Круглый стол для педагогов ДОО
консультация на тему

Описание средового подхода к организации методической работы с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_sredovyy_podhod_po_fgos.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

структурное подразделение, реализующее  основные общеобразовательные программы дошкольного образования – детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ»  с. Борское

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ

для педагогов

 «Средовый подход

к организации методической

 работы с педагогами»

Подготовила:

старший воспитатель

Хрон О.С.

Провела:

16.12. 2014.

При переходе на новые стандарты[1] изменилась парадигма образовательного процесса, изменились роли педагога и воспитанника. Функционирование образовательного учреждения требует пересмотра управления и создания образовательной среды, в условиях которой могут быть выполнены новые образовательные задачи.

Средовый подход к организации образовательного подхода предполагает наличие определенной кадровой, финансовой и методической базы, современного оборудования для  достижения поставленных задач.

Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса ДОО. Эту готовность призвана обеспечить методическая служба, охватывающая все категории педагогических работников ДОО. 

Наше структурное подразделение, реализующее  основные общеобразовательные программы дошкольного образования – детский сад «Солнышко»  с. Борское  работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса.

С сентября 2014 года  в нашем детском саду функционирует инновационная деятельность по теме: «Формирование естественнонаучных представлений обучающихся (воспитанников) в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования».

Логику преемственности Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального уровней образования видим в динамике развития целевых ориентиров, тем самым создания условий для успешного формирования универсальных учебных действий у будущих первоклассников.

Средовый подход к организации методической работы с педагогами осуществляется по следующему плану:

1. Ознакомление с компонентами предметно-развивающей среды по В.Я. Ясвину:

1.Предметно-пространственный компонент;

2. Социальный компонент;

3. Психо - дидактический компонент.

2. Выявление специфики реализации компонентов в условиях переемственности ДОО и НОО

3. Практическая разработка содержания компонентов в условиях преемственности  ДОО и НОО

4. Реализация практических разработок

Начали работу с изучения социального компонента предметно - развивающей среды.  Под этим термином понимается организации деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения по социальному развитию детей и рассматривается идея по предоставлению комплекса условий и возможностей для социального развития и реализации индивидуально-личностного потенциала ребенка. Поставив приоритетной методическую задачу реализации содержания данного компонента, разработали новую форму конспекта НОД, отражающего в перспективе формирование УУД у первоклассников.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Современное занятие в ДОО рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования  активных форм обучения.  Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность,  устанавливать причинно - следственные связи; ориентироваться в источниках информации.

Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы развивать   у старших дошкольников способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе системно - деятельностного подхода.

ФГОС начального общего образования[2] определяет следующую классификацию универсальных учебных действий (УУД).

1) личностные УУД;

2) регулятивные УУД (включающие также действия саморегуляции);   3) познавательные УУД;

4) коммуникативные УУД.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
смыслообразованиет.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентацияв том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом;
конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование   -   предвосхищение   результата и   уровня   усвоения   знаний,   его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с  целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действияобщеучебные,  логическиепостановка и решение проблемы.

Общеучебные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и    результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
- знаково-символические действия  составляют особую группу общеучебных универсальных действий:
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные учебные  действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с       восполнением недостающих компонентов;   
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствия;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждении;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

 Постановка и решение проблемы:

- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание   алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:

- умение слушать и вступать в  диалог;
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -   определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация  проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Наш коллектив разработал схему предпосылок формирования УУД для  занятий с детьми подготовительной к школе группы на основе структуры урока в первом классе.

Пошаговая схема формирования предпосылок                                                      формирования УУД у воспитанников в условиях НОД

Этапы НОД

Цели этапа

Вид деятельности

Ключевые фразы

Формируемые УУД

1. «Вызов интереса»

Создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность, личностная значимость («детская цель»)

Беседа, сюрпризный момент

- Хотите?

- Сможете?

Личностные УУД - включается механизм мотивации «надо – хочу - могу», вера собственные силы. Регулятивные УУД задаются свободным выбором цели, а не задаются сверху.

Коммуникативные УУД – высказывание своего мнения, формулирование ответа

2. Актуализация имеющегося опыта

Актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания

Предметная деятельность, дидактические игры

- Как?

- Каким образом?

Познавательные УУД - понимание инструкции, оперирование умениями, коррекция ошибок.

3. Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности

Создание условий для преодоления затруднений:

1. фиксация затруднений;

2. выявление его причин;

3. составление плана действий.

Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели»)

Беседа, разговор, диалог

- Смогли?

- Почему не смогли?

- Что сейчас вам надо узнать?

Личностные УУД – развитие способности к рефлексии, помогающие определить путь преодоления затруднений.

Коммуникативные УУД – способность слышать и учитывать мнение другого, способность изложить свою точку зрения

4. Самостоятельное открытие нового знания (способа действия)

Организация поиска необходимого знания, открытие нового знания.

Выбор метода, способа решения проблемы

Проблемные диалоги

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь?

Познавательные УУД – поиск и извлечение информации.

Регулятивные УУД – способность согласовывать свои действия с требованиями ситуации

5. Включение нового знания (способа действия) в систему.

Создание условий для включения нового знания во внутренний опыт

Дидактические игры, работа в парах, в группах. Различные

- Что вы сейчас будете делать?

- Как будете выполнять

Личностные УУД – формирование положительной мотивации к познанию.

Вывод:  средовый подход к организации целенаправленной, планомерной методической работы в ДОО обеспечивает понимание педагогами специфики формирования предпосылок универсальных учебных действий, позволяет в сотрудничестве с учителями обогатить методическую базу практических материалов детского сада и начальной школы.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. Дата доступа 13.03.2015.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 06 октября 2009 г. № 373) 
  3.  Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. – М., 2011. – 23 с.
  4.  Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – М. – Нижний Новгород, 2002. – 126 с.


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России ) от 06 октября 2009 г. № 373) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов "Какой ты педагог"

Конспект мероприятия с педагогами, направленного на выявление знаний, педагогических навыков и умений...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...

Круглый стол с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС»

Сценарий круглого стола с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС» поможет начинающему методист повысить профессиональный уровень своих педагогов, донести ...

Круглый стол для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей путем повышения компетентности педагогов в продуктивной (изобразительной) деятельности»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством...

Круглый стол для педагогов. «Словесное творчество детей – результат работы педагога»

рабочий материал для проведения круглого втола с педагогами по направлению "работа над развитием словаря детей"...