Интеграция социальных институтов – необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.
статья на тему

Кормышова Юлия Алексадровна

Расширение образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, включая дошкольников, невозможно без взаимосвязи, интеграции социальных институтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_sotsialnyh_institutov.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция социальных институтов – необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.

Модернизация развития системы российского образования «Национальная образовательная инициатива» предполагает реализацию тенденции развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей, а также создание условий для полноценного личностного развития и раскрытия их творческих возможностей.

Расширение образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, включая дошкольников, невозможно без взаимосвязи, интеграции социальных институтов. Такое взаимодействие определяет новые цели, новые задачи развития дополнительного и дошкольного образования, обусловленное общественными запросами и стратегией образовательной политики. При этом изменяются формы «взаимодействия» и «открытости»: сотрудничества, интеграции, партнерства. Речь идет об организации взаимодействия на основе образовательного партнерства, позволяющего двум или более учреждениям находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов.

Дошкольное образование – первая ступень, но уже здесь мы выделяем базовые (примерные требования к образовательному стандарту) и дополнительное образование. Уже мало «старания» одного образовательного учреждения для развития и воспитания детей. Объединение с Центром дополнительного образования детей способствует реализации единой цели – взаимно дополнять друг друга в решении проблем развития творческих способностей детей.

Партнерство – это качественно новый уровень работы с дошкольниками, в части дополнительного образования.

Концептуальные основы взаимодействия детского сада и дополнительного образования:

  1. Развитие системы интеграции образовательных учреждений.
  2. Поддержание и развитие творческих возможностей, личностного потенциала детей.
  3. Интеграция базового (образовательный стандарт дошкольного) и дополнительного образования с учетом социального заказа родителей.

Интеграция дошкольного и дополнительного образования на современном этапе становится необходимой, так как в нынешних условиях невозможно эффективно решать вопросы образования ребенка без широкого привлечения в этот процесс действующих социальных институтов, в частности дополнительного образования. Создается ситуация, усиливающая образовательные возможности детского сада, его воспитательный и развивающий потенциал. Развитие ДОУ за счет использования потенциала дополнительного образования происходит поэтапно:

  • Становление дополнительного образования элементом системы ДОУ. Целью этапа является повышение статуса детского сада, привлечение внимания родителей. На этом этапе, как правило, выбор направлений дополнительного образования происходит не на основе потребностей, интересов ребенка, запросов родителей, а на базе возможностей детского сада. Управление дополнительным образованием осуществляется на уровне организации кружков, студий, создания материально-технической базы. Аналитическая деятельность будет способствовать переходу дошкольного образования на новый этап – развитие интеграционных процессов внутри учреждения.
  • Развитие внутренней интеграции в ДОУ. Цель этого этапа – разработка индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка и сопровождение развития его способностей. (Новообразования: индивидуальные программы развития ребенка, творческие группы, лаборатории по разным направлениям дополнительного образования, методические рекомендации по организации основного и дополнительного образования, программы работы кружков, студий). Анализ результативности интеграционных процессов в ДОУ способствует расширению образовательного пространства с выходом в микросоциум, то есть осуществляется переход на новый этап развития детского сада.
  • Развитие внешней интеграции. Цель этапа – создание единого образовательного пространства в микросоциуме. Основными направлениями взаимодействия ДОУ и учреждений дополнительного образования являются: создание условий для развития общей культуры личности ребенка; способностей, адаптации в обществе, создание новых форм совместной деятельности детей, педагогов, родителей, за счет которых осуществляется приобщение ребенка к отечественным культурным традициям; формирование договорного пространства в ДОУ, обеспечение системы договорных отношений с разнообразными учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы.

Взаимодействие детского сада и дополнительного образования создает требуемое единое образовательное пространство – пространство с новыми формами взаимодействия и открытости, так сегодня необходимое для полноценного многостороннего развития каждого ребенка.

Логическая цепочка, обеспечивающая непрерывность и бесконечность процесса развития личности, самопознания и познания мира, выглядит следующим образом: Удивление – Интерес – Желание – Действие.

В организации педагогического процесса личность ребенка выступает как систематизирующий фактор с акцентом на принципы:

- гумманизации;

- доступности;

- систематичности;

- цикличности, а также на принцип комплементарного (взаимодополняющего) функционирования учреждений дошкольного и дополнительного образований – учет интересов, наклонностей, потребности детей в саморазвитии и самореализации.

- раскрытие творческого потенциала ребенка.

Направление деятельности должно осуществляться в рамках приоритетного национального проекта «Образование»:

- создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте;

- развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности;

- повышение профессионального уровня педагогов творческих объединений;

- сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни;

- использование современных технологий и создание образовательных программ способствующих вызвать устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшей деятельности.

Организация образовательной деятельности дошкольника в дополнительном образовании имеет свои особенности. Представляется важным целенаправленное создание культурно-развивающей среды на основе интеграции имеющихся в дошкольном и дополнительном образовании ресурсов. Игровая деятельность, обучение через игровые ситуации, межличностное общение активизируют целостное развитие личности ребенка и формируют у него социальный опыт, помогают подготавливаться к будущей учебной деятельности в начальной школе. Все это возможно при системном подходе к дополнительному образованию, при объединении усилий педагогов дошкольного и дополнительного образования. Главная задача детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

Деятельность творческих объединений детского сада и дополнительного образования должна основываться на следующих принципах:

- принцип игрового познания через исследовательские проекты и творческие задания;

- принцип интегративности, определяющий взаимодействие различных видов деятельности;

- принцип гумманизации, основанный на эмпатическом «сопереживающем» видении, вера в возможности и способности ребенка, создание атмосферы доверия, безопасности, свободы и ответственности.

Теория и практика гуманистической этики обосновывают положение о том, что любой педагогический процесс должен приносить ребенку радость, чувство удовлетворения от процесса общения со сверстниками и взрослыми. Мы разделяем эту точку зрения и считаем, что культурно – досуговая деятельность, осуществляется совместно с Центром дополнительного образования, способствует развитию инициативности, творческого мышления, умения находить нестандартные решения; помогает каждому ребенку раскрыться, проявить себя в выборе определенного вида деятельности; развить и реализовать свой творческий потенциал.

Таким образом, целенаправленная реализация тенденций развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей, играет важную роль в раскрытии их творческого потенциала. Полноценная жизнь ребенка в каждом дне: комфортное пребывание в социуме, совместная деятельность, и творческие достижения – эта триада развития ребенка заставляет соответствовать Миру Детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.

В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников....

Обучение элементам фитодизайна, как условие развития творческого потенциала дошкольников

Целью моей работы по  фитодизайну является, создание условий для формирования знаний, умений, навыков необходимых дошкольникам для выполнения самостоятельной фитодизайнерской деятельности. Ставлю...

Мастер-класс "Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра"

Мастер-класс "Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра" повышение компетенций педагогов в процессе создания театрализованной хороводной игры по знак...

Статья Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности. 2024г.

Статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей не только познанию ими мира через собственную творческую, созидательн...

Презентация «Театрализованная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала и социально - коммуникативных навыков дошкольников»

Презентация «Театрализованная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала и социально - коммуникативных навыков дошкольников»...