Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.
статья по теме

В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буханцова  Елена  Олеговна

Старший воспитатель

МКДОУ «Огонек»

Новосибирская область, р. п. Линево

         Интеграция социальных институтов -  необходимое условие развития  творческого потенциала дошкольников.

Модернизация  развития системы российского образования  «Национальная образовательная инициатива» предполагает реализацию тенденции развития системы поддержки  и сопровождения талантливых  детей, а также создание условий  для полноценного личностного развития  и раскрытия их творческих возможностей.

 Расширение образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, включая дошкольников, невозможно без взаимосвязи, интеграции  социальных институтов. Такое взаимодействие определяет новые цели, новые задачи развития дополнительного и дошкольного образования, обусловленное общественными запросами и стратегией образовательной политики. При этом изменяются формы «взаимодействия» и «открытости»: сотрудничества, интеграции, партнерства. Речь идет об организации взаимодействия на основе образовательного партнерства, позволяющего двум или более учреждениям находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов.

Дошкольное образование – первая ступень, но уже и здесь мы выделяем базовые (примерные требования к государственному стандарту) и дополнительное образование. Уже мало «старания» одного образовательного учреждения для развития и воспитания детей.   Объединение  с Центром дополнительного образования детей  способствует реализации единой цели - взаимно дополнять друг друга в решении проблем развития творческих способностей детей.

Партнерство – это качественно новый уровень работы с дошкольниками, в части дополнительного образования.

Концептуальные основы взаимодействия детского сада и дополнительного образования:

 •    Развитие системы интеграции образовательных учреждений

 •        Интеграция базового (образовательный стандарт дошкольного) и дополнительного образования с учетом социального заказа родителей.

 •        Поддержание и развитие творческих возможностей, личностного потенциала детей.

 Взаимодействию детского сада и дополнительного образования

 создает  требуемое единое образовательное пространство – пространство с новыми формами взаимодействия и открытости, так сегодня необходимое для полноценного многостороннего развития каждого ребенка.

Логическая цепочка, обеспечивающая непрерывность и бесконечность процесса развития личности, самопознания и познания мира, выглядит следующим образом:

Удивление – Интерес – Желание – Действие.

В организации педагогического процесса личность ребенка выступает как систематизирующий фактор с акцентом на принципы:

•        гумманизации,

•        доступности,

•        систематичности,

•        цикличности, а также  на принцип комплементарного (взаимодополняющего) функционирования учреждений дошкольного и дополнительного образований – учет интересов, наклонностей, потребности детей в саморазвитии и самореализации.

•        раскрытие творческого потенциала ребенка.

Направление  деятельности  должно осуществляться в рамках приоритетного национального проекта «Образование»:

-создание  развивающей   творческой среды, способствующей выявлению  и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте;

-развитие  системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и  развития  жизненно необходимых умений и навыков для успешной  адаптации к условиям изменяющейся действительности;

- повышение профессионального уровня педагогов творческих объединений; 

-сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни;

-использование современных технологий и создание образовательных программ способствующих вызвать устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшей деятельности.

Организация образовательной деятельности  дошкольника в дополнительном, образовании имеет свои особенности. Представляется важным целенаправленное создание  культурно-развивающей среды на основе интеграции имеющихся в дошкольном и дополнительном образовании ресурсов. Игровая деятельность, обучение через игровые ситуации, межличностное общение активизируют целостное развитие личности ребенка и формируют у него социальный опыт, помогают подготавливаться к будущей учебной деятельности в начальной школе. Все это возможно при системном подходе к дополнительному образованию, при объединении усилий педагогов дошкольного и дополнительного образования. Главная задача детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

  Деятельность творческих  объединений детского сада и дополнительного образования должна основываться на следующих принципах:

- принцип игрового познания через исследовательские проекты и творческие задания;

- принцип интегративности, определяющий взаимодействие различных видов деятельности;

- принцип гумманизации, основанный на эмпатическом «сопереживающем» видении, вера в возможности и способности ребенка, создание атмосферы доверия, безопасности, свободы и ответственности.

Теория и практика гуманистической этики обосновывают положение о том, что любой педагогический процесс должен приносить ребенку радость, чувство удовлетворения от процесса общения со  сверстниками и взрослыми. Мы разделяем эту точку зрения и считаем, что культурно-досуговая  деятельность, осуществляемая совместно с Центром дополнительного образования, способствует развитию инициативности, творческого мышления, умения находить нестандартные решения ; помогает каждому ребенку раскрыться, проявить себя в выборе определенного вида деятельности; развить и реализовать  свой  творческий  потенциал.

Таким образом, целенаправленная   реализация тенденций  развития системы поддержки  и сопровождения талантливых  детей, играет  важную роль в  раскрытии их творческого потенциала. Полноценная жизнь ребенка в каждом дне: комфортное пребывание в социуме, совместная  деятельность, и творческие достижения - эта триада  развития ребенка заставляет соответствовать  Миру Детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования навыка выполнения основных движений, как необходимое условие физического развития дошкольника.

Формирования навыка выполнения основных движений, как необходимое условие физического развития дошкольника.   Современная цивилизация во многом способствовала тому, что в дошкольных учреждениях...

Консультация для педагогов "Современные подходы реализации парциальный программ «ОБДДВ», «Я – человек» как необходимое условие экологического воспитания дошкольников"

Обзор нормативно-правовых документов по вопросу экологического воспитания дошкольников, реализация парциальных программ "ОБДДВ" и "Я - человек" (разделы, связанные с ознакомлением с окружающим миром)...

Доклад «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ - условие реализации потенциала дошкольника в МБДОУ д/с №29».

Доклад  «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ - условие   реализации потенциала дошкольника в МБДОУ детском саду №29 «Полянка» г. Павлово».Презентация к докладу...

Интеграция социальных институтов – необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.

Расширение образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, включая дошкольников, невозможно без взаимосвязи, интеграции социальных институтов....

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс....

Организация водного закаливания детского организма как необходимое условие снижения заболеваемости дошкольника

В статье раскрыты вопросы организации водного закаливания и процесса проведения оздоровительной работы как условий снижения заболеваемости у дошкольников....