Главные вкладки

    «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» для детей5-7 лет
    рабочая программа (подготовительная группа) на тему

    Кустова Ольга Васильевна

    «Азбука здоровья» 

    для детей5-7 лет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon azbuka_zdorovya.doc131 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    «Начальная школа-детский сад » г. Усинска

    «Ичöт школа – челядьöс  видзанiн»

    школаöдзса да ичöт класса челядьлы Усинск карса

    муниципальнöй образовательнöй велöдан учреждение

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

     «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»  

    для детей5-7 лет

     

    срок реализации программы: 2 учебных года

       

    направленность:

    социально-педагогическая

    составитель:

                                                                                Кустова Ольга Васильевна

    г. Усинск

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    «Азбука здоровья» – это  единый  «человекоцентрический» курс занятий, в котором доступная для детей дошкольного возраста информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Программа дает дошкольнику возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих: о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут его поразить, о мире, в котором они живут.

    Данная программа составлена на основе Программы «здоровый дошкольник» Зимоновский Ю.Ф.

    Цель программы «Азбука здоровья» – знакомство детей старшего дошкольного возраста с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой.

    Задачи программы:

    1. Научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
    2. Показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне:  от желательного до крайне нежелательного; от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного; научить ребенка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками; научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье.
    3. Познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

    Программа состоит из следующих разделов:

    1. «Мой организм» - цель этого раздела познакомить ребенка со своим телом, устройством и работой организма, сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать» и т.д.
    2. «Моя Гигиена» – этот раздел направлен на формирование у детей навыков личной гигиены, на необходимость сформировать у ребенка желания следить за собой не по требованию взрослых, а по личному требованию.
    3. «Сам себе доктор» – цель раздела помочь ребенку не растеряться  в экстремальной ситуации, какой она бы ни была и где бы она ни возникла направлен на профилактику детского травматизма, который базируется на двух противоположных  принципах – пассивное  и активное предотвращение травмоопасной ситуации. выработку травмобезопасного поведения

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    программы  «Азбука здоровья»

    № раздела

    Наименование раздела

    кол-во часов

    1.

    Мой организм

    3

    2.

    Моя гигиена

    3

    3.

    Сам себе доктор

    3

    Итого:

    9

    Основные требования

    к знаниям, умениям и навыкам воспитанников

    по программе «Азбука здоровья»

    РАЗДЕЛ

    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    1.

    Мой организм

    • Воспитанники должны знать части своего тела и их функции; назначения важнейших органов  человека и их предназначение. У них должно быть сформировано позитивное отношение к людям со специфическими особенностями строения тела (инвалидам).
    • Иметь представление об этапах процесса пищеварения и возможных «опасностях» на каждом из них. Иметь общие представления о роли основных питательных веществ для здорового развития организма.

    2.

    Моя гигиена

    • Воспитанники должны соблюдать правила личной гигиены, объяснять необходимость бережного отношения к своему телу.

    3.

    Сам себе доктор

    • Дети должны знать строение полости рта, зубов и их функции; иметь представление о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами; освоить основные правила гигиены полости рта (навыки правильных движений зубной щеткой, ее хранение).
    • Дети должны освоить три модели поведения в экстремальных ситуациях: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению».

    4.

    Здоровый образ жизни

    • Воспитанники должны знать, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни.
    • Дети должны иметь представление о полезности, целесообразности физической активности, соблюдения режима дня.
    • Воспитанники должны научиться прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на внутренние сигналы и знать способы устранения дискомфорта.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    программы  «Азбука здоровья»

    для детей 5-6 лет

    (старшая возрастная группа)

    РАЗДЕЛ

    ТЕМА

    часы

    25мин

    25мин

    25мин

    1.

    Мой организм

    Вводное. Тело человека

    Значение дыхания

    Значение питания

    2.

    Моя гигиена

    Не вреди здоровью

    25мин

    25мин

    25мин

    Вода и мыло - наши друзья

    Наши зубы

    3.

    Сам себе доктор

    Не болей

    25мин

    25мин

    25мин

    Не зарази другого

    Осторожно – лекарства!

    Итого

    9 занятий

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    программы  «Азбука здоровья»

    для детей 6-7 лет

    (подготовительная группа)

    РАЗДЕЛ

    ТЕМА

    часы

    30мин

    30мин

    30мин

    1.

    Мой организм

    Вводное. Как устроено тело человека

    Как мы дышим

    Мой друг - желудок

    2.

    Моя гигиена

    Микробы и вирусы

    30 мин.

    30 мин.

    30 мин.

    Вода и мыло - наши друзья

    Что любят и не любят наши зубы

    3.

    Сам себе доктор

    Здоровье и болезнь

    30 мин.

    30 мин.

    30 мин.

    Как вести себя во время болезни

    Осторожно – лекарства!

    Итого

    9 занятий

    Литература:

    1. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ.АРКТИ.2003г.
    2. Коровина Н.А., Чебуркин А.В., Захарова И.Н. и др. Иммунореабилитация часто и длительно болеющих детей. БЭСТ-В.Киров.1996г.
    3. Рената Равич. Копилка семейного здоровья. Москва.1998г.
    4. Лаптев А.П. Как закалять детей. Москва. 1998г.
    5. Настольная книга медицинской сестры детского сада. Москва 1998г.
    6. Хабарова Т.В.Организация физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Сыктывкар. 2003г.
    7. Погадаев Г.И. Физкульт-Ура!. Москва. 2003г.
    8. Физкультура – это радость!Санкт-Петербург.2002г.

    Содержание программы  «Азбука здоровья»

    для детей 5-6 лет

    п/п

    дата

    тема

    задачи

    содержание

    1

    сентябрь

    Вводное. Тело человека

    1. Сформировать общее представление о строении человеческого тела;
    2. Расширять кругозор и словарный запас детей (скелет, опора, позвоночник, ребра, кости таза, бедро и т.д.);
    3. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

    - вступительная беседа

    - работа со схемой

    - игра «назови и покажи»

    - исследование модели скелета

    - рефлексия

    2

    октябрь

    Значение дыхания

    1.  Ознакомить детей с органами дыхания;
    2.  Сформировать общие представления о прохождении воздуха в организме;
    3.  Расширять кругозор и словарный запас детей (легкие, вдох, выдох, фильтр, трахея и т.д.);

    - вступительная беседа

    -дыхательная гимнастика «Волшебный мяч»

    - игра «назови и покажи»

    - рефлексия

    3

    ноябрь

    Значение питания

    1. Познакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.
    2.  Расширять словарный запас (желудок, печень, кишечник и.т.д.)
    3.  Воспитывать культуру приема пищи, поведения за столом

    - вступительная беседа

    - игра «Мишка за столом»

    - работа со схемой

    - тренинг

    - рефлексия

    4

    декабрь

    Не вреди здоровью

    1. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях;
    2.  Расширять кругозор детей, словарный запас;
    3.  Учить детей избегать ситуации, приносящих вред здоровью

    - вступительная беседа

    - эксперимент

    - викторина

    - тренинг

    - рефлексия

    5

    январь

    Вода и мыло - наши друзья

    1. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур;
    2. Воспитывать потребность следить за свом телом, прививать санитарно-гигиенические навыки;

    - Художественное слово

    - Беседа по картине

    - Упражнение «Уроки Мойдодыра»

    - Рефлексия

    6

    февраль

    Наши зубы

    1. Формировать у детей представление о заботливом отношении к своим зубам;
    2.  Расширять знания о том, что полезно и что вредно для зубов;
    3.  Воспитывать понимание необходимости посещения врача-стоматолога

    - рассказ «Кто живет во рту»

    - «нарисуй зубки»

    - тренинг «как правильно чистить зубы»

    - рефлексия

    7

    март

    Не болей

    1. Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью;
    2.  Прививать санитарно-гигиенические навыки, потребность быть здоровыми;
    3.  Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботиться об их здоровье.

    - разыгрывание проблемной ситуации

    - игра «Мое здоровье»

    - игра «Правильные картинки»

    - рефлексия

    8

    апрель

    Не зарази другого

    1. Учить детей определять состояние своего здоровья и в случае необходимости не бояться лечиться, принимать лекарства, делать уколы;
    2.  Воспитывать уважительное отношение к труду врачей.

    - беседа по картине

    - с/р игра «Больница»

    - рефлексия

    9

    май

    Осторожно – лекарства!

    1. Дать детям представления о вреде и пользе лекарств;
    2.  Учить детей выполнять правила приема лекарств;
    3.  Воспитывать у детей осторожное обращение с лекарственными препаратами

    - с/р игра «Аптека»

    - упражнение «Что можно, что нельзя»

    - рефлексия

    Содержание программы  «Азбука здоровья»

    для детей 6-7 лет

    п/п

    дата

    тема

    задачи

    содержание

    1

    сентябрь

    Вводное. Как устроено тело человека

    1. Сформировать общее представление о строении человеческого тела;
    2. Расширять кругозор и словарный запас детей (скелет, опора, позвоночник, ребра, кости таза, бедро и т.д.);
    3. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

    - вступительная беседа

    - работа со схемой

    - игра «назови и покажи»

    - исследование модели скелета

    - рефлексия

    2

    октябрь

    Как мы дышим

    1.  Ознакомить детей с органами дыхания;
    2.  Сформировать общие представления о прохождении воздуха в организме;
    3.  Расширять кругозор и словарный запас детей (легкие, вдох, выдох, фильтр, трахея и т.д.);

    - вступительная беседа

    -дыхательная гимнастика «Волшебный мяч»

    - игра «назови и покажи»

    - рефлексия

    3

    ноябрь

    Мой друг желудок

    1. Познакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.
    2.  Расширять словарный запас (желудок, печень, кишечник и.т.д.)
    3.  Воспитывать культуру приема пищи, поведения за столом

    - вступительная беседа

    - игра «Мишка за столом»

    - работа со схемой

    - тренинг

    - рефлексия

    4

    декабрь

    Микробы и вирусы

    1. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях;
    2.  Расширять кругозор детей, словарный запас;
    3.  Учить детей избегать ситуации, приносящих вред здоровью

    - вступительная беседа

    - эксперимент

    - викторина

    - тренинг

    - рефлексия

    5

    январь

    Вода и мыло - наши друзья

    1. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур;
    2. Воспитывать потребность следить за свом телом, прививать санитарно-гигиенические навыки;

    - Художественное слово

    - Беседа по картине

    - Упражнение «Уроки Мойдодыра»

    - Рефлексия

    6

    февраль

    Что любят и не любят наши зубы

    1. Формировать у детей представление о заботливом отношении к своим зубам;
    2.  Расширять знания о том, что полезно и что вредно для зубов;
    3.  Воспитывать понимание необходимости посещения врача-стоматолога

    - рассказ «Кто живет во рту»

    - «нарисуй зубки»

    - тренинг «как правильно чистить зубы»

    - рефлексия

    7

    март

    Здоровье и болезнь

    1. Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью;
    2.  Прививать санитарно-гигиенические навыки, потребность быть здоровыми;
    3.  Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботиться об их здоровье.

    - разыгрывание проблемной ситуации

    - игра «Мое здоровье»

    - игра «Правильные картинки»

    - рефлексия

    8

    апрель

    Как вести себя во время болезни

    1. Учить детей определять состояние своего здоровья и в случае необходимости не бояться лечиться, принимать лекарства, делать уколы;
    2.  Воспитывать уважительное отношение к труду врачей.

    - беседа по картине

    - с/р игра «Больница»

    - рефлексия

    9

    май

    Осторожно – лекарства!

    1. Дать детям представления о вреде и пользе лекарств;
    2.  Учить детей выполнять правила приема лекарств;
    3.  Воспитывать у детей осторожное обращение с лекарственными препаратами

    - с/р игра «Аптека»

    - упражнение «Что можно, что нельзя»

    - рефлексия

    Тематический план работы с родителями  по программе  «Азбука здоровья»

    тема

    Форма занятия

    Методы обучения

    Сроки

    1

    Как поведение родителей влияет на ребенка?

    Родительское собрание Одним из примеров здорового поведения и положительной ролевой модели для ребенка являются родители

    Лекция педагога

    Лекция психолога

    Информация в уголке для родителей

    октябрь

    2

    Режим дня

    Родительское собрание

    Индивидуальное консультирование

    Беседа

    Информация в уголке для родителей

    ноябрь

    3

    Азбука питания

    Родительское собрание

    Индивидуальное консультирование Рекомендации по рациональному питанию детей

    Сообщение мед. работника Информация в уголке для родителей

    декабрь

    4

    Как сохранить зубы здоровыми и красивыми

    Открытое занятие

    Информация в уголке для родителей

    январь

    5

    Все о закаливании

    Родительское собрание

    Индивидуальное консультирование

    Сообщение мед. работника Информация в уголке для родителей

    февраль

    6

    Чтобы глаза не уставали

    Практическое занятие по профилактике снижения зрения

    Упражнения

    Информация в уголке для родителей

    март

    7

    Одежда

    Индивидуальная работа

    Беседы

    апрель

    8

    Ознакомление родителей с результатами обучения детей

    Совместный спортивный праздник «Здравствуй Спортландия»

    Упражнения

    Конкурсы

    Подвижные игры

    май


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Азбука здоровья для малышей-крепышей

    литературный калейдоскоп...

    Азбука здоровья для Карлсона

    О полезной и вредной еде...

    Занятие кружка «Азбука безопасности» для детей 6 лет.

    Формирование основ безопасного поведения в социуме у детей 6 лет...

    Проект "Азбука здоровья" для подготовительной группы детского сада

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, заклады...

    Проект «Азбука здоровья!» для детей старшего дошкольного возраста

    мой самый первый  проект "Азбука здоровья "  используется на занятиях  ЗОЖ...