Формирование профессиональной компетентности педагогов
статья на тему

Формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиями к его компетентности, - одна из основных проблем на современном этапе развития российского дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_professionalnoy_kompetentnosti_pedagogov.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной компетентности педагогов

Формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиями к его компетентности, - одна из основных проблем на современном этапе развития российского дошкольного образования. На сегодняшний день профессиональный стандарт определяет трудовые действия, необходимые умения и знания педагога ДОО:

- развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития;

- формирование психологической готовности к школьному обучению;

- создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми;

- организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

- активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

- организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;

- использовать методы и средства анализа психолого- педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ;

- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

- владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми и др.

Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Но иногда педагоги останавливаются в своем развитии, не стремятся к самосовершенствованию, что проявляется поначалу в усталости, пресыщенности впечатлениями, непонимании педагогических идеалов и заканчивается педагогической несостоятельностью.

В связи с этим в педагогическом коллективе нашего детского сада возникла идея разработать инновационный проект профессиональной поддержки деятельности педагогических кадров. Основная цель которого — профилактика профессионального застоя, развитие профессиональной мобильности педагогов, раскрывающей новые возможности самореализации, повышающей ценность и конкурентоспособность педагогического труда. Участниками проекта стали педагоги ДОО.

После продолжительного наблюдения за деятельностью педагогических кадров, множества бесед, диспутов и дискуссий с ними были выделены две группы педагогов. Оказалось, что педагоги без категории не могут обобщить свой опыт для распространения в широких педагогических кругах.

Педагоги, имеющие квалификационную категорию, свой опыт работы обобщают, но не все занимаются его распространением в образовательной системе за пределами детского сада, т. к. не имеют четкого представления о ценности собственной деятельности.

В рамках реализации проекта перед коллективом ДОУ были поставлены следующие задачи:

- поддержка заинтересованности молодых педагогов в работе, побуждение их к активности в соответствии с силами и способностями;

- создание команд педагогов для решения различных проблем, инициирование их идей;

- делегирование некоторых полномочий внутри коллектива;

- привлечение новых сотрудников к совместной деятельности с целью их адаптации в коллективе.

Проект, рассчитанный на три учебных года, включает в себя три этапа. Целью первого этапа является активное стимулирование мотивации педагогов, развитие у них адекватного представления о собственной деятельности и профессиональной мобильности, необходимой для самореализации в профессии.

Вторым этапом проекта стала работа по раскрытию перед педагогами новых возможностей самореализации, повышающих их ценность как профессионалов. К направлениям этой работы относятся:

- оформление позитивного педагогического опыта, подлежащего распространению;

- мастер-класс по представлению и защите профессионального опыта педагогов на мероприятиях разного уровня;

- подготовка фото- и видеоматериалов для достижения личностных целей и целей учреждения в целом;

- помощь в подготовке презентаций созданной методической продукции и творческих отчетов о результатах работы;

- представление материалов творческого труда на заседаниях педагогического совета ДОО;

- участие педагогов ДОО в конкурсах профессионального мастерства;

- участие детского коллектива в конкурсах образовательной системы разного уровня;

- проведение открытых мероприятий для педагогов районной, городской и областной образовательной системы;

- публикации материалов творческого труда в профессиональных периодических изданиях.

На третьем — заключительном — этапе, целью которого стало закрепление конкурентоспособности сотрудников ДОО в широких педагогических кругах, была проведена оценка результатов работы всех участников проекта (на основании самоанализа деятельности педагогов); составлен перечень публикаций; обработаны и оформлены все материалы.

В рамках проекта были проведены параллельно две группы мероприятий. Первая группа направлена на повышения уровня методического творчества:

- регулярное посещение занятий педагогов;

- организация взаимопосещений занятий педагогами ДОО;

- наблюдение за динамикой профессионального мастерства;

- предоставление возможности участвовать в конференциях, семинарах за рамками детского сада;

- создание условий для продвижения по должности перспективных педагогов.

Вторая группа мероприятий направлена на гармонизацию взаимоотношений с коллегами, повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирование позитивного отношения к работе:

- использование методов морального поощрения (благодарностей, грамот, публичного выражения признательности за труд и т. д.);

- привлечение педагогов к принятию коллегиальных решений;

- организация коллективных форм работы (семинары, конференции, педсоветы, массовые праздники для детей, делегирование полномочий).

Для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов в саду использовались разнообразные формы работы, позволившие раскрыть возможности сотрудников. Способы методической работы отбирались с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.

Важно отметить, что традиционные формы, в которых главное место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название "активные методы обучения". Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

Целью активных методов обучения педагогов является развитие их внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Так, при встречах на занятиях "Школы профессионального мастерства" в методическом кабинете педагоги становятся участниками деловых коллективных игр, по ходу которых часто используются методы анализа конкретных ситуаций и разыгрывания ролей. Предложения вырабатываются коллективно и формируются как на этапе защиты решений собственной группы, так и на этапе критики решений других групп. Перед такими мероприятиями создается определенный эмоциональный настрой игроков.

Таким образом, использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес и вызывает у педагогов желание действовать, способствует совершенствованию их умения разрешать реальные проблемы, формированию профессионального творческого мышления, что в результате позволяет им самореализоваться в профессии.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что за время реализации проекта были достигнуты определенные положительные результаты. Так, по данным мониторинга эффективности реализации проекта 69% педагогов, принявших участие в исследовании, оценили проект как программу, позволившую преодолеть профессиональные затруднения. В частности, проект помог сориентироваться в современных концепциях образования, новых информационных технологиях, нормативно-правовых документах, наметить способы разрешения личностных проблем, трудностей общения с родителями и руководителями, повысить уровень владения профессиональными знаниями.

Участвуя в проекте, педагоги дополнительно приобрели навыки владения информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми для работы с детьми и родителями, путем выполнения заданий на компьютере. Например, с помощью программы РоwerPoint они смогли выгодно представить свою профессиональную деятельность, создав красочную презентацию. Пользуясь программой Adobe Photoshop, воспитатели и специалисты оформили методические пособия, дипломы, поздравительные открытки и др.

В заключение следует отметить, что реализация проекта профессиональной поддержки деятельности педагогических кадров обеспечила увеличение количества  заинтересованных и творческих педагогов. Налажено взаимодействие всех сторон образовательного процесса, заложены новые традиции проведения в ДОО мероприятий, мотивирующих как педагогов, так и воспитанников, создана атмосфера сплоченности. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости развития в следующих направлениях:

- создание творческого клуба, в рамках которого педагоги могли бы развивать свои способности;

-  формирование педагогических сообществ в других дошкольных организациях города и налаживания сотрудничества с ними.

Литература

1. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. / Ю.А. Афонькина// - М.: Учитель. - 2013. - 78 с.

2. Атмахова, Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. /Л. Атмахова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 15 – 17. 

3. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. / Л.М. Волобуева // - М.: ТЦ Сфера. - 2011. - 296 с.

4. Лукьянова, М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. / М.И. Лукьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 1. - С. 15 – 21.

5. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. /Н.В. Микляева// - М.: Перспектива. - 2011. - 289 с.

6. Панкова Е.П. Повышаем профессиональную компетентность воспитателей. / Е.П. Панкова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - № 8. - С. 28 – 33.

7. Щепотин А.Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами. / А.Ф. Щепотин // Профессиональное образование. - 2012. - №8. - С. 23-24.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов

Одним из мощных стимулов активизации инновационной творческой деятельности педагогов  являются смотры-конкурсы. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знан...

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области использования нетрадиционных форм в работе по физическому воспитанию дошкольников.

Современный мир динамичен и нестабилен, он постоянно меняется и с очень высокой скоростью. Жить в этом мире – значит успевать за ним, меняться вместе с ним в его темпе. Такие условия жизни предъ...

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...

Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

"Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Совершенствова...

Презентация проекта "Формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ по работе с семьёй в условиях клубного движения"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по работе с семьёй в условиях семейного и родительского клубов на этапе перехода к ФГОС ДО....

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...