План тематической недели «Азбука здоровья» по формированию основ здорового образа жизни
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Формирование основ здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста»
на тему:
«План тематической недели «Азбука здоровья»
по формированию
основ здорового образа жизни
в старшей возрастной группе
время обучения: 10.05.2016-14.05.2016
Выполнила
Нехаева Елена Александровна,
воспитатель
ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие»
Самара, 2016г.
Вид деятельности | Место проведения | Время проведения | |
1 половина дня
Цель: Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, воображение
Цель: сформировать представление о правильном соблюдении режима дня и его пользе для здоровья.
Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.
Цель: помочь детям избавиться от эмоционального напряжения
Цель: закреплять знания детей о благотворном влиянии массажа стоп на общее состояние организма.
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле | участок участок
группа зал
Зал Группа участок
| 10-15мин 15мин
10-15мин 25мин
5-10мин 5-10 мин
15-20 мин | |
2 половина дня
Цель: дать представление о месторасположении органов человека, развивать любознательность.
Цель: развивать моторику рук
Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Цель: закреплять умение двигаться под счет воспитателя | группа группа участок
Участок участок | 10мин 10мин
10-15мин 10-15мин 5-10мин |
ПОНЕДЕЛЬНИК
ВТОРНИК
Вид деятельности | Место проведения | Время проведения | |
1 половина дня
Цели: учить держать спину ровно, укреплять мышцы спины, упражнять передачу мяча.
Цель: Совершенствовать умение двигаться в произвольном порядке, развивать воображение
Цель: способствовать умению расслабляться
Цель: Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Цель: совершенствовать умение выполнять мягкое приземление во время прыжка
Цель:развитие гигиенических навыков | участок
участок группа зал зал участок участок группа | 10-15мин 10мин 15 мин 25мин 5 мин 10мин 5мин 5мин | |
2 половина дня
Цель: уточнить знания детей о благотворном влиянии массажа стоп на общее состояние организма.
Цель: учить находить пульс, определять влияние физических нагрузок на частоту сердцебиения
Цель: развивать ловкость, быстроту движений | группа группа группа участок | 10мин 5мин
10-15мин 10-15мин |
СРЕДА
Вид деятельности | Место проведения | Время проведения | |
1 половина дня
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании, построении в круг, ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Цель: познакомить детей с органами дыхания, их расположением и функционированием
Цель : Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
| участок участок группа группа
участок
группа | 10-15мин 10-15мин 20мин 15-20 мин 15мин 5мин | |
2 половина дня
Цель: уточнить знания детей о благотворном влиянии массажа стоп на общее состояние организма.
Цель: Загадывание загадок о продуктах питания, определение их пользы для здоровья
Цель: развивать связную речь при составлении описательного рассказа.
| группа группа участок
участок Участок группа | 10мин 5мин
10-15мин 10-15мин 5-10мин 5мин |
ЧЕТВЕРГ
Вид деятельности | Место проведения | Время проведения | |
1 половина дня
Цель: формировать представление детей осознанно подходить к своему питанию
Цель: развивать любознательность, дать представление о расположении органов пищеварительной системы
Цель: Совершенствовать умение двигаться в произвольном порядке, развивать воображение
Цель: Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.
Цель: развивать двигательную активность, закреплять знания о продуктах, полезных организму.
| участок участок группа зал зал участок группа | 10-15мин 15мин 10-15мин 25мин
15-20 мин 10-15мин 5мин | |
2 половина дня
Цель: уточнить знания детей о благотворном влиянии массажа стоп на общее состояние организма.
Цель: на примере продемонстрировать важность работы лёгких, показать то, что выделяется при выдохе; познакомить детей с фонендоскопом, учить прослушивать с его помощью лёгкие.
Цель: развивать ловкость, быстроту движения; закрепить знания о полезных продуктах., развивать связную речь при составлении описательного рассказа. | группа группа группа участок
| 10мин 5мин
10-15мин 10-15мин |
ПЯТНИЦА
Вид деятельности | Место проведения | Время проведения | |
1 половина дня
Цель: формировать умение детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали
Цель: закрепить знания, полученные раннее о строении человека, о методах укрепления костей и мышц; развивать аналитическое мышление, умение делать выводы.
Цель: формировать умение творчески воспроизводить сюжет игры; закрепить знания о деятельности медицинского персонала; воспитывать уважение к профессии врача
Цель: Совершенствовать умение выполнять замах во время выполнения броска в дал
Цель: Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.
| Участок участок
группа участок
участок группа | 10-15мин
10-15мин 15мин
15-20 мин 5мин 15мин 5мин | |
2 половина дня
Цель: уточнить знания детей о благотворном влиянии массажа стоп на общее состояние организма.
Цель: дать представлением о том, что небольшой отдых полезен для здорового функционирования сердца | группа группа Спортивная площадка группа | 10мин 5мин 40-50мин 10-15мин |
Приложение2
Познавательно – игровая программа брейн-ринг
Задачи:
1. Формировать умение детей заботиться о своём здоровье, формировать привычки здорового образа жизни.
2. Развивать двигательные навыки, интеллектуальные способности, аналитическое мышление.
3. Закрепить знания детей о строении человека, назначении скелета, суставов, о месторасположении главных органов человека (мозг, сердце, лёгкие, желудок, о их назначении и функционировании.
Ведущий. Наш брейн – ринг собрал друзей:
Родителей и их детей,
Доброжелательных гостей
Со всех краёв и областей.
Улыбки вам дарить не лень?
Так улыбайтесь каждый день!
Здоровый смех полезен,
Спасает от болезней.
Просим участников занять свои места. Приглашаются команды «Знайки» и «Умники» со своими капитанами. Представим вам наше многоуважаемое жюри. Среди членов жюри присутствует так же доктор Неболейка, который желает посмотреть, насколько хорошо дети знают свой организм и умеют заботиться о своём здоровье. Начинаем игру с приветствия команд.
1.Мы команда – «Знайки». 2.Мы – «Умники», друзья.
Соперникам мы шлём привет, Нам проиграть никак нельзя.
И от души желаем С вами мы сразимся,
Знать правильный ответ. Так просто не сдадимся.
Ведущий. 1 –ый гейм «Оживлялки».
- Какой орган называется «вечным двигателем»? (сердце)
-Какой орган самый главный в дыхательной системе? (лёгкие)
- Что за большая «кухня» находится внутри нас? (желудок)
- Что помогает нашему телу не выглядеть, как растаявшее мороженное? (кости) .
Уважаемые игроки, сейчас будут загадываться загадки про органы человека. Вам нужно отгадать загадки, найти в конвертах нужную картинку, расположить орган на мольберте на изображении человека, составить про каждый орган небольшой рассказ – для чего он нужен и как работает.
Загадки.
1. Он самый главный – как командир.
Он отдаёт приказы,
Их выполняем сразу. (МОЗГ)
2. Кухня большая внутри каждого живёт.
Работать днём не устаёт.
Нам силы придаёт,
Когда полезное жуёт. (ЖЕЛУДОК)
3. Два шарика упрятаны недалеко.
Когда они здоровы, нам дышится легко. (ЛЁГКИЕ)
«Чтобы лёгкие не болели». Капитаны команд, перед вами конверты с соответствующей надписью. Задача игроков – озвучить каждую карточку из конверта, начиная со слов «чтобы лёгкие не болели».
4. День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг, прекратится этот стук. (СЕРДЦЕ)
Каким предметом можно прослушать сердцебиение? (фонендоскоп) .
2-ой гейм. Что нам помогает двигаться. Вы очень хорошо справились с заданием. Но человек пока не ожил, он не может двигаться. Как вы думаете, почему? (у него нет костей)
Вопросы о скелете скелет.
1. Назовите, из каких частей состоит наш скелет?
2. Что соединяет кости между собой?
3. Какие кости защищают наши главные органы?
4. Что является питанием для наших костей?
Теперь человек ожил и ему необходимо подвигаться.
3-ий гейм. Музыкальная пауза. Ритмическая гимнастика.
4-ый гейм. Пословицы о здоровье; слово родителям.
Нужно произнести пословицу и объяснить её детям. А вы ребята, послушайте родителей.
1. Если про кашу не забудешь – здоровым будешь.
2. Хорошего понемножку, сладкого не досыта.
5-ый гейм «Совершенно верно». Ребята, пословицы были о правильном питании, которое приносит нашему организму только пользу. Вы согласны? Проверим ваши знания о правильном питании.
Если я буду говорить про полезные для здоровья вещи, отвечайте «совершенно верно». А если про то, что для здоровья вредно, вы молчите.
- Если хочешь стройным быть,
Надо сладкое любить.
Ешь конфеты, жуй ирис,
Строен стань, как кипарис.
-Чтобы правильно питаться,
Вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом,
Рыбу, мёд и винегрет.
-Не забудь перед обедом
Пирожком перекусить .
Кушай много, чтоб побольше
Свой желудок загрузить.
-Наша люба булки ела
И ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти,
Да в дверь не может проползти.
Ведущий. 6-ой гейм «Кто быстрее сварит суп и компот» - эстафета.
Оборудование. 2 обруча, 2 кастрюли, 2 поварёшки, муляжи овощей и фруктов. Каждый игрок берёт из набора муляжей необходимые ингредиенты (овощи) и переносит их в кастрюлю. Последний игрок берёт поварёшку, подбегает к кастрюле и перемешивает овощи. Победила команда, 1-ая выполнившая задание.
Сюрпризный момент. Неболейка благодарит ребят.
А теперь, ребятки,
Угадайте вы мою загадку:
Быть здоровыми мы все хотим,
А для этого необходим
Набор полезных… витамин.
Правильно, витамины всем нужны. И в этой коробочке я принёс вам витамины. (УГОЩАЕТ) .
-Если хочешь быть здоровым,
Правильно питайся,
Ешь побольше витаминов
И с болезнями не знайся!
На этом наш брейн-ринг завершён, поблагодарим участников. Слово предоставляется уважаемому жюри.
Приложение 1
Утренняя гимнастика «Виды спорта»
Ходьба в колонне с поворотами в углах (15 секунд).
Ходьба на носках, пяточках (по 5 метров).
Обычный бег (20 секунд).
Бег с захлестыванием (20 секунд).
Ходьба обычная (15 секунд).
Перестроение в три круга.
1)Упражнение «Спортсмены на тренировке»
Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки на поясе.
Рывки прямыми руками назад 5 раз — пауза.
Повторить 5 раз. Показ воспитателя. Темп умеренный.
Указание детям: «Голову не опускайте, следите за спиной».
2)Упражнение «Штангисты»
Исходная позиция: основная стойка, руки опущены, кисти сжаты в кулаки.
1—2 — с силой поднять руки вверх, разжать кулаки.
3—4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 10 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога.
3)Упражнение «Атлеты»
Исходная позиция: стоя на коленях, голова вниз, руки на поясе.
1—2 — правую (левую) ногу отвести в сторону — верх, держа голову прямо.
3—4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить по 5 раз каждой ногой. Темп умеренный. Объяснение воспитателя.
Указание детям: «Ногу поднимайте выше».
4)Упражнение «Гимнасты»
Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе. 1—3 — присесть, разводя колени в стороны; спина прямая. 4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 8 раз. Темп медленный. Показ воспитателя. Указание детям: «Туловище вперед не наклоняйте».
5)Упражнение «Пловцы»
Исходная позиция лежа на животе, руки под подбородком. 1—2 — поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперед-вверх, прогнуться.
3 —4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Темп умеренный. Показ ребенка.
6)Упражнение «Футболист»
Исходная позиция: лежа на спине, руки в стороны. 1 — согнуть в колене правую ногу, 2—3 — бить правой ногой по воображаемому мячу. 4 — вернуться в исходную позицию. Повторить движения левой ногой. Повторить по 5 раз каждой ногой. Темп умеренный. Индивидуальные указания. Помощь.
Приложение 4
Подвижные игры
- «Уголки»
Одновременно в игре могут участвовать от 3 до 5 детей. Обозначается игровое поле. В уголках которого, занимают место игроки. Ведущий находится в центре площадки. По сигналу взрослого игроки обмениваются местами друг с другом, перебегая с места на место. Ведущий тоже старается занять любое освободившееся место. Если ему это удается, то опоздавший игрок становится ведущим.
- Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
- Подвижная игра «Водяной»
Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
Дедушка Водяной,
Что сидишь под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.
- Подвижная игра «У кого мяч»
Цели: учить держать спину ровно, укреплять мышцы спины, упражнять передачу мяча.
Дети образуют круг. Выбирают водящего (становится в центр круга), остальные плотно придвигаются друг к другу. Дети передают мяч по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого мяч, он произносит «Руки!» и тот, к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг.
Пояснительная записка:
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.
Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие интереса к физической культуре и спорту
Задачи:
1. Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта, коррекция психомоторных нарушений
3. Создание условий для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды
Тематический план:
ПЯТНИЦА Приложение 3
Вид деятельности | Место проведения | Время проведения | |
1 половина дня
Цель: формировать умение детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали
Цель: закрепить знания, полученные раннее о строении человека, о методах укрепления костей и мышц; развивать аналитическое мышление, умение делать выводы.
Цель: формировать умение творчески воспроизводить сюжет игры; закрепить знания о деятельности медицинского персонала; воспитывать уважение к профессии врача
Цель: Совершенствовать умение выполнять замах во время выполнения броска в дал
Цель: Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.
| Участок участок группа группа участок
участок группа | 10-15мин
10-15мин 15мин
15-20 мин 5мин 15мин 5мин | |
2 половина дня
Цель: уточнить знания детей о благотворном влиянии массажа стоп на общее состояние организма.
Цель: дать представлением о том, что небольшой отдых полезен для здорового функционирования сердца | группа группа Спортивная площадка группа | 10мин 5мин 40-50мин 10-15мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План тематической недели «мама, папа, я – здоровая семья!» по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей возрастной группе»
Здоровый образ жизни — это гармония души и тела, здоровье, энергия и долголетие. Общение с природой, правильное поведение, режим дня и т.п. — каждому человеку необходимо внедрить с детства. ...
План тематической недели «Путешествие на поляну - Здоровье» по формированию основ здорового образа жизни у детей старшей группы ДОУ
Мероприятия с детьми, направленные на формирование знаний о здоровом образе жизни, а также оздоравливающие и укрепляющие на всю неделю в течении дня пребывания ребёнка в детском саду....
Методическая разработка тематической недели по формированию основ здоровья детей Здоровым быть хочу
1.Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни.2. Расширение знаний детей о здоровье как о главной ценности жизни, продуктах здорового и нездоровог...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
План проведения недели на тему: «В здоровом теле – здоровый дух!»
План проведения недели на тему: «В здоровом теле – здоровый дух!»...
Тематическая неделя по ЗОЖ "В здоровом теле - здоровый дух"
Расширять знания детей о здоровом образе жизни....
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....