ФОРМУЛА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
методическая разработка на тему

Помазан Ирина Анатольевна

Новый, гуманистический, подход к организации управления состоит в том, что образовательное учреждение рассматривается как открытая социально-педагогическая система, действующая в рамках новых образовательных ценностей и приоритетов (создание условий для развития личности, способной к самоактуализации и самореализации). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formula_upravleniya_pedagogicheskim_kollektivom.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМУЛА УПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

В рамках реализации приоритетных Национальных проектов, важными задачами, стоящими перед социально-педагогической и психологической практикой настоящего времени, становится смена парадигмы подготовки педагогических кадров и развитие у них не только профессиональных навыков, но и мотивации к профессиональному саморазвитию.

Новый, гуманистический,  подход к организации управления состоит в том, что образовательное учреждение рассматривается как открытая социально-педагогическая система, действующая в рамках новых образовательных ценностей и приоритетов (создание условий для развития личности, способной к самоактуализации и самореализации). Саморазвитие, самоорганизация, самоопределение всех членов педагогического сообщества – условие развития управления образовательным учреждением, которое мы определяем как самоорганизационное управление.

Потенциал развития самоорганизации управления образовательным учреждением составляет огромный, накопленный педагогами и управленцами экспериментальный материал. Однако пока можно констатировать, что этот потенциал используется недостаточно.

Мотивация к профессиональному саморазвитию

Реализация такой сложной междисциплинарной задачи, как развитие у педагогов дошкольных образовательных учреждений мотивации к профессиональному саморазвитию требует новых управленческих подходов и работы со всем педагогическим коллективом одновременно.

Профессиональное саморазвитие мы понимаем как процесс всестороннего и непрерывного развития субъектом своего врожденного и приобретенного потенциала (творческого, эмоционального и духовного) за счет развития своих задатков и способностей, с использованием имеющихся возможностей – в процессе реализации профессиональных  целей и задач. Творческое саморазвитие - это следующая ступень самореализации (саморазвития) - стремление не только использовать имеющиеся возможности, но и расширить их диапазон, развить и усилить свой потенциал, создавая новые возможности для повышения своего мастерства. Стремящийся к самореализации специалист достигает больших успехов в профессии, чем работающий только из-за денег.

При слабой мотивации к профессиональному саморазвитию профессиональная карьера заходит в тупик - растущие профессиональные умения и навыки ведут не к мастерству, а к ремесленничеству, то есть качественному, но без души, выполнению своих профессиональных обязанностей. Если специалист не ставит перед собой творческих задач, а просто добросовестно работает – день за днем, одно и то же - он теряет интерес к профессии. Результатом этого становится «профессиональное выгорание» – накапливается усталость от профессии, раздражение, нежелание идти на работу. Такое часто происходит, когда человек понимает, что неправильно выбрал профессию, но ничего изменить нельзя – нет необходимых ресурсов (денежных, временных и т.д.). Если в результате внутренней работы над собой или при помощи специалиста-психотерапевта субъект сможет трансформировать свою Я-концепцию и отношение к происходящему, найдет новый смысл жизни и деятельности, стимулирующий у него мотивацию к самореализации в профессиональной деятельности, то человек снова может продуктивно работать.

Формула развития мотивации к самореализации

Основные средства воспитания: СЛОВО И ДЕЛО. В Библии говорится: «вначале было Слово». Слово – это воплощение мысли в речи, т.е. воплощение творческой задумки в символьной форме, а дело – это воплощение слова в реальной жизни. И если они совпадают в жизни у родителей и у воспитателей, тогда совпадут и у детей.

 «Да», «Можно», «Нужно», «Надо» - основные средства развития жизнеспособности, жизнестойкости, инициативности, самостоятельности, предприимчивости, энтузиазма, активной жизненной позиции, творческого подхода к решению проблем и преодолению трудностей. 

«Нужно» и «Надо» - разные вещи. «Нужно» – это то, в чем есть потребность (нужда). «Надо» - это внешняя или внутренняя необходимость (то, что призывает сделать внешний приказ или внутренний долг, совесть, ответственность). Научи специалиста самостоятельно решать свои проблемы или дай возможность ему самому научиться, и диапазон его возможностей будет неуклонно расширяться.

Из школьного курса математики мы помним, что чем больше числитель дроби, тем больше значение числа; и аналогично, чем меньше знаменатель, тем больше число. Поэтому слова-разрешители будут в числителе формулы развития мотивации к самореализации.

«Нет», «Нельзя», «Не нужно», «Не надо» - основные факторы развития  профессиональной беспомощности, опасливости, тревожности и снижения инициативы, предприимчивости, желания что-либо сотворить самостоятельно, делающие специалиста пассивным исполнителем, зависимым от обстоятельств и авторитетов. Таким образом, слова-запрещатели будут в знаменателе формулы.

Формула развития мотивации к самореализации:

                                              «Да», «Можно», «Нужно», «Надо»

М    Мотивация к самореализации == -----------------------------------------------------

                                           «Нет», «Нельзя», «Не нужно», «Не надо»

Следовательно, чем больше в приобретении профессионального опыта специалиста роль того, что находится в числителе нашей формулы, и чем меньше в его деятельности того, что находится в ее знаменателе, тем большую в количественном отношении мотивацию к профессиональной самореализации мы получаем, то есть мы способствуем формированию профессионала-Творца и Преобразователя. И тогда его «ХОЧУ» будет естественно переходить в «МОГУ» и легко - в «БУДУ», то есть пойдет полноценный процесс самореализации. И он сам сможет выбрать разные подходящие «КАК».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка нетрадиционного механизма управления образовательного учреждения».

Данная тема подразумевает отход от традиционных форм организации построения структуры управления. Для того чтобы обеспечить такое управление, которое отвечало бы этим требованиям надо было сформиро...

«Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Данный Проект представляетсобой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства   на современном этапе развития дошколь...

Применение современных технологий в управлении образовательным учреждением

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образова...

«Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации »

В  условиях модернизации и развития системы образования одним из важнейших направлений деятельности, является развитие кадрового потенциала....

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

В настоящее время уже трудно представить себе дошкольное учреждение, не применяющую в своей деятельности информационные технологии. Количество детских садов, имеющих современную компьютерную технику, ...