Советы воспитателю

    по работе над проектом.

    1. Глубоко изучить тематику проекта.
    2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
    3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
    4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
    5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
    6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
    7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
    8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
    9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
    10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
    11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

    Заключительный этап проекта следует тщательно готовить  и

    проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для воспитателей Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

    Семинар-практикум для воспитателейПодвижные игры в развитии детей дошкольного возрастаИгра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесга...

    План проведения семинара – практикума «Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста»

    Данное занятие фоормирует у детей понятие об этикете.Игра по обучению детей этикету и вежливости....

    Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский...

    Семинар –практикум для родителей «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

    Семинар –практикум для родителей     «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...