Формирование у детей сенсорных и мыслительных действий
материал (средняя группа) по теме

Тугузбаева Фагима Фатиховна

Семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное методическое объединение

 педагогов среднего дошкольного возраста

Семинар

Тема: «Формирование у детей сенсорных и мыслительных действий»

                                                                 Подготовила:

                                                                    Тугузбаева Ф.Ф.

Воспитатель МДОУ ДС №3

2010 г.


Познавательную деятельность ребенка принято рассматривать как такую, в процессе которой он учиться, познает многообразный окружающий мир. Поскольку на протяжении дошкольного возраста ребенок познает мир в игре, на занятиях, в труде, в различных видах продуктивной деятельности, в общение со взрослыми сверстниками и реальный конкретный ход познания трудно расчленить на отдельные познавательные процессы (процессы ощущения, восприятия памяти, мышления, воображения), то в современных исследованиях и практике воспитания принято использовать более крупные единицы для анализа этого целостного познания. Познавательная детальность чаще всего протекает в двух формах-восприятия и мышления. Эти формы представляют собой различные стороны познания, которые различаются объектами (что познается) и средствами, (как осуществляется познание). При помощи восприятия в основном познаются внешние свойства предметов (величина, форма, цвет). Мышление является средством познания внутренних, скрытых существенных свойств предметов, связей между ними: количественных, временных, причинно-следственных, пространственных. Весте с тем, будучи количественно различными процессами восприятия и мышления очень тесно связны между собой.

В плане последовательного развития первых формируется восприятие, со временем оно, становится основой дл развития мышления, "предоставления ему для углубленного познания определенный чувствительный (сенсорный) опыт".

Восприятие у детей младшего дошкольного возраста носит активно-действенный характер. Воспринять какой-то предмет для ребенка - значит восполнить с этим предметом определенное практическое действие. Для того, что бы развивать сенсорику ребенка (его ощущения, восприятия), следует учитывать и то, что хорошо известные предметы не вызывают у детей длительного восприятия, сложной и развернутой ориентировки. На любом этапе дошкольного возраста без педагогического руководства, дети, взглянув на знакомый предмет, сразу же дают ему познание и на этом обследовании предмета, как правило, заканчивается. Малоизвестные или новые предметы требуют длительного ознакомления сложной познавательной деятельности. В такой ситуации дети не ограничиваются простым зрительным рассматриваем, а переходят к обязательному восприятию Они берут незнакомый предмет в руки, ощупывают его, сгибают, растягивают, надавливают пальцами, стучат им о стол, подносят к уху, трясут  и прислушиваются к звукам, подносят к носу. Характер сенсорного познания претерпевает существенные изменения на протяжении дошкольного детства. Содержание и задачи работы по сенсорному восприятию, которые определенны в различных разделах программы для детского сада, включают ознакомление детей с формой, величиной, цветом, вкусом, с состоянием предметов, их положением в пространстве, отношениями между предметами (по величине, порядку, размещении, расстоянию), а также развития и совершенствование фонематического слуха, формирование музыкального слуха. Для каждого возраста выделяются задачи сенсорного воспитания, которые соответствуют уровням развития восприятия и в т же время способствуют к переходу к более высоки уровнем. Так, основной задачей сенсорного воспитания детей 3-4 лет должно быть овладение устойчивыми общепринятым эталоном (образцами) как средствами для обследования реальных предметов. это осуществляется в основном в дидактических играх и занятиях, на которых дети знакомятся  с геометрическими фигурами, анализируют форму, цвет, размер, свойства материалов. Сенсорное воспитание детей 5-6 лет предусматривает восприятие, направленное на решение сложных познавательных задач (анализ формы при помощи нескольких различных образцов, оценки пропорции; "многократное" зрительное сопоставление - соизмерение величин).

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, когда речь идет о таком свойстве предмета, как форма, то сенсорными эталонами, при помощи которых познается форма, являются геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, овал, когда речь идет об определении (восприятии) цвета какого-либо предмета, то эталонами будут семь цветов спектра, белый и черный.

Таким образа, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду определяется как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обучение их способам обследования предметов.

Воспитанию очень важно при ознакомлении детей с предметами и их свойствами каждый раз определить действия, которые приводят к выделению этих свойств и формированию элементарных представлений о них. К таким действиям, прежде всего принадлежат предметные действия в основе которых  лежит сопоставление предметов по форме, размеру, цвету, когда ребенок подбирает пары из группы предметов или же ищет заданный взрослым предмет среди других. Важно что бы ребенок при выборе научился использовать любой из предметов в качестве образца. Это служит подготовкой к усвоению общепринятых образцов-эталонов на последующих этапах обучения. овладевая действиями сопоставления предметов по их свойствам, подбора предметов с  одинаковыми свойствами, дети сначала накладывают предметы один на другой и  сравнивают их по форме и величине, или же прикладывают очень плотно друг к другу, сравнивая их по цвету. Такие действия дети усваивают легко, а со временем переходят к сопоставлению на глаз.

Умение рассматривать, ощупывать, сопоставлять, воспринимать предметы и явления формируются тогда, когда дети понимают, зачем нужно внимательно присматриваться к тому или иному предмету, прислушиваться к тем или ины звука. в таких условиях восприятия  становиться более осознанным и  целенаправленным -ведь если плохо рассмотреть предмет, потом будет трудно его нарисовать.

обследование предметов проводится по-разному в зависимости от предыдущего занятия, его цели. Так, при обследовании предмета перед конструированием основное внимание сосредотачивается на его строении, предмет рассматривается с разных сторон, что способствует выделению его формы, основной части, деталей. При обследовании предмета перед рисованием, основное внимание детей нужно обратить на его контур, что достигается таки приемом, как обведение пальцем, а затем передача движением руки формы предмета в воздухе. Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Здесь важно, чтобы дети умели отличать сухую землю от влажной, разрыхленную от твердой, культурное растение от сорняка. для этого достаточно иметь представление о некоторых характерных свойствах почвы и растений. Из этого вытекают, и задачи сенсорного воспитания в процессе труда в природе. При обследовании звуков речи (осуществление звукового анализа слова, формирование фонематического слуха) и выделение осуществляется при помощи разноцветных фишек -моделирования (способ разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой). таким образом, способы обследования, которые применяются в сенсорном воспитании разнообразны и зависит от тех свойств, предметов, которые педагог раскрывает детям, (цвет, форма, звуки, запах) от цели обследования, в контрой отражается ориентировка на последующую систему занятий.

Вместе с тем все способы обследования направлены на организацию познавательных действий самого ребенка, на формирование его познавательной активности, на усвоение способов обследования окружающего предметного мира. В детских садах сенсорное воспитание осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни, поэтому оно включается в различные виды, деятельности детей. Все они имеют общую направленность - создать у ребенка богатый чувственный опыт, опыт ориентировки в разнообразных свойствах окружающих предметов, воспитать культуру восприятия, внимательность к окружающему, способность откликаться на воздействия явлений окружающей действительности. Впечатления, которые дети получают, важны не только в целях сенсорного воспитания, они имеют более широкое значение во всестороннем воспитании.

Правильно организованное сенсорное воспитание является важным и неотъемлемым условием умственного развития в дошкольном возрасте. Разумеется, сенсорным воспитанием, каое бы важное место мы ему не придавали, проблема формирования познавательных процессов в дошкольном возрасте не исчерпывается. Уже очень рано на основе восприятия начинает накапливаться более сложный познавательный процесс-мышление. Сформированные у детей системы представлений о существенных связях и отношениях предметов и явлений, которые они признают, в последующем  выступают как  эффективные средства мыслительной деятельности, которые создают возможности для широкой ориентировки в сферах деятельности. Эти формы мышления создают почву для развития словесно - логического мышления, которое начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Для того что бы правильно руководить мышлением ребенка нужно прежде всего опираться на возрастные особенности его развития. Это означает, что пред младшими дошкольниками целесообразно ставить такие задачи, которые они могли бы "решить практически". Главное заключается в том, что ребенок думает, ищет ответ на вопрос. При этом он может найти любой ответ, в том числе и  неправильный. В таких ситуациях педагог тактично предлагает свой ответ и настаивает на его обязательно запоминании. Например, взрослый дал задание сосчитать грибы. Ребенок трех лет сосредоточенно ставит грибы один за другим и называет "дин, два, четыре, семь". Основное здесь состоит в том, что ребенок соотносит числительное с предметом. Со временем он научится употреблять числительные в правильном порядке, усвоит место каждого числа в натурально ряду. Старших дошкольников нужно учить думать логично и нужно научить решать доступные и задачи такими же способами, какими решают их взрослые.

К концу дошкольного возраста, как правило, ребенок имеет все виды мыслительной деятельности, которые присущи человеку. Более простые- совершенствуются, более сложные -формируются. Эти мышления составляют основу, на которой должен строиться учебно-воспитательный процесс. И в то время в процессе обучения воспитатель должен обеспечивать развитие всех видов мышления.

Как воспользоваться этим положением практически? Планирую то или иное занятие, воспитателю следует, ориентироваться, на каком уровне мышления дети должны уметь решать задачи, усваивать отношения, знания по разным разделам и программы. По отношению к детям младшего дошкольного возраста дело обстоит проще: любая работа, связанная  с познанием окружающего, строится на уровне восприятия и тесно связанного с ним наглядно-действительного практического мышления.

Ели же речь, идет о старшем дошкольном возрасте, то возможности усвоения более разнообразны. Иногда дети могут усвоить материал сразу на сложно уровне мышления (образом или даже понятий). Некоторые знания  целесообразно подавать сначала так чтобы ребенок смог усвоить их на наиболее простом уровне мышления. Однако углубляя знания и приводя их в систему,  необходимо совершенствовать и поднимать на более высокие способы использования знаний, способы выполнения разнообразных задач. Логические отношения целесообразно познавать на наиболее простых уровнях мышления. Детей сначала следует обучать делить практически реальные предметы на их части (поделится блоком, конфетой с куклой, с товарищем; делить на двоих, на четверых), затем - более нейтральные предметы - бумажные полоски, квадраты, круги; со временем дети начинают делить предметы в плане представлений и в результате осуществления системы занятий усваивают логику отношений. Так сегодня одни способы умственной работы другими (практические действия действиями в плане представлений, а затем логически),воспитатель одновременно углубляет и систематизирует знания своих воспитанников. Ориентироваться на разные виды мышления следует и в индивидуальной работе с детьми. В каждой группе есть дети, которые  по тем или иным причина слабее усваивают программу, менее продуктивно работают на занятиях. Если воспитатель поставил перед собой цель "подтянуть" и в умственном развитии то, прежде всего, следует последовательно и  систематически развивать их мышление - выполнять с этими детьми задания сначала на уровне практического или наглядно-действенного мышления. это создает основу для развития более высоких уровней мыслительной активности. Постепенно следует включать задания, которые требуют решения в плане представлений, а со временем использовать задания на формирование логических способов решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей. Формирование и совершенствование мыслительных действий у дошкольников.

Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по следующему закону: сначала ребенок действует во внешнем плане, оперируя непосредственно с предметами и изменяя их состояние и сво...

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Статья раскрывает основные моменты особенностей развития сенсорного восприятия и действий с предметами у детей раннего возраста....

"Превращение как важнейшее мыслительное действие дошкольников".

Выступление на Педагогическом совете по стеме самообразования "Превращение как важнейшее мыслительное действие  дошкольников"....

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре"

Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общен...

Перспективный план по использованию дидактических игр на формирование у детей сенсорных эталонов.

Перспективный план по использованию дидактических игр на формирование у детей сенсорных эталонов....

Формирование и совершенствование мыслительных действий у дошкольников.

Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по следующему закону: сначала ребенок действует во внешнем плане, оперируя непосредственно с предметами и изменяя их состояние и сво...

План городской опорной площадки «Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через освоение способов моделирования мыслительных действий средствами технологии ТРИЗ»

Представление опыта работы "Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности дошкольников"...