Система программных мероприятий по формированию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
презентация на тему

Шнайдер Елена Ивановна

Материал посвящён вопросам социально-коммуникативного развития дошкольника через разные игровые формы, согласно основной образовательной программы ДОУ. Опыт работы Детского сада был представлен на краевом семинаре-совещании в марте, 2014 года и опубликован в сборнике "Федеральные государственные образовательные стандарты: содержание, проблемы и пути их решения", в сборнике материалов XVI международной научно-практической конференции "Наука и образование: проблемы и перспективы" (апрель, 2014 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текст выступления52 КБ

Предварительный просмотр:

Система программных мероприятий по формированию условий

для социально-коммуникативного развития дошкольников

в соответствии с ФГОС ДО

Шнайдер Е.И.,

старший воспитатель МБДОУ «ДС 79»,

г. Бийск

Слайд 2. Активизация внимания к вопросам социально-коммуникативного развития дошкольника стало особенно актуальным в современном обществе, что доказывает выделение данного направления развития дошкольника в отдельную образовательную область в Федеральном стандарте ДО. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других, сложнее проходит социализация ребенка в обществе, тогда как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

А.В. Запорожец, изучая развитие общения у дошкольников с окружающими людьми, отмечал, что общение – это решающее условие гармонического развития ребенка. Значимость формирования общения изучалась в контексте исследования природы общения дошкольников со сверстниками (Т.А. Антонова, Т.А. Репина, А.Г. Рузская), становления общения в игровой, учебной, трудовой деятельности (Я.И. Коломинский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Р.К. Терещук).

Слайд 3. Решением проблемы развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников педагоги нашего коллектива занимаются с 2010 года, т.е. до введения ФГТ, когда Детский сад № 79 получил статус Городской экспериментальной площадки по теме «Формирование социально-коммуникативных компетентностей дошкольников посредством реализации программы «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной». На этапе введения ФГТ была разработана ООП ДО, в которой было проработано направление социально-личностного развития дошкольника.

Слайд 4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет социализацию – как интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация); усвоение человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, их освоение.

Говоря о системе программных мероприятий по формированию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, мы будем иметь в виду основную образовательную программу ДО, разрабатываемую каждой образовательной организацией самостоятельно.  

Слайд 5. Согласно ФГОС: программа должна обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Слайд 6. Дошкольная организация самостоятельно выстраивает систему работы и отражает ее в образовательной программе ДОУ. Схематично представим примерную систему работы (СЛАЙД).

                                     

Известно, что все важнейшие новообразования зарождаются первоначально и развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – в игре, где отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Именно игра минимально расписывается педколлективом и в образовательной программе, и воспитателями – в конспектах, сценариях, в методических разработках, в то же время именно игру становится сложно организовать педагогам.

Слайд 7. Игры, педагогически целенаправленные на развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников:

- режиссерская,

- сюжетно-ролевая,

- театрализованная игра.

Способность общаться – это и дар, и способность, которую можно успешно развивать. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Слайд 8. Способность к общению включает  в себя: 1) желание  вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умение  организовать  общение («Я умею!»), включающее  умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание  норм  и правил, которым  необходимо  следовать при общении с окружающими  («Я знаю!»).

Слайд 9. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. В концепции М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир  взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Слайд 10. Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

По мнению Е. Е. Кравцовой,  режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Слайд 11. Сюжетно-ролевая игра – очень мощное средство развития коммуникативных способностей ребенка, успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций.

Культурологическую и социальную функцию игры рассматривает психолог и психотерапевт Эрик Берн. Существенной чертой игр он считает не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.

(видео)

Исследователь подчеркивает, что игра является для человека серьезным действием, но не полностью отражающим истинное положение вещей, игре в человеческом обществе свойственно некое упрощение ситуации и человеческих реакций на нее.

Слайд 12. Организуя театрализованные игры детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Возникла идея соединения инновационных форм организации совместной образовательной деятельности детей и педагогов, системы музыкально-ритмических упражнений, игровых технологий, леготехнологий и традиционных подходов к развитию речи и общения дошкольников, в основе которой лежит воспитательная система теории развития творческой личности.

После введения Федеральных государственных требований появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию дошкольников, принцип интеграции остаётся ведущим в образовательной деятельности и при переходе на ФГОС ДО. Осуществление синтеза как интеграции образовательных областей в приобщении дошкольников к российским культурным традициям и нравственным нормам является главным принципом построения содержания образования и способствует достижению познавательного результата – формированию целостной картины мира.

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Слайд 13. Для успешной работы создана предметно-пространственная среда: в группе руками воспитателей и родителей оборудованы игровые и театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации, изготовлены куклы-марионетки и пальчиковые театры, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой.

Слайд 14. Итоги наблюдений, осуществляемых в процессе такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; РЕЧЕВОЕ, умело используют в общении средства выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу и ко взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Взаимодействие  и  общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным м...

Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» (февраль, 2014-2015 учебный год)

Семинар«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»(февраль, 2014-2015 учебный год)...

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОСдошкольного образования»...

Семинар-практикум: «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Семинар-практикум "Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями  ФГОС ДО"...

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с технологией «Мы вместе!».

Потребность общения всегда была главной задачей в жизни человека. Входя во взаимоотношения с окружающими людьми, человек заявляет информацию о себе, а взамен принимает интересующие его сообщения, про...